|
|
|
ДУША НАРОДА |
|
Младенец в доме - радость в семье! |
На этой странице мы продолжаем рассказывать о культурном наследии, ибо народная культура жива, пока есть люди, сумевшие передавать ее из поколения в поколение. А это невозможно сделать без рождения детей. И потому у разных народов (а их более ста в нашей стране) есть свои обычаи, традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Рассмотрим же сегодня, в преддверии Международного дня защиты детей, лишь некоторые из них.
|
|
|
|
С детьми – базар, без детей – мазар |
У казахского народа в увеличении потомства, особенно мальчиков, всегда была заинтересована не только семья, но и все родственники. Сила, общественное положение рода определялось числом воинов, а большое количество братьев, родни всегда считалось признаком почетного положения. С древнейших времен женщины-казашки стараются знать, хранить и исполнять религиозные семейные обряды, связанные с рождением ребенка.
Завязав пуповину, в семье Кузембаевых из аула Жаксы Атырауской области, ребенка искупали и завернули в кусок ткани, отрезанной от рубашки аксакала рода Темирхана. Здесь не забывают и о поверье: если завернуть ребенка в синюю ткань, то он пропитается «нiл» и не будет болеть. Но особой магической силой казахи наделяли женщин, родивших двойняшек или близнецов. В первые сорок дней жизни малышей и их мать особенно тщательно оберегали от опасностей. Их старались не показывать посторонним людям.
«Особенно праздничным, – вспоминают жители Тарбагатайского района, – и полным большого смысла во все времена считался ритуал укладывания ребенка в колыбель». Церемонией руководила повитуха или многодетная женщина. Праздник назывался «бесiк той» или «бесiкке салар». Женщины, изображая наездниц, громко произносили: «Иду по воде, подобной подпруге, еду верхом на подпруге, иду по глубокой воде, еду верхом на море».
А в ауле Махамбет той же, Атырауской области еще со стародавних времен повелось: прежде чем уложить ребенка в колыбель, к его изголовью привязывают амулет, который, об этом гласит поверье, будет защищать ребенка от злых духов. Кроме того, делают отверстие в середине люльки, где устанавливают горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту. А конфеты и сладости, которые тут же раскидывают, предлагая, как подарок. Подставив ладони, их разбирают женщины, не имеющие детей.
|
|
|
|
Без повитухи не обойтись |
По этнографическим материалам, собранным в Псковской, Смоленской, Пермской, Воронежской, Курской губерниях в конце ХIХ века, а также по воспоминаниям старожилов, в здешних краях традиция своя – ни одна крестьянская семья не обходилась без повивальной бабки. Она не только принимала роды, но и помогала роженице и новорожденному, сопровождая все магическими действиями. Сразу же после родов она проверяла, здоров ли ребенок, при этом выпрямляла головку, ножки, смотрела, нет ли вывихов. На протяжении трех-пяти дней со дня появления малыша она купала его и роженицу. Отсюда и указание в летописях, что «повитуха должна уйти только после трех бань». Она вела «надзор» за тем, чтобы малыша и молодую маму никто «не испортил».
Это тем более понятно, что до крещения, которое старались совершать как можно быстрее после рождения, ребенок, а вместе и его мать считались незащищенными от всякой порчи. В эти дни она помогала, чем могла: «несла хлеб и пару яиц», «что-нибудь для ребенка – пеленку чистую, тесемку, приголовник, мятлышек и мыльце». Она же могла и окрестить младенца. Если ребенок оказался слабеньким, то «бабка крестит его в горшке по-своему, домашним способом». А для этого она «берет святую воду» и с простой водой, добавляя ее в обыкновенную тарелку, поливала ребенка, три раза приговаривая: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». И дает ребенку имя.
|
|
|
|
За баню особый подарок |
– По сравнению со свадебными обрядами, – рассказывает преподаватель татарского языка татаро-башкирской воскресной школы города Астаны Роза Бектемирова, – обычаи, связанные с рождением ребенка в наших семьях, занимали достаточно скромное место. Помню, роды в семье Шахназаровых у Амелии принимала бабка-повитуха – кендек-эбил, бала эбисе. Новорожденного повитуха Зарипа искупала и завернула в рубашку отца. Это было сделано с пожеланием, чтобы ребенок стал более близок к отцу, любим им. Она же смазала ротик ребенка медом и маслом. Сразу же после родов топили баню, которая у татар называется «бала мунчасы». Повитуха помогала роженице помыться и искупать ребенка, за что получала особый подарок. Многолюдно в их доме было в первые дни после родов. Приходили родственницы, соседки с угощением и подарками – детским приданым. Считается, чем больше женщин придет, тем больше молока будет у матери.
Первую рубашку новорожденному Асхату, который вместе с мамой и папой Камаловыми Раисой и Алишером, жил тогда здесь, недалеко от Астаны, сшили из старья, придерживаясь поверья, что в этом случае ребенок будет носить одежду бережнее. Рубашонку обычно надевают лишь в первые дни.
|
|
|
|
«Сын приносит, дочь уносит» |
«Жил однажды человек. Он родился, женился и умер. Больше мы о нем ничего не знаем. Но он был человеком». Эти слова Франца Фельмана привел руководитель культурно-просветительского общества эстонцев «Кодумаа» Владимир Курилов.
– Хотя эстонцев в нашей стране не так уж много,– сказал он, – они стараются соблюдать традиции и обычаи своих предков. Многие рассказывают о первых шагах человека на земле, когда даже пытались влиять на пол ребенка. Родители лелеяли сокровенную мечту, чтобы родился мальчик. Это вполне объяснимо, ведь от него больше проку и в доме, и на хозяйском поле: “Сын приносит, дочь уносит”. Это означало, что сын, женившись, приводил в дом работницу вместе с приданым. Дочь же и сама из дому уходила, да и приданое с собой уносила.
Придавали большое значение тому, в какой день недели родился ребенок. Так, у эстонцев понедельник, среда и пятница считались несчастливыми днями. Полагали, что родившимся в эти дни не будет в жизни счастья. Зато вторник, четверг и суббота, наоборот, были счастливыми. Бытовало поверье, что редкостные счастливчики появлялись на свет в воскресенье. Немаловажным было и то, в котором часу ребенок родился: вечерний ребенок “приносит счастье”, а родившийся в утренние часы, обречен на тяжкий пожизненный труд. Еще более важным считался месяц рождения.
|
|
|
|
Какое счастье – первенец |
– Огромная радость в армянской семье – рождение первенца, – рассказывает директор воскресной школы в Астане Мария Акопова. – Если на свет появляется мальчик, его называют в честь дедушки со стороны отца, девочку – в честь бабушки. Все остальные дети, рожденные после первого, пожизненно уважают и подчиняются старшим брату или сестре. После того как роженицу с младенцем выписывают из больницы, 40 дней ребенка никому не показывают. Это я очень хорошо помню, потому что так было и в моей семье, когда я родила дочь. По истечении 40 дней, как того требует обычай, мы ее окрестили. В честь такого большого праздника накрыли стол и пригласили всех родственников и друзей.
Обычно крестных отца и мать выбирают из близких друзей. До года ребенка купает бабушка. Детское приданое малышу дарят родители, снохи во время крестин. Чаще всего это коляска, одежда. Через месяц после рождения стригут ногти ребенку, при этом надо надевать на каждый палец золотое кольцо. С появлением первого зубика бабушка со стороны отца варит кашу кычахаш из разной крупы: пшеницы, фасоли, кукурузы, гороха, и добавляют туда конфеты. Приглашают детей всего двора и родственников. Дети садятся на пол, устланный ковром, посредине, конечно же, малыш. Всю эту смесь сыплют на голову ребенка, предварительно прикрыв ее салфеткой, остальные дети собирают сладкую массу. После этого перед «виновником торжества» ставят нож и ножницы, если выберет нож, то следующим родится мальчик, если ножницы – девочка. Когда исполняется ребенку годик, приносят жертвоприношение – ягненка, и раздают в семь семей.
|
|
|
|
Праздник «четырех столов» |
А вот подобного рода традиции корейцев тесно переплетаются с их образом жизни и сменой времен года. Обычаи, ритуалы, связанные со всеми событиями жизненного пути, объединены под общим названием «кван хын сан че».
На бек нал – сотый день после рождения ребенка. Этого обычая придерживаются и в наши времена, в семье устраивается торжество. Ведь сто дней – очень важная веха в жизни младенца. Дело в том, что в старину многие дети не доживали и до трех месяцев. Частые эпидемии уносили их. Именно на сотый день первый выход в свет малыша. В семье Кан, проживающей в Аксайском районе Западно-Казахстанской области, с маленького Жени в этот день сняли белые одежды и надели веселый разноцветный наряд. На стол – самсинсан – столик трех духов – поставили блюда традиционного ритуального обеда: суп из капусты и рисовую кашу. Роженица и бабушка в это время молятся, прося благополучия новорожденному. Готовят угощение и для гостей. Считается, что чем больше будет гостей, тем лучше для ребенка. В подарок приносят мотки белых ниток, символизирующих долгую жизнь, а также лапшу и рис. Этот обычай стал частью толь дянчи – годовщины ребенка, которая тоже отмечается торжественно.
|
|
|
|
Крестят на 40-ой день |
Рождение же ребенка в украинских семьях всегда сопровождается церковными обрядами и праздничными ритуалами. Многие из народных примет дошли и до наших дней.
Так, еще в начале прошлого века на роженицу накладывалось немало запретов и оберегов, так как были уверены, что характер будущего ребенка формируется еще в утробе матери. К примеру, на Тернопольщине бытовало поверье, что беременной женщине ни в коем случае нельзя наступать на жабу, иначе дитя не встанет на ноги; нельзя даже посмотреть на какое-то животное или трубочиста – будущий ребенок родится некрасивым. Запрещалось шить, вышивать на пяльцах, смотреть на горящую хату, стог сена, ибо ребенка одолеет хвороба, и он родится с физическими изъянами. А когда уж ребенок родился – первая его защита – крещение. Крестили детей в украинских семьях, да и сейчас это поддерживается, на сороковой день жизни.
|
|
|
|
Колыбель моего детства |
По словам Лидии Багаутдиновны – жены руководителя чечено-ингушского национально-культурного центра «Вайнах» Салмана Героева, с первых дней малыша в чеченской семье встречают подарками или приданым. Главным предметом этого действа в стародавние времена была деревянная колыбель.
– Я, конечно же, вспоминаю рождение своей дочери. Было это уже давненько. И хотя мы современные люди, но постарались соблюсти все атрибуты обычая наших предков. Во-первых, собирались на праздник по случаю рождения малышки только приглашенные – именитые гости, родные и близкие. А малышка – главное действующее лицо – на глазах у собравшегося люда укладывалась в подаренную колыбель.
|
|
|
|
Ведущая страницы Ольга ВОЛЬСКАЯ |
|
|
|