|
|
|
СОЦИУМ |
|
ЭПИЦЕНТР ПОМОЩИ |
ОТКЛИК слышен отовсюду |
Мы продолжаем публиковать сообщения своего корпоста о ходе восстановительных работ в эпицентре бедствия, постигшего южные регионы страны.
И начнем эту очередную подборку с важной новости. Принято Постановление Правительства о мерах по ликвидации последствий землетрясения, восстановлению объектов социального значения в Жамбылской области и выделению средств на оказание помощи Южно-Казахстанской и Костанайской областям, пострадавшим от ливневых осадков, селей и паводка.
Документом одобрен план работ объектов в районе имени Турара Рыскулова. На ликвидацию последствий от ударов стихии области выделено 2 миллиарда 300 миллионов тенге. Средства пойдут на сейсмоусиление ряда строений, снос или ремонт зданий 18 средних учебных заведений, которые должны быть завершены до августа-сентября нынешнего года. В селе Кулан – центре района – будут открыты новые роддом и районная больница с поликлиникой. Планируется строительство и капитальный ремонт жилья в военном городке на станции Луговая.
300 миллионов тенге южно-казахстанцам выделено Правительством уже на этой неделе. Эти деньги пойдут на сооружение мостов и дорог, размытых стихией. Дождались помощи и граждане, чьи жилища разрушены. На эти цели из резерва акима области выделяется еще 6,5 миллиона тенге.
– На счет районного управления финансов уже поступило 3 миллиона 446 тысяч тенге, – проинформировал корреспондента «АК» заместитель акима Сайрамского района Абдисамат Ниязкулов. – Сейчас я готовлю распоряжение о распределении этих денег среди пострадавших сельских округов. Уже в ближайшие дни люди получат причитающуюся им компенсацию.
Между тем, селяне активно открывают лицевые счета в ОАО «Казпочта». Именно сюда будут перечислены деньги на восстановление жилищ.
Посильная помощь бедствующему населению района имени Турара Рыскулова оказывается различными общественными организациями, партиями и движениями. Жителям сел Абая, где из 342 жилых домов 269 оказались непригодны для жилья, Кызыл-шаруа и станции Луговая адресно роздано 1200 мешков муки первого сорта. Многодетным семьям выделено по 2–3 мешка. Помощь распределил председатель Жамбылского облисполкома Аграрной партии Болат Мунатаев, куда директор ТОО «Агроцентр-Астана» Владимир Петров отправил два вагона муки. Первый транш в объеме 60 тонн продовольствия доставил директор Южно-Казахстанского филиала № 1 этого «Агроцентра» Галымжан Нуршанов. Через несколько дней поступит еще 60 тонн муки.
Перечисляют деньги коллективы и отдельные граждане. Однодневный заработок в полном объеме, что составило почти 1 миллион 200 тысяч тенге, направили сотрудники Администрации Президента и Канцелярии Премьер-Министра. Коллектив Капчагайской средней школы № 4 собрал 40 тысяч тенге, сотрудники столичного детского сада «Балауса» – более 23 тысяч, артисты Казахского драматического театра из города Атырау – 40 тысяч тенге, две жительницы Уральска – Айман Досаева и Марина Сиваш отправили срочным переводом 36 100 и 25 000 тенге соответственно.
Продолжают ликвидировать последствия паводка мактааральские и чардаринские хлопкоробы. Сейчас необходимо разбить образовавшуюся на почве корку, чтобы дать растениям возможность дышать. Общая площадь посевов хлопчатника в области составляет 185,9 тысячи гектаров. По словам заместителя начальника областного департамента сельского хозяйства Бахыта Раманкулова, из них более 45 тысяч гектаров пересевались два, а то и три раза. Дехкане своим трудолюбием стараются исправить урон, нанесенный их полям стихией.
Из бюджета Атырауской области в помощь пострадавшим выделено 120 миллионов тенге.
Пожалуй, впервые в жизни крестьяне видят такое скопление техники на своей земле. На специально созданную контейнерную площадку на станции Луговая из всех регионов страны по железной дороге прибывают грузы: стройматериалы, оборудование. В привезенных с собой домиках и палатках расположились бригады строителей, представители самых известных в стране фирм. Отсыпаны подъездные дороги. Начал работу растворобетонный завод производительностью 40 кубометров бетона в час. Во всех населенных пунктах началось широкомасштабное строительство, завершить которое предстоит уже 25–30 августа. Особое внимание уделяется возведению и ремонту школ и объектов здравоохранения, которые сдадут в эксплуатацию с полным набором оборудования. Детально изучены топографические особенности участков, отведенных под жилье. Архитекторы предложили проекты домов, способных выдерживать землетрясение силой 8–9 баллов. Средняя стоимость одного коттеджа – 20 тысяч долларов. Несмотря на сжатые сроки, строители уделяют должное внимание эстетике жилья. ТОО «Прокатрабстройсервис» изготовит каркасы для 150 домов, которые затем в кратчайшие сроки смонтируют в зоне застройки. Барнаульские специалисты прибывают для установки 11 деревянных сборных домов, переброшенных сюда российским холдингом «Алтайагрожил».
Но масштабы беды велики, без крова остались 20900 человек, или как минимум 4 тысячи семей. Заново предстоит отстроить 2496 домов. Для полного восстановления ущерба, нанесенного стихией, необходимо более 15,5 миллиарда тенге. Поэтому после проведения учета свободного жилья желающие могут переселиться в города Шу, Каратау, Жанатас и даже областной центр. По 10 благоустроенных квартир для решившихся на переезд предоставит руководство Байзакского, Кордайского, Меркенского, Сарысуского, Таласского, Шуского районов.
Аким области Серик Умбетов обратился к Правительству с просьбой о выделении 177 миллионов тенге – именно такая сумма необходима для завершения строительства трех домов в Таразе, которые смогут принять 132 семьи. А для возведения равноценного жилья в селе понадобится 400 миллионов. Упускать возможность столь ощутимой экономии нельзя. Всем принимающим переселенцев поставлено условие: хотя бы один член семьи должен иметь работу на новом месте. Кроме того, за всеми рыскуловцами останутся их земельные участки, и не адаптировавшиеся в городе смогут вернуться на родину.
Откликнулись на постигшее несчастье и руководители крупных предприятий, предприниматели, председатели культурных национальных центров. Предприниматель Гафур Касымов перечислил в благотворительный фонд 1 миллион тенге, трудоустраивает 10 человек. Руководитель ТОО «Гамбург» Егор Кох пригласил в Жуалынский район 2 семьи. Председатель чечено-ингушского центра «Вайнах» Рамазан Магомадов передал в дар одной из пострадавших семей дом в Таразе. Решили помочь пострадавшим и педагоги. Жамбылский политехнический колледж перечислил в фонд помощи 75 тысяч тенге. Гуманитарный колледж имени Абая – 126 тысяч тенге и организовал педагогические отряды по 10 человек, которые не дадут скучать в дни каникул рыскуловским ребятишкам. В течение трех месяцев гуманитарная помощь от Красного Креста поступит в адрес 1300 семей или 6 тысяч человек – инвалидов, многодетных семей, престарелых, малоимущих. Фонд по ЧС Международной федерации Красного Креста выделил для пострадавших 34 тысячи долларов.
Сельчане, заглянувшие в глаза беде, понемногу начинают приходить в себя. Масштабы помощи, поступающей на счет специального фонда, действительно, способны вселить надежду. На сегодня в адрес пострадавших от разбушевавшейся стихии поступило 247 560 000 тенге.
|
Ирина СОН,
Олеся ОЛЕЙНИК |
|
Для оказания спонсорской и благотворительной помощи пострадавшим от землетрясения в Жамбылской области открыт счет финансового отдела района имени Т. Рыскулова:
ИКК: 000142184
БИК: 191406024
Сектор экономики: 12
Банк бенефициара: Отдел казначейства района им. Т. Рыскулова.
|
|
|
|
АДРЕСУЕТСЯ ВЛАСТИ |
За невыученные уроки… ПЛАТИМ ДВАЖДЫ |
хлопкоробы республики задавлены диктатом монополистов |
Более чем для третьей части трудоспособного населения Южного Казахстана выращивание хлопка стало главным источником дохода. На сегодняшний день хлопковый сектор экономики практически полностью приватизирован. Несколько мощных торговых компаний и владельцы перерабатывающих линий контролируют всю зону стратегического сырья, диктуют ценовую политику. А сотни хозяйств, живущих за счет производства и сбыта продукции, остались без правовой защиты, вынуждены отдавать выращенное почти что задаром. Выход из ситуации дехкане видят в принятии закона «О хлопке».
Южноказахстанцы вот уже три года ведут активную переписку с Министерством сельского хозяйства, Мажилисом и Сенатом Парламента, Правительством. Первым письменный диалог с Кабмином начал депутат Мажилиса от ЮКО Мырзагелды Кемел, который еще 6 сентября 2000 года направляет депутатский запрос Премьер-Министру. Он обосновывает необходимость появления закона о хлопке и выражает готовность как специалист-практик участвовать в рабочей группе по подготовке проекта и обещает в дальнейшем лоббировать его принятие в Мажилисе. Через месяц депутат получает ответ за подписью самого Премьера. В нем нецелесообразность принятия отдельного закона обосновывается тем, что «действующим законодательством урегулированы как правовые, организационные, так и экономические основы деятельности производителей хлопка».
В течение двух последующих лет неугомонный депутат направляет в Минсельхоз, Мажилис и Сенат Парламента, Министерство юстиции республики проекты закона «О хлопке», разработанные в департаменте сельского хозяйства области с участием ТОО «Хлопковый союз» и Южно-Казахстанским НИИСХа. В орбиту активной переписки вовлекаются десятки компетентных ведомств, включая не только аппарат Мажилиса, Отдел правовой экспертизы Сената Парламента, НАЦАИ, но даже Минфин РК. Интересно то, что практически все ответы по содержанию похожи друг на друга, как близнецы-братья. Вице-министр юстиции А. Котлов отвечает Минсельхозу республики на запрос дать правовую оценку проекту закона о хлопке так:
«Регламентом Правительства предусматривается, что концепции законопроектов в обязательном порядке согласовываются с Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве РК. В связи с этим представляется необходимым внесение концепции настоящего законопроекта, как инициативы уполномоченного госоргана на рассмотрение Комиссии в официальном порядке. При получении одобрения Комиссией концепции данного законопроекта, полагаем возможным направление его в установленном РЕГЛАМЕНТОМ Правительства порядке на согласование в заинтересованные госорганы. Учитывая изложенное, оставляем внесенный Вами законопроект без рассмотрения».
А вот как заканчивается ответ депутату Мажилиса М. Кемелу, подписанный Заместителем Руководителя Аппарата (все с прописной буквы) Мажилиса Парламента РК М. Кабденовой. «…Таким образом, считаем, что предлагаемый законопроект не выдерживает установленных требований к содержанию закона, а тем более к его практической значимости и целесообразности».
Примерно такие же ответы Минсельхозу республики поступают от Отдела правовой экспертизы Аппарата Сената Парламента РК и вице-министра экономики и торговли РК Е. Адасбаева: «МСХ, прежде всего, само должно определиться с целесообразностью принятия закона по отдельно взятой сельхозкультуре («О рисе», «О подсолнечнике», «О сахарной свекле»…) Исходя из вышеизложенного, просим оформить проект закона в соответствии с РЕГЛАМЕНТОМ Правительства.»
Словом, за прошедшие три года многострадальное предложение о законе, десятки раз измененное и дополненное, ни на йоту не продвинулось.
– У меня всего 8 гектаров земли, – рассказывает глава крестьянского хозяйства «Жанысбай» Уали Оразмуханбетов из Мактааральского района. – В прошлом году собрал по 20 центнеров хлопка-сырца с гектара. Сдал на завод 15 тонн. Там мне оплатили по 54 тенге за кило. Завод удерживает деньги за семена, ГСМ, хранение… Здесь любым путем стараются снизить товарное качество сырья и заплатить поменьше. Спорить с ними – остаться вообще без средств на существование. Подавать в суд бесполезно, сами знаете, почему. Таких как я, бесправных только в нашем районе – тысячи. Никто нас не защищает, хотя, говорят, что есть какая-то организация. Ко мне никто не подходил. А вот в этом году я посеял хлопок уже на 20 гектарах. Мне сосед свои земли одолжил под проценты. Когда наводнение первый раз смыло все всходы, я сумел прикупить семена подешевле и быстро посеять на арендованном тракторе. Но когда второй раз пришла большая вода, и смела все… Я сел в воду и заплакал… Денег никто не даст, хотя говорили о какой-то беспроцентной ссуде. Да и время сева уже вышло. Так что я остался без хлопка. Конечно, посею другие культуры, но такой прибыли, как от хлопка, я уже не получу…
В таком положении, как этот хлопкороб, в области оказались тысячи. И судьба их незавидна. Кредитов они не видят. Контроль над ситуацией держат хлопковые магнаты, их деятельность никто не контролирует вот уже лет шесть. Хаос привел к тому, что отсутствие контроля со стороны государства за качеством перерабатываемой и сдаваемой заводами продукции ведет к утаиванию цен и объемов продаж. А отсюда – к невозможности определить фактическую сумму прибыли и сокрытие валютных поступлений в бюджет.
И потом: волокно входило в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Но с 15 июля того же, 2000 года Кабмин исключил хлопок-волокно из перечня, и независимая оценка его качества перестала быть обязательной для участников рынка.
К чему привел недогляд? Добровольная сертификация породила хаотичное развитие хлопкового рынка. Сегодня цены на нем диктуются хлопкоперерабатывающими заводами и крупными оптовыми покупателями на основании качества, определяемого… ими же! Такие фермеры, как Оразмуханбетов, частенько не знают реальную цену выращенного хлопка, а потому находятся в неравноправном положении, чем его более состоятельный партнер. Кабальное состояние тысяч крестьян вынуждает их заключать фьючерсные договора на условиях, которые диктуют заводы-монополисты и компании. Часть их и без того мизерной прибыли остается в трейдинговых компаниях и на заводах. А вот фермеры, свободно реализующие свою продукцию, получают прибыль почти в полтора раза больше, чем при заключении фьючерсных договоров.
По мнению разработчиков проектов, наступило время создать специальную инфраструктуру для регулирования рынка этой стратегически важной продукции. Каким образом? Необходимо, считают они, хотя бы организовать лицензирование независимых специальных лабораторий по определению качества хлопка и включить хлопок-волокно в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Принятие закона о хлопке, как убеждены те, кто его выращивает, позволит государству осуществлять контроль на рынке сбыта хлопка-волокна, обеспечить отечественную текстильную промышленность сырьем, улучшить социально-экономическое положение, как региона, так и своих товаропроизводителей, резко увеличить валютные поступления в казну государства.
|
Мнайдар МУРЗАГУЖИНОВ,
г. Шымкент |
|
|
|