Газета издается с 10 декабря 2002 года. Выходит по пятницам.
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market
вся погода

Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Политика

С ПОНИМАНИЕМ
ВСЕ В ПОРЯДКЕ

   Практически сразу же после окончания Ташкентского заседания Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на прошлой неделе в Астане под председательством Нурсултана Назарбаева прошло десятое заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а затем и очередное заседание Совета коллективной безопасности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

   Камнем преткновения на заседании ЕврАзЭС, куда входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан (Армения присутствовала в качестве наблюдателя), вновь чуть было не стали вопросы согласования сторонами единой тарифной политики на железной дороге, что необходимо для вступления в ВТО. Однако после обмена мнениями стороны все же пришли к согласию и подписали документы, которые направлены на решение не только этой проблемы, но и ряда других.

   В частности, участники сообщества намерены объединить свои усилия по вопросам эффективного освоения водно-энергетических ресурсов, определения основ приграничной политики и законодательства своих стран. Подписано соглашение о сотрудничестве на рынке ценных бумаг и утвержден план взаимодействия в сфере банковского регулирования и надзора в рамках ЕврАзЭС на 2005-2006 годы.

   Подробности о некоторых подписанных документах лидеры «пятерки» сообщили после переговоров на совместной пресс-конференции. Так, касаясь договоренности в сфере железнодорожных тарифов, казахстанский лидер сообщил, что единые тарифы согласованы странами ЕврАзЭС пока только на 56 процентов, однако работа по увеличению этого уровня до 66 будет продолжаться.

   По словам президента России Владимира Путина, очень важны для интеграционных процессов принятие документов о статусе основ законодательства и совместная работа на рынке ценных бумаг и банковской сфере.

   Характеризуя достигнутые соглашения, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что все договоренности, достигнутые в рамках ЕврАзЭС, направлены на усиление интеграции в реальном секторе экономики, улучшение благосостояния народов наших стран и на их сближение…

   Экономический саммит глав государств ЕврАзЭС плавно перешел в политическую плоскость. На заседании Совета глав государств – участников ОДКБ лидеры шести государств (к «пятерке» на полноправных правах присоединился президент Армении Роберт Кочарян) обсудили в узком кругу ситуацию в зоне ответственности организации. Стороны отметили, что военно-политическое сотрудничество налаживается, куда большими темпами, нежели экономическое.

   – Возможно, объяснением тому служит очевидная значимость военно-технического сотрудничества в условиях глобальных вызовов и угроз, – отметил при этом Президент Казахстана.

   Созданный объединенный штаб ОДКБ, по словам генерального секретаря Николая Бордюжи, сегодня активно занимается проблемами военной составляющей организации, реализует меры по согласованию визовой политики в отношении государств, откуда может или исходит угроза. Штаб также координирует действия сторон в области противодействия политическому и религиозному экстремизму, незаконному обороту наркотиков, налаживает механизмы по обмену информацией.

   По мнению участников встречи, особую озабоченность вызывает ситуация в Афганистане, влияние которой на безопасность и стабильность в регионе по-прежнему велика. Как сообщил президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, несмотря на проведенную в этой стране антитеррористическую операцию, в этом году на посевных площадях опиумного мака ожидается рекордный урожай. Только за три последних года, по данным ООН, Таджикистан изъял на границе с Афганистаном наркотиков на сумму более одного миллиарда долларов США, что составляет третий показатель в мире.

   Для повышения эффективности ОДКБ государства-участники организации договорились более тесно сотрудничать с другими международными организациями, в том числе и с блоком НАТО.

константин славин

выборы-2004

Как это будет

   В прошлую пятницу вышло Постановление Центральной избирательной комиссии РК. Утвержден календарный план основных мероприятий по проведению очередных выборов депутатов Мажилиса Парламента третьего созыва, назначенных на 19 сентября нынешнего года. Обозначены также порядок выдвижения, регистрации, агитации, голосования и, наконец, подведения его итогов.

   Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса по избирательным округам, включение в партийные списки лиц для избрания депутатами на территории единого общенационального избирательного округа начинается за два месяца до дня выборов – 18 июля и заканчивается за 40 дней до него– 9 августа. Вносить изменения и уточнения границ избирательных участков в случае необходимости, оповестить избирателей через средства массовой информации об этих границах необходимо в течение семи дней со дня создания участков. Не позднее чем через семь дней после назначения выборов в СМИ должны быть опубликованы составы участковых избирательных комиссий. Составы же окружных, городов Астаны и Алматы, областных и территориальных избирательных комиссий должны быть обнародованы не позднее чем через 10 дней после назначения выборов.

   В это же время в СМИ публикуются списки округов с указанием их границ и мест нахождения избирательных комиссий.

   За 20 дней до голосования, то есть, не позднее 29 августа, завершается составление списков, которые представляются в участковую избирательную комиссию. Регистрация кандидатов в депутаты Мажилиса и выдача каждому соответствующего удостоверения начинается за два месяца до дня выборов и заканчивается за месяц – 18 августа. В эти же сроки проходит регистрация партийных списков и выдача каждому включенному в них лицу подтверждающего документа.

   Не позднее, чем на седьмой день после регистрации кандидатов, в СМИ сообщается о регистрации кандидатов в депутаты, а о регистрации партийных списков – не позднее, чем на 10-й.

   Предвыборная агитация кандидатов и политических партий (кроме агитации в средствах массовой информации) начинается с момента регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Публикации в СМИ начинаются с окончания срока регистрации и прекращаются в ноль часов по местному времени в канун дня выборов (с 18 августа и до 24 часов 17 сентября).

   За 15 дней до голосования избирателям предоставляется право ознакомиться со своими списками, и не позднее, чем за 10 дней до выборов они оповещаются о времени и месте голосования на избирательных участках. Бюллетени должны быть доставлены в участковые, окружные и территориальные комиссии не позднее 17 сентября, за день до выборов.

   По окончании подсчета голосов протоколы о результатах голосования по избирательному округу в окружную избирательную комиссию и протоколы о результатах выборов по партийным спискам – в соответствующую территориальную избирательную комиссию, должны быть доставлены немедленно.

   Первое сообщение о предварительных итогах по избирательным округам и участкам появится не позднее 48 часов после окончания подсчета голосов и составления соответствующего протокола. А окончательные итоги выборов ЦИК подведет не позднее 10 дней со дня проведения выборов.

сабит галымов

ОТКАЗАНО В ПРАВЕ ПОДКУПА

   Проведение предстоящих выборов по новому законодательству, безусловно, придаст этой важной политической акции новые оттенки. Ведь происшедшие в нем изменения сделали механизм выборного процесса открытым и прозрачным, как и диктуют международные требования. Но, чтобы в ходе выборов соблюдалась каждая буква Закона, избиратель должен знать и соблюдать все его основные принципы и положения.

   Сегодня реформа избирательной системы нашей страны, ее либерализация являются важнейшим политическим приоритетом, стратегической задачей. Для того, чтобы изменения и дополнения в нее вносились четко и взвешенно, с учетом мнения всех заинтересованных сторон, Правительство и Центральная избирательная комиссия проделали большую работу. Досконально и кропотливо изучен и международный опыт в этой области. Проведен активный конструктивный диалог со всеми политическими партиями и общественными движениями страны. К совершенствованию нашего выборного законодательства привлекались и международные организации.

   Ряд нововведений, в первую очередь, нацелен на повышение роли партий в избирательном процессе, создание условий для равного их участия в нем. Теперь политические партии вправе создавать предвыборные блоки (Аграрная и Гражданская партии этой возможностью уже воспользовались), что благоприятно скажется на маневрировании своими ресурсами в избирательной кампании. Обновленный Закон исключает и безальтернативные выборы, что делает их конкурентными, соревновательными, а, следовательно, и демократичными.

   К наиболее значимым нововведениям можно отнести закрепление в Законе принципа формирования избирательных комиссий. Теперь их составляют не исполнительные местные органы, а маслихаты с учетом интересов политических партий и объединений. Любая общественно-политическая группа представляет одну кандидатуру в состав каждой избирательной комиссии. При этом она вправе выставлять не только кандидатуры своих членов, но и тех, кто не состоит в партийных рядах. Как известно, формирование таких комиссий на предстоящие выборы уже завершилось. По данным, направленным в Центральную избирательную комиссию маслихатами, не все партии засвидетельствовали свое присутствие. Вошли в них лишь те, кто набрал на сессии маслихатов большее количество голосов.

   Еще одно заметное преимущество нового законодательства. Выявив нарушения Конституционного закона о выборах, допущенные избирательной комиссией, граждане могут обращаться в образовавший ее орган или суд с заявлением. Если таковые факты подтвердятся, то ее деятельность прекращается. Но и делает невозможным безосновательное расформирование и замену состава избирательной комиссии. Подобная реформа позволит достичь реальной независимости избирательных комиссий от влияния исполнительной власти на местах. Одновременно резко возрастает роль политических партий как в избирательном процессе, так и в общей политической системе государства, что является неотъемлемой чертой всех развитых стран мира.

   Важным этапом демократизации избирательного законодательства стало исключение наиболее критикуемых общественностью (особенно международной) норм, согласно которым в регистрации отказывалось тем кандидатам, кто привлекался в течение года к дисциплинарной ответственности за коррупционное действие, и на которых налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение. Отныне в Законе приведен полный и исчерпывающий список запретов, которые могут послужить основанием для отмены регистрации кандидата. Это исключает их произвольное толкование и квалификацию, а также незаконного отклонения кандидатуры. Тем самым сняты все ограничения для активного вовлечения широкого круга граждан в избирательный процесс и созданы все условия для реализации ими своего права быть избранными.

   Большое внимание в нынешней редакции уделено вопросам регулирования агитационных кампаний. Это связано с быстрым развитием так называемых грязных избирательных технологий, желанием некоторых кандидатов привлечь голоса избирателей элементарным способом – подкупом…

   Но подробнее об этом – позже, накануне официального объявления о начале агитационной кампании.

всеволод сергеев

Наше приграничье
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»