ГАЗЕТА
№ 27 (80)
09-15.07.2004
  Первая страница
  Подробности
  Социум
  Годы аула
  Зарубежный опыт
  Культура
  Автобан
  МолодStar
  Агромаркетинг
  
  Глобус
  Душа народа
  На досуге
  Всем обо всем
  Хочешь - верь


  РАЗНОЕ
  Архив
  Обратная связь
  ВМЕСТЕ С НАМИ
  ВАЛЮТА, ПОГОДА

Kazakhstan Financial Market



Вся погода
  ДУША НАРОДА  

ЧЕРНЫЙ кот,
дурной ГЛАЗ...

   «Ох, и неудачно сложился день вчера, – поделился сослуживец, – но я ожидал этого: встал не с той ноги». Такое обреченное принятие обстоятельств и ситуаций наблюдается среди очень многих людей, независимо от их образования и положения.

   Суеверья, поверья, приметы… Наша тяга к сверхъестественному, особенно в бытовой, повседневной жизни довольно велика. Как велико и стремление к предвидению будущего, желание объяснить связь явлений – реальных или воображаемых. Причем, «темным» суевериям, тем же астропрогнозам, гороскопам уделяют немало внимания и солидные телеканалы, издания. В лет уходит литература о белой и черной магии. Теснятся очереди у предсказателей и колдунов. И закрывать на все это глаза не приходиться – уж явление больно массовое. Поэтому в очередном выпуске тематической страницы мы и попробуем посмотреть на него с точек зрения как суеверных людей, так и тех, кто абсолютно не подвержен такой мистике. Причем с позиций – самых разных народов и этносов.


Без коня не родит земля

Ералы АНУРБЕК,
председатель казахского общества
«Тіл жане мадениет»

   В день Наурыза выстирай кухонное полотенце и просуши его на ограде. Так гласит одно из поверий нашего народа. Если затем ты вытрешь им своих лошадей, они будут упитанными и холеными.

   В южных регионах Казахстана всего лишь около 80 лет назад был распространен оригинальный способ лечения болезни, поражавшей лошадиные копыта. Его описание мы находим в литературе начала прошлого века.

   Так, хозяин лошади должен в полночь выйти в свой сад и «вынуть» дерн у подножия самой большой яблони, а затем осторожно повесить его на самую высокую ветку дерева. И все это в молчании и одиночестве. Когда дерн «осыпался» на землю, болезнь покидала животное. Эта примета известна во многих других районах, но с дополнением: дерн следовало брать в том месте, где больное животное щипало траву.

   А династия сельских кузнецов Жусупбековых, проживающих в Южно-Казахстанской области, на протяжении многих поколений владела талисманом, с помощью которого можно вынимать гвозди из «стрелок» лошадиных копыт и мгновенно исцелять раны. Суеверие гласит, что применять его может только один человек. До 1940 года лечением лошадей талисманом занималась дочка последнего кузнеца.


Выметая каждую щель

Александр ЗАВЬЯЛОВ,
преподаватель истории
столичной СШ

   По рассказам еще своей бабки Матрены, которая всю свою жизнь прожила в Брянской губернии, очень хорошо помню ее увещевания насчет соблюдения примет. Это с моей точки зрения они – суеверия. А в них очень, даже очень верят по сей день мои земляки.

   Чтобы в доме не водились мухи, тараканы и клопы, деревенская бабка вставала ранним утром первого марта, занавешивала все окна и тщательно выметала перемычки дверей, петли, каждую щель и трещину. Эта процедура обеспечивала, по ее убеждению, свободу от насекомых на весь год.


Даже вредно

Тамара ТРУШАКОВА,
главный врач Центра
традиционной и народной медицины

   Беременность – совершенно особый период в жизни каждой женщины. Потому за советом, каким же образом себя вести, они обычно обращаются к более опытным женщинам. Но, к сожалению, зачастую получают массу ненужной и даже вредной информации в виде народных примет и предрассудков.

   Суеверие о том, что нельзя заранее готовить приданое, возникло в последнее время. В старину приданое для малыша готовилось задолго до его появления на свет. Отец мастерил люльку, мать шила, вязала одежду. В те времена не существовало магазинов для новорожденных, и невозможно себе представить, чтобы все необходимые покупки делались в течение нескольких часов после родов.

   Однако в наше время этот предрассудок почему-то получил большое распространение. Многие будущие мамы ничего не готовят заранее, оставляя мужу обязанность – подготовить кроватку, коляску, одежду и все остальное за то время, пока она с малышом находится в роддоме. Можно себе представить, каким стрессом это оборачивается для молодого отца, и как много важных вещей бывает упущено.


В чепчике и надолго

Тарас ЧЕРНЕГА,
председатель украинского общества «Ватра».

   У украинцев великое множество обычаев и суеверий, связанных с обрядом крещения. Повсеместно на могилевщине считалось, что ребенка нужно крестить в чепчике, и после его нужно не снимать в течение 12 недель.

   Крестильную воду нельзя вытирать с лица – нужно дать ей высохнуть. В украинских семьях особенно настаивали на том, что младенца нужно крестить как можно скорее после рождения, пока феи не украли его и не навредили.

   Существовала и другая примета безопасности ребенка: его накрывали чем-нибудь из отцовской одежды. В связи с этим вспоминается история жены одного могилевского пастуха. Рассказывают, что она лежала в постели со своим новорожденным малышом и вдруг услышала разговоры и смех, доносящиеся из соседней комнаты. Сразу поняла, что шум подняли феи, изготовляющие восковую замену для ее ребенка, которого они хотят украсть. Женщина тут же взяла у изголовья кровати жилет своего мужа и накрыла им младенца. Тут феи завопили: «Старуха утащила нашу добычу!» и исчезли. Но не думаю, что так оно и было.


Источник духа

Салман ГЕРОЕВ,
председатель чечено-ингушского общества «Вайнах»

   Древние предки моего народа верили, что кровь – это не естественная жидкость в жилах человека, необходимая для жизни. Она якобы из области высокого предназначения.

   Поэтому когда человек терял кровь, он становился духовно и телесно беднее, а если терял ее слишком много, то умирал, потому что вместе с кровью выходила его душа. Кровь содержала силу, энергию, так что ее можно было использовать в магических и религиозных ритуалах. Считалось, что она обладает самостоятельной жизнью, которая не прекращается даже после разделения ее с родным телом.

   Эти архаические представления окрасили собой многие обычаи и суеверия, пережившие века. Когда проливалась кровь без веской на то причины, особенно невинная, это накладывало на виновника проклятие. Там, где она проливалась, переставала расти трава, а земля становилась бесплодной.


А если разразил ГРОМ?

Александра РОМАНОВА,
член культурного центра «Беларусь»

   Сильные грозы с незапамятных времен считаются явлением более мистическим, чем просто природным. В наших краях, в окрестностях Минска, верили, что человек, убитый молнией, сам навлек на себя божественную ярость. Поэтому скорбели совсем по-другому, сдержанно.

   До сих пор такого человека срочно закапывают прямо там, где он лежит, без всякого обряда и оплакивания, а если это животное, его мясо не употребляют в пищу. Собственно, это продолжение суеверья, которое бытовало со времен древнего Рима, где, кроме всего прочего, законом запрещалось ремонтировать или даже восстанавливать поврежденные или разрушенные грозой здания.

   Еще одно устойчивое верование, доныне разделяемое многими: молния никогда не ударяет в одно и то же место дважды. В известных обстоятельствах это может быть весьма утешительной мыслью, но, к сожалению, как утверждают физики, это не так.


Верни с улыбкой

Роза ПАК,
председатель филиала
Ассоциации корейцев Казахстана

   По корейскому обычаю, если вы берете у кого-нибудь нож, чтобы разрезать какой-либо фрукт, вы должны вернуть его «с улыбкой», или вас постигнет несчастье.

   Это суеверие особенно популярно у школьников. Вернуть «с улыбкой» означало прибавить к ножу дольку фрукта, который вы только что разрезали. Нож, как и всякий колющий или режущий металлический предмет, традиционно считался магическим орудием против нечистой силы, поэтому он требует соответствующего уважительного обращения с собой. В современной Корее, как в сельской местности, так и в городе, продолжают бытовать поверья, что ножом играть не следует, потому что в результате выйдет ссора. Кто ест с ножа, тот станет злым. Найденный нож нельзя подбирать – он принесет несчастье. Его и дарить нельзя. А если уж сделали такой подарок, то надо отдать за нож какую-нибудь монетку, то есть сымитировать покупку.


Вместо комментария «АК»

Да простят нам предки

Вера ЛУКЬЯНЕЦ,
врач-терапевт, магистр белой магии

   Наш мир – дом, в котором жили предки, живем мы, будут жить наши дети. Каждый пребывающий в нем привносит в него что-то свое, новое. Однако, рассматривая культурное вековое наследие человечества, мы далеко не всегда можем понять истинные причины появления древних обрядов, обычаев, поверий, их корни, смысл. Порой не понимаем сущность проявляющихся в них закономерностей. Хотя проанализировать их вроде бы не составляет труда. Но. Чаще проходят столетия, а мы топчемся на месте, бессильно разводя руками по поводу того, с чем столкнулись.

   Что таят, например, сказки, легенды, поверья, приметы, которые из поколения в поколение благоговейно передавали друг другу наши пращуры. В чем их назначение? Сочиняли ли их для забавы или хранили в памяти как устную летопись происшедшего и пережитого, увиденного и познанного, перечень характеристик неведомого? Многие из нас частенько смеются над такими рассказчиками, упрекая их в невежестве, снисходительно покачивая головами, проходя мимо этих свидетельств, считая их вымыслом и параноей.

   Да простят нам предки. Теперь мы знаем, что они во многом правы. Ведь полтергейст и нам демонстрирует свои непостижимые штучки. И чем, скажите, отличаются позиции некоторых нынешних ученых от объяснений наших неграмотных предков, что это-де проделки домового или другой неведомой силы?! Иронически слушают некоторые рассказы о бабках, заговаривающих кровь, грыжу, зубы, лечащих «наложением рук». А как же многие суеверные великие люди, профессора естественных наук? Знаменитейший Александр Алехин, легенда шахмат, приходил на каждую игру со своим черным котом, не стесняясь самой взысканной аудитории. Записи многих «бредней» давно легли на рабочие столы ученых. Весьма вероятно, что, изучив их, человечество и придет к более глубокому пониманию сущего. Быть может, даже к открытию новых, до того неведомых закономерностей и законов. Не исключено, что и многое другое, пока не привлекшее наше внимание, окажется столь же перспективно и интересно, начнет изучаться и использоваться. А пока, как и тысячелетия назад, у каждого есть выбор – верить или не верить.


Ведущая страницы Ольга ВОЛЬСКАЯ


Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»