Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО! Сегодня эта новость, о которой «Аграрный Казахстан» сообщил на первой странице газеты 25 июня, перешла из разряда горячих в формат сенсационных. Те, кто далек от культуры Востока, начали задаваться множеством непраздных вопросов: «А где это? А кто это? А что это? Как туда попасть? Можно ли увидеть это чудо архитектуры?». И мы, казахстанцы, с гордостью можем ответить: «Это в нашей стране! В древнем и прекрасном городе Туркестане!». Перечень всемирного наследия, учрежденный Конвенцией ЮНЕСКО, включает в себя всего 582 памятника. И в этом реестре, обращенном к сердцам потомков, отныне достойное место занимает памятник архитектуры XIV века – Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи. Чем же он так прославился? Почему имя величайшего философа и поэта не померкло в веках? Ответом на эти вопросы и станет сегодняшний специальный выпуск тематической страницы.
Министр
Дюсен КАСЕИНОВ:
ДРАГОЦЕННАЯ ЖЕМЧУЖИНА
в короне мировых ПАМЯТНИКОВ
24 июня в Париже прошла торжественная церемония, посвященная внесению Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, организованная Постоянным представительством Казахстана при ЮНЕСКО и Посольством РК во Франции.
В торжестве приняли участие генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мацуура, министр культуры Казахстана Дюсен Касеинов, главы дипломатических миссий, представители политических кругов, деятели науки и культуры Франции. По возвращении из Франции мы попросили министра культуры РК рассказать об этом выдающемся событии в общественно-политической жизни нашей страны. И вот что он нам поведал…
Предложения по включению памятников истории, культуры и природы в список Всемирного культурного и природного наследия рассматривались еще на 27-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в Париже в июле прошлого года. Тогда досье номинации о включении Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи в этот Список, представленное экспертами Международной ассоциации музеев, полностью отвечало критериям Центра всемирного наследия, и члены комитета единогласно проголосовали за него.
Таким образом, жемчужина средневековой архитектуры Центральной Азии, один из самых величественных культовых памятников тимуридской эпохи, занял свое достойное место среди выдающихся всемирных памятников истории и культуры, таких как Великая китайская стена, Мавзолей Тадж-Махал, Кельнский кафедральный собор…
Приятно вдвойне, что в это же время было принято решение о включении трудов Ходжи Ахмеда Яссауи в Регистр письменных памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи – выдающийся памятник тимуридской эпохи (конец XIV века), сыгравший значительную роль в развитии исламской религиозной архитектуры в период средневековья в странах Центральной Азии.
Это грандиозное портально-купольное сооружение, высота которого 44 метра, диаметр главного купола 22 метра, а состоит оно из более чем трехсот залов различного назначения. Возведено оно по указанию эмира Тимура в 1399 году на месте захоронения великого ученого, мыслителя, философа, предводителя суфийского ордена Ходжи Ахмеда Яссауи, скончавшегося в ХІІ веке в г. Яссы (ныне Туркестан).
Мавзолей с тех пор стал национальным пантеоном, второй Меккой, куда и поныне стекается огромный поток паломников.
В Мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи нашли свое пристанище великие казахские ханы, батыры, религиозная и феодальная знать.
Одним из святых помещений мавзолея являются Китабхана (библиотека) – комната для переписи книги рукописей, а также Большой и Малый Аксарай. Большой Аксарай служил резиденцией казахских ханов, где принимались важные государственные и политические решения.
Другим святым местом для паломников является помещение Казандык, где установлен Тайказан (большой котел). Вес казана – 2 тонны, вместимость – 3000 литров, диаметр – 3 метра. Казан – дар эмира Тимура Мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи. Среди других подарков эмира можно отметить светильники из бронзы. Один из них в настоящее время экспонируется в зале Азии в Лувре.
Придавая непреходящее значение сохранению этого уникального памятника истории и архитектуры, постановлением Правительства республики в 1978 году на базе мавзолея был организован Государственный музей архитектурно-археологического комплекса “Азрет-Султан”.
В соответствии с требованиями ЮНЕСКО о сохранении памятника мирового значения в Государственной программе “Культурное наследие” предусмотрены средства на ремонтно-реставрационные работы Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, разрабатывается менеджмент-план.
Памятник выдающийся, но он не единственный на территории Казахстана, достойный войти в мировую сокровищницу культуры. Это и петроглифы в урочище Тамгалы, и средневековое городище Отырар, на реставрацию и консервацию которых ЮНЕСКО выделило средства.
Казахстанцам есть чем гордиться. И потому для нас нет задачи ответственнее, чем сохранить первозданную красоту и величественность не только Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, но и десятков других культурных реликвий, передающихся народу от поколения к поколению.
Идут сюда паломники со всех концов земли
Кенес ИСМАИЛОВ,
руководитель международной экспедиции
Сегодня из Шымкента по дорогам Южного Казахстана отправилась в путь международная комплексная экспедиция по изучению и пропаганде памятников культуры и архитектуры. Путешественники планируют проехать на джипах-внедорожниках за 15 дней более 3,5 тыс. километров по районам области и зафиксировать на фото- и видеопленку максимальное количество объектов, представляющих историческую, культурную и социально-экономическую значимость. Одной из остановок станет величественный и прекрасный город Туркестан.
В XVI-XIX веках Туркестан являлся резиденцией казахских ханов.
Город Яссы был местом проповеднической деятельности Ходжи Ахмеда. Здесь он прожил большую часть своей жизни и был похоронен.
В своих проповедях Ходжа Ахмед Яссауи призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность. Его стихи пользовались огромной популярностью, их заучивали наизусть и распевали далеко за пределами Дешт-и-Кыпчака. Слава поэта росла с каждым годом. Его стихи вошли в мировую сокровищницу культуры человечества.
По преданию, в знак траура по умершему в возрасте 63 лет пророку Мухаммеду, которого поэт считал своим учителем, Ходжа Ахмед Яссауи, достигнув того же возраста, поселился в подземной келье мечети и там провел остаток своей жизни.
Умер он в 1166-67 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман. Ее трехкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.
Нынешний мавзолей над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи был воздвигнут 233 года спустя после его смерти по приказу Тимура.
В 1389, 1391, 1394, 1395 годах Тимур в многочисленных кровопролитных битвах сокрушил могущество Золотой Орды, сжег ее столицу – город Сарай-Берке – и в честь своей победы решил построить на месте пришедшего в ветхость старого Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи новый грандиозный мемориальный комплекс.
Тимур руководствовался не только религиозными соображениями. Этим актом он поднимал свой авторитет, утверждал идею незыблемости своей власти.
Различные источники свидетельствуют о том, что Тимур лично участвовал в разработке проекта будущего мавзолея, давал конкретные указания строителям.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи представляет собой огромное продольно-осевое портально-купольное сооружение. Размеры его в плане – 46,5 x 65,5 метра. Толщина наружных стен составляет 1,8-2 метра, центральной части – 3 метра.
Здание имеет огромный портал и ряд куполов. Вокруг его центрального зала – Казанлыка – объединено более 35 помещений различного назначения.
Казанлык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 метра.
Для тюрков казан был символом единения и гостеприимства. Поэтому особое значение придавалось его размерам и внешнему оформлению. Туркестанский казан не имеет себе равных. Его диаметр – 2,45 метра, вес – две тонны, изготовлен он из сплава семи металлов.
Строительный материал стен мавзолея – жженый кирпич. Технологическая чистота его изготовления была доведена до совершенства. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала, дверь в усыпальницу резная, с тонкой костяной инкрустацией.
По своему масштабу Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи равен соборной мечети Биби-ханым в Самарканде (Узбекистан).
И в настоящее время Туркестан является местом паломничества туристов всего мира, преодолевающих тысячи километров, чтобы увидеть непревзойденный шедевр средневековой архитектуры – Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи.
Вечности золотое сиянье
Бахытжан АШИРБАЕВ, архитектор
Город Яссы дожил до наших дней. С одной стороны, это город-реликвия, а с другой – самый молодежный город Казахстана. Более половины населения Туркестана – так сейчас называется Яссы – составляют студенты, изучающие тюркологию. Среди них много приезжих из Азербайджана, Турции, Узбекистана, Пакистана и Арабских эмиратов.
Главной исторической достопримечательностью Туркестана является серия комплексов мавзолеев, относящихся к ХII-ХIV векам нашей эры.
Если ехать от Шымкента в Туркестан, а именно в этом направлении двигались торговые караваны древности, то первая обязательная остановка для всех верующих мусульман – это Мавзолей Арыстан-Баба.
По преданию, этот старец был соратником пророка Мухаммеда и прожил 500 лет для того, чтобы передать знания и мудрость пророка Ходже Ахмеду Яссауи, одному из наиболее почитаемых тюркскими мусульманами святых.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи таит в себе множество неразгаданных до сих пор тайн. Одна из них – происхождение необычного золотого сияния, исходящего от одной из стен мавзолея.
Сама стена покрыта сине-голубой мозаикой. Как подтвердили современные архитекторы и реставраторы, никаких золотых или позолоченных вкраплений на ней нет.
Однако раз в несколько лет на закате солнца стена начинает отсвечивать золотом. Главному архитектору Южно-Казахстанской области Бахытжану Аширбаеву три года назад удалось не только увидеть, но и сфотографировать этот момент.
Я думаю, что золотистое свечение – это результат каких-то физических явлений в природе, может быть, за счет преломления солнечных лучей или кристаллизации. Но нам пока объяснить это чудо не удается. Оно изумляет, восхищает, заставляет задуматься о бессмертном и вечном.
г. Шымкент
Ведущая страницы Валентина ФИРОНОВА
|