|
|
|
ПЕДСОВЕТ |
|
Валентина ФИРОНОВА |
Чем порадуешь,
ШКОЛА? |
С волнением ждут свой «самый первый» школьный день нового учебного года 255 тысяч казахстанских ребятишек, которые станут в этом году первоклассниками. Ну, а что же школа? Всё ли взрослые сделали для того, чтобы на дороге к знаниям было меньше ухабов, детских и родительских огорчений?
А без них, оказывается, никуда не деться. Около половины школ в нашей стране так и не дождались капитального ремонта. Как случилось, например, в Актюбинской, Акмолинской, Атырауской, Северо-Казахстанской и Костанайской областях. Косметическим ремонтом ограничились около 70 процентов учебных заведений, капитальный ремонт провели только в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Кызылординской областях. Как и в прошлом году, в школах не хватает кабинетов по физике, химии.
Нельзя не сказать и об учебниках. Их бесплатно получат только сироты, воспитанники интернатов, инвалиды, дети из многодетных семей. Остальным об учебной литературе придется подумать самостоятельно. А здесь без родительской головной боли не обойтись. Ведь стоит каждая умная книжица 200-500 тенге. Школьнику же, как минимум, требуется до десяти учебников. А если в семье не один ребенок? Вопрос, что называется, остается открытым.
Нелишним будет сказать и о другой проблеме. Если в селах в связи с миграцией населения количество школ сокращается, то в крупных городах их, наоборот, не хватает. Наглядный пример тому Астана, куда семей прибывает все больше, а в каждой по два-три ребенка. Вот и приходится ребятишкам учиться в 3-4 смены в душных помещениях.
Конечно, в Казахстане немало школ и с оранжереями, и с бассейнами, и со спальными корпусами. В открытии одной из таких красавиц в микрорайоне «Самал» города Шымкента принимал участие даже Министр образования и науки Жаксыбек Кулекеев. Как игрушечка выглядит после капитального ремонта и школа имени Турара Рыскулова на станции Луговая. Такой она стала благодаря мастерству строителей НКХ «Алматы курылыс». Но благостная картина наличествует далеко не везде. Как показала проверка областной прокуратуры, в Жамбылской области во всех школах наблюдается перегруженность от 20 до 50 процентов. Рекордсменом в этом смысле можно назвать среднюю школу №10 Тараза, которая рассчитана на 520 учащихся, а обучаются в ней 1478. Причем администрации приходится под классы приспосабливать и холлы, и коридоры. И это не единственный пример. Ведь свыше ста школ республики мало того что тесны, еще находятся и в аварийном состоянии.
А теперь о такой привычной школьной «болезни», как интеллектуальные перегрузки. Ведь как показывают многие исследования, сегодня у каждого второго ученика – внутричерепное давление, анемия, диабет и многое другое, что снижает интенсивность умственного труда. И виновны в этом не только загрязнение окружающей среды, плохое питание, но и плотность школьных занятий, с детства нездоровый образ жизни, отсутствие полноценного отдыха и подвижных игр на воздухе. А отсюда и плохая усидчивость, инертность, быстрая утомляемость.
И почему-то с трудом верится, что 12-летка позволит «разгрузить» детей. Ведь об этом много говорили и при переходе на 11-летнее образование. А в итоге? В большинстве школ-лицеев-гимназий в классах по 30-35 учащихся, шестидневные занятия (причем на воскресенье большинство детей оставляет самые трудные задания – сочинения, рефераты, доклады).
|
|
Статья 30 Конституции РК
1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.
2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.
3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основании и в порядке, установленных законом.
4. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.
|
|
В день у школьников по 7-8 уроков, «перекусив», они часто мчатся к репетиторам. Почему?
Нынче наряду с программами, утвержденными Министерством образования и науки, преподавание учебных предметов ведется и по авторским программам. Эти новации, конечно, интересны. Но всегда ли такие учебники учитывают стандарт образования?
Время, отведенное на традиционные, фундаментальные основы наук, забирается, распыляется. А в итоге получается, что сами учащиеся и их родители к старшим классам осознают, с какими непростительными пробелами у них знания по основным предметам, экзамены по которым предстоит выдержать при поступлении в вуз. Отсюда и репетиторство, и явные перегрузки.
Ведь не секрет, что без «сверхподготовки» в институты не поступить (если, конечно, не считать непрестижные коммерческие вузы). Возможно, в этом есть резон. Но вот задача, как сделать так, чтобы во время этой самой «сверхподготовки» ученики не теряли здоровье, превращаясь в студентов-полуинвалидов.
Большой проблемой для школы стал низкий образовательный уровень молодых учителей. Наверное, сказывается многое – непрестижность этой профессии, низкая заработная плата, большие психологические нагрузки. Поэтому в педвузы (хотя теперь они стали университетами) часто поступают те, кто не надеется получить более престижные специальности. Они и в школе-то нередко учились с двойки на тройку. В педагогические вузы поступают с трудом, а учатся в них без особых усилий. Практику в школах они тоже проходят ни шатко ни валко. Отсюда и незнание фактического материала того предмета, который предстоит преподавать. Вот и спрашивается, что может дать ученику преподаватель, не владеющий современной методикой, плохо знающий предмет?
Конечно, нельзя не согласиться с тем, что учитель перестал быть единственным источником знаний. У него появился мощный соперник – Интернет. Немало сведений ребята черпают из периодических изданий, телевидения. Но ориентиры, мотивация учебной деятельности – эта прерогатива была и остается за педагогом.
Общеизвестно, каков учитель – таков и ученик. Судя по результатам вступительных экзаменов в 2003 году, качество знаний абитуриентов не подтверждает высокой эффективности педагогического труда.
В Казахстане только в сельских школах 6662 учителя не имеют специального образования, 3500 – со средним образованием и лишь 65 процентов сельских педагогов имеют высшее образование.
Памятен случай, как в одной из сельских школ преподаватель информатики тщетно пытался подключиться к Интернету. Он даже не имел представления о том, как это делается. Обвинять его трудно, но факт остается фактом. Во многих сельских школах компьютеры являют собой больше предмет интерьера, нежели инструмент для получения знаний. Да и чему здесь удивляться? Так, например, из 45 школ Отырарского района Южно-Казахстанской области телефонную связь имеют всего 16. И то в одной из них телефон замолчал еще восемь лет назад. Зачастую бывает и так, что телефон есть, но нет «восьмерки», значит, и нет доступа к Интернету. Между тем на компьютеризацию ушли большие средства, но эти затраты, судя по всему, оправдаются не скоро.
Болевые проблемы, о которых сказано, появились не сегодня. Они не дают покоя ни Министерству образования, ни представителям местной власти. Потому-то и возлагаются большие надежды на программу «Ауыл мектебi» и Государственную программу развития сельских территорий.
И тем не менее не будем забывать о главных героях предстоящего праздника – Дня знаний – Учителе и Ученике. Очень хочется эти слова как можно чаще писать с большой буквы. Так как это следует сделать по отношению к учителю математики из Павлодара Давиду Ганелину и его ученику Кайрату Нурпеисову, удостоенному золотой медали на международной олимпиаде по математике в Токио, ставшему лучшим среди 500 старшеклассников из 90 стран мира. За такими педагогами как Давид Ганелин – будущее. Им доверено воспитывать цвет нации.
|
|
|
|
Береке ШАЛОВА |
У помощи конкретный адрес |
Отдел образования города Балхаша разработал конкретную программу по оказанию шефской и методической помощи сельским школам Актогайского района. Согласно ей за каждой городской закреплены по две-три сельские школы.
Успешной оказалась и благотворительная акция «Город-селу». Так, в стенах школы-лицея №2 имени Абая состоялся научно-практический семинар по новым технологиям воспитательной работы для педагогов из сел Сауле, Жидебая, Каракой. Лицеисты передали в дар сельским детям вещи, школьные принадлежности, спортивный инвентарь, учебно-методические пособия.
Педагогический коллектив средней школы №8 оказал методическую помощь учителям сел Акшы, Акышулы по организации всеобуча, разработке учебной документации. В библиотечный фонд этих школ передано около 200 экземпляров художественной и другой литературы.
Благодаря шефской помощи СШ №17 материально-техническая база школы отделения Жамши пополнилась партами, стульями, комплектами гербариев, иллюстративным материалом.
|
Карагандинская обл. |
|
|
|
Махсут ИБРАШЕВ |
Звонок зовет на урок! |
Сразу четыре сельские школы распахнут двери первого сентября в Жанакорганском районе. Одна из них – в ауле Куттыкожа. По словам директора девятилетней (основной) школы №164 Магат Таймановой, старое здание, построенное 45 лет назад, находилось в аварийном состоянии. Было решено возвести новое.
Строило школу жанакорганское ТОО «Ернур» (директор Асет Рустемов). А помогали аульчане. Всего на стройке трудилось свыше сорока человек. Как проинформировал аким аула Тлеу Иматаев, на новую школу государство выделило 12,5 миллиона тенге. Но этого оказалось мало. И на сельском сходе решили открыть фонд для финансовой помощи. Каждая семья внесла в него по 2 тысячи тенге. Некоторые изыскали возможность и вложили больше. Например, фермер аула Караман Кошербаев выделил лошадь, Кырги Торежанов – 25 тысяч тенге, Еркос Раисов – 10 тысяч.
А кто не смог помочь деньгами, стал строителем. Особо отличились каменщики Галым Кошкаров, Мейрабек Усенов, мастер Жумадильда Баясов. Теперь в ауле Куттыкожа новая школа. Радуются этому дети и взрослые.
|
Кызылординская обл. |
|
|
|
Вчера – мечта, сегодня – явь |
Через два дня в поселке Коктал для 850 мальчишек и девчонок распахнет двери новая средняя школа №40. Говоря о ней, не жалеют комплиментов ни учителя, ни работники Департамента образования.
И в самом деле, подивиться здесь есть чему. Все настолько радует глаз, что, не успев перешагнуть порог этого прекрасного здания, понимаешь: детям унылое прозябание здесь не грозит. Тут все располагает к творчеству, к познанию себя и мира: класс изобразительного искусства, стены которого украшают картины лучших художников Казахстана (преподавать азы рисования приглашены специалисты Музея современного искусства), зал хореографии и спортзал, оранжерея, музей, мастерские по столярному делу, техническому моделированию, домоводству. Немаловажной особенностью этого учебного заведения является и то, что все предметы будут вестись на государственном языке.
– Все наши учителя, – рассказывает директор школы Камаш Маканова, – имеют высшую категорию. Так, английский язык ученики будут постигать с преподавателем, владеющим еще и турецким, который будет вестись как факультатив. А секреты национальной игры тогыз кумалак раскроет ребятишкам Заслуженный мастер спорта Казахстана Уралбай Казанкапов.
И что интересно, школа эта – не только воплощение блестящей архитектурной идеи в конкретный объект, но и единение многих городов Казахстана. О чем речь, спросите? Школу строили алматинцы – «Алматыоблтяжстрой», преподавать здесь наряду с астанчанами будут педагоги из Талдыкоргана, Шымкента, Костаная, а расписывал стены дворца детской радости алматинец, член Союза художников Казахстана Тлеужан Батанов. И разве это не подтверждение того, насколько все мы, независимо от места проживания, связаны друг с другом, насколько близки наши устремления?
И, видно, совсем не случайно первым уроком во всех классах новой школы будет урок, посвященный Главному закону нашей жизни – Конституции Казахстана.
|
Акмолинская обл. |
|
|
|