|
|
|
ИСТОРИЯ |
|
Конституция РК:
осмысление пройденного пути |
30 августа исполняется восемь лет со дня принятия действующей Конституции Казахстана. В 1995 году на республиканском референдуме народ республики проголосовал за новый Основной Закон страны, сделав исторический выбор в пользу правового и демократического государства. Принятие новой Конституции явилось одним из переломных событий в истории республики, переживавшей тогда нелегкий переходный период. Сегодня многие волнения, разногласия и противостояние восьмилетней давности уже забыты. Мы же решили восстановить хронологию событий тех дней.
|
Всенародное обсуждение |
30 июня 1995 года в Алматы в Доме Парламента состоялась 2 сессия Ассамблеи народов Казахстана, созванная в соответствии с распоряжением ее председателя, Президента республики Нурсултана Назарбаева. Именно здесь Глава государства впервые представил проект новой Конституции, над разработкой которого активно работал около полугода. Ему помогали лучшие силы отечественной и зарубежной науки. Среди разработчиков проекта были известные казахстанцы – Нагашбай Шайкенов, Бауржан Мухамеджанов, Игорь Рогов, Салык Зиманов, Анатолий Котов, Гайрат Сапаргалиев, Майдан Сулейменов, Владимир Ким, Еркеш Нурпеисов. Проект прошел независимую экспертизу казахстанских и зарубежных ученых.
Выступая перед делегатами, Нурсултан Назарбаев прямо заявил: «Пробелы и неувязки, вынужденные компромиссы, на которые пришлось пойти в Конституции 1993 года, впоследствии поставили страну в ряде случаев в правовой и политический тупик. Вспомним два ухода Парламента за короткое время и каждый раз в условиях определенного кризиса, ибо подобные ситуации Конституция не предусматривала… Застряв на полпути между социалистическим прошлым и рыночным будущим, она неизбежно стала эклектическим сочетанием разнородных и несовместимых положений, что лишило ее последовательности и единства».
Нужно сказать, что предложение Президента вызвало у общественности неоднозначную реакцию. И немудрено, ведь в Конституцию намечалось ввести ряд принципиально новых положений, касающихся упрочения президентской власти, права частного владения землей, нового статуса русского языка, изменения официального названия государства.
Президент республики издал специальное Постановление, в соответствии с которым с 30 июня по 30 июля проводится всенародное обсуждение проекта.
4 июля 1995 года проект Конституции Казахской республики публикует официальная пресса. В средствах массовой информации, на политических трибунах и в трудовых коллективах начинается обсуждение актуальной проблематики Основного Закона страны. Высказываются самые полярные мнения, от полного одобрения проекта до утверждения, что он ущемляет права и свободы казахстанцев по сравнению с действующей Конституцией. Можно выделить несколько проблем, вызвавших наибольшую дискуссию:
• определение государственно-правового устройства (какой быть форме правления республики – президентской или парламентской?);
• объявление казахского языка государственным (при этом русскому языку придали статус официального);
• вопрос о гражданстве (многие настаивали на необходимости статуса двойного гражданства);
• введение частной собственности на землю.
Члены экспертно-консультативного совета по проекту Конституции начали участвовать в широком разъяснении положений проекта во всех регионах республики, проводили семинары и слушания.
28 июля 1995 года состоялось заключительное заседание экспертно-консультативного совета (ЭКС) под председательством Президента Нурсултана Назарбаева. Он, в частности, сообщил, что население республики проявило живой интерес к проекту Конституции. В его обсуждении приняли участие около 1,5 миллиона человек. Повсеместно прошли собрания в трудовых коллективах, сходы граждан, внутриквартальные и домовые собрания, конференции и пленумы партий, общественных движений. Особую активность проявили СМИ. Были внесены предложения, замечания и поправки ко многим статьям и пунктам проекта, с которыми Президент внимательно ознакомился. Они оперативно обобщались членами ЭКС, которые в течение последнего месяца работали без выходных. Многие заслуживающие внимания предложения использовались для доработки проекта.
1 августа 1995 года официально опубликован в СМИ проект Конституции, дополненный и измененный с учетом всенародного обсуждения. Несмотря на то, что в целом сохранились идеология и основное содержание проекта, в той или иной мере претерпели изменения практически все его разделы. Работа проделана огромная. Более чем в половину, а именно в 55 статей, внесены 1100 поправок и дополнений. Вот лишь главные из них.
Принимая во внимание многочисленные пожелания граждан, сохранено название государства – Республика Казахстан.
Существенное уточнение внесено в преамбулу Конституции. Вместо слов «на древней казахской земле» предложено понятие «на исконной казахской земле», что отвечает историческому факту. Именно эта земля является корневой основой, взрастившей казахскую нацию.
Обсуждение показало, что большинство казахстанцев выступило против введения в стране частной собственности на недра, воды, растительный и животный мир. Поэтому, в отличие от варианта, опубликованного для обсуждения, предусмотрен институт частной собственности только на землю.
Наибольшим изменениям подверглись разделы, регламентирующие вопросы государственного устройства. С ними связано введение нового раздела, посвященного Конституционному совету, который предполагалось учредить вместо Конституционного суда. Его формирует Президент и обе палаты Парламента.
После длительных обсуждений решено увеличить численность Мажилиса Парламента до 67 депутатов.
Установлен такой порядок досрочного прекращения полномочий Парламента, который позволит в максимальной мере защитить интересы государства и не допустить падение авторитета законодательного органа страны в результате чехарды избирательных кампаний.
Принято решение о расширении законодательной компетенции Парламента в сферах здравоохранения и социального обеспечения граждан.
Из проекта исключили норму, предусматривающую неприкосновенность, иммунитет членов Правительства, снят запрет для госслужащих состоять в профсоюзах.
Проект предусматривает проведение судебно-правовой реформы, создание единой судебной системы, призванной обеспечивать независимость судей при отправлении правосудия.
30 августа 1995 года в городах и селах республики началось голосование в рамках Всенародного референдума, на который вынесли один вопрос: «Принимаете ли вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой опубликован в печати первого августа 1995 года?». Для того, чтобы референдум признать состоявшимся, была необходима явка 50% избирателей плюс один голос.
Хотя проект Основного Закона и вызвал среди различных социальных групп населения, политических партий и общественных движений неоднозначное отношение, (раздавались отдельные призывы бойкотировать референдум, сказать Конституции «нет», предпринимались попытки организовать несанкционированные митинги и даже голодовки), основная масса казахстанцев не приняла такую позицию. Большинство твердо высказалось за введение в республике президентского правления, формирование профессионального двухпалатного Парламента, продолжение курса на демократизацию общества, строительство правового государства, экономическое реформирование.
В голосовании по проекту Конституции приняли участие 8 миллионов 91 тысяч человек или 90,6% от числа всех внесенных в списки для голосования. В поддержку проекта Основного Закона высказались 7 миллионов 212 тысяч человек, или 89% проголосовавших.
|
Курс на либерализацию |
Что же отличает Конституцию Суверенного Казахстана 1995 года от всех предшествующих? С ее принятием ушли в прошлое традиции старых советских конституций, отрицавших концепцию прав человека. В ней юридически корректно и последовательно проводится идея прав человека, расширяется их перечень: вводится право частной собственности, право иметь любое имущество, приобретенное законным путем. Впервые конституционно ограничено 72 часами задержание человека без санкции прокурора. Каждому гражданину дается право указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность, а также право защищать свои интересы в суде. Новая Конституция четко разграничивает полномочия всех ветвей власти, в ней созданы условия для развития новой судебной системы, отвечающей требованиям рынка и демократии.
7 октября 1998 года Парламент республики проголосовал за еще одну конституционную реформу. Правда, принималась она в обстановке особой напряженности и даже противостояния ветвей власти. На совместном заседании Сената и Мажилиса депутаты без обсуждения отклонили большинством голосов проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», внесенный в Парламент Главой государства 30 сентября этого же года. В своем обращении к Президенту, подписанном 88 депутатами обеих палат, народные избранники предложили собственные изменения и дополнения в Основной Закон страны. В столь сложной обстановке Нурсултану Назарбаеву пришлось пойти на компромисс: была создана согласительная комиссия по доработке проекта. К концу этого же дня стороны достигли консенсуса – после учета всех предложенных народными избранниками поправок парламентарии практически единогласно проголосовали за принятие Закона об изменениях и дополнениях в Конституцию сразу в двух чтениях.
«За последние 7 дней нам пришлось пережить немало драматических часов, напряжение достигло апогея на сегодняшнем утреннем заседании, – отметил Нурсултан Назарбаев. – Эти семь дней, которые всколыхнули наш Казахстан, дались мне нелегко. Я пошел навстречу ряду ваших требований, исходя только из одной логики – реформы нам необходимы сегодня, а не в отдаленном будущем».
Изменения, внесенные в Конституцию, работали на либерализацию политической системы республики. Они были связаны с усилением парламентского контроля над исполнением бюджета, введением возможности поэтапной выборности акимов, увеличением сроков деятельности палат Парламента. Кроме того, принятая Конституционная реформа предусматривала возможность сокращения сроков полномочий Президента. Для этого необходимо было Постановление Парламента, принятое на совместном заседании палат, и согласие самого Главы государства. И Парламент республики не преминул воспользоваться этим новым правом.
8 октября 1998 года Парламент на совместном заседании палат обратился к Президенту с предложением дать согласие на сокращение срока его полномочий, которые были установлены на Республиканском референдуме 29 апреля 1995 года. Депутаты аргументировали свое решение тем, что Нурсултан Назарбаев, предлагая широкую программу реформ должен в первую очередь знать, поддерживает ли его народ, а также испытать на себе либерализацию процедуры выборов.
В итоге принятых поправок к Конституции Парламент дал старт президентским выборам, состоявшимся 10 января 1999года.
И народ Казахстана еще раз поддержал в них своего лидера, одобрив его курс реформ.
|
|
|
|
Указ Президента РК
О Конституции Республики Казахстан |
Президент Республики Казахстан предложил, а народ Казахстана на Республиканском референдуме 30 августа 1995 г. принял новую Конституцию Республики Казахстан. В связи с официальным опубликованием итогов Республиканского референдума и вступлением в силу Конституции с 5 сентября 1995г. ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Опубликовать Конституцию Республики Казахстан.
2. Установить, что оригинал текста Конституции Республики Казахстан, принятой на Республиканском референдуме 30 августа 1995 года, хранится у Президента Республики Казахстан.
3. Передать оригинал текста Конституции Республики Казахстан, принятой на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва 28 января 1993 года, на вечное хранение в Центральный государственный архив Республики Казахстан.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.
|
Президент Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ |
Алматы,
6 сентября 1995 г.
№ 2454 |
|
|
|
Ведущая страницы Юлия НИТЧЕНКО |
|
|
|