РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ Сигнальный
10.12.2002
Поиск по сайту:
 
НОВОСТИ САЙТА
НА ГЛАВНУЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОЛИТИКА
ПОДРОБНОСТИ
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ (5)
БИЗНЕС-КЛУБ
СОЦИУМ
ГЛОБУС
АВТОСТОП
СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ
ЧАС ДОСУГА
КОЛОНКА
АРХИВ САЙТА
 
Kazakhstan Financial Market
 
 
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ (4 полоса)

   В качестве первоочередных мер по продвижению страны к цивилизованному аграрному рынку в Послании Президента Республики Казахстан названа дальнейшая реформа земельных отношений, предусматривающая переход и к частной собственности на землю. Вокруг этой концептуальной идеи разворачиваются жаркие дискуссии как в политических и научных кругах, так и среди тех, для кого земля была и остается единственным источником существования. Сегодня наша газета предоставляет возможность высказать свою точку зрения известным специалистам в области сельского хозяйства и простым гражданам страны.

Чтобы сказку сделать былью…
Виктор ОСИПЕНКО,
заместитель генерального директора ТОО “Агрофирма” “Казэкспортастык”, Акмолинская область:

   – По-моему, сегодня мало кто четко представляет себе весь круг проблем, которые возникнут с введением Земельного кодекса. В первую очередь, по той простой причине, что рядовые селяне в большинстве своем об этом документе знают лишь понаслышке. Время, отведенное для его обсуждения среди тех, чья судьба неразрывно связана с судьбой земли, упущено. Для кого писан новый кодекс? Предполагается, что для того, кто собирается хозяйствовать на земле, обрабатывать ее, беречь и лелеять. Но на сегодняшний день у настоящего хозяина - простого селянина нет финансовых, материальных возможностей ни для обработки земли, ни для переработки продукции. Ведь сегодня своими доходами от земли может похвастаться редкий сельхозпроизводитель. Чаще всего крестьянин кое-как сводит концы с концами, почти весь доход уходит на расчеты за ГСМ, средства защиты и другие, не менее затратные статьи.

   При таком раскладе, едва ли введение частной собственности на землю явится перспективным инструментом для возрождения села и роста экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Рядовой селянин сегодня смутно представляет свое место в грядущей земельной реформе. Его скромная роль, скорее всего, вновь приведет к тому, что земля по-прежнему будет зарастать травой. Никто сегодня не знает, насколько жизнеспособным окажется кодекс, но одно известно: ничего у нас не выйдет, если землю не получит тот, кто ее обрабатывает. Поэтому, в грядущих процессах регулирующая роль государства в разрешении ключевых вопросов агропромышленного комплекса выдвигается на первое место. И второе: земельный вопрос не должен решаться в спешном и волевом порядке, следует глубоко изучить проблемы, найти наиболее оправданные подходы.

Собственность не исключает вариантов
Марат ИСКАКОВ,
директор ТОО «Туган Жер», Северо-Казахстанская область:

   – Обеспечение продовольственной самодостаточности, увеличение продаж сельхозпродукции и продуктов ее переработки на внутренних и внешних рынках стоят в числе приоритетных задач перед аграрным сектором. ТОО “ТуЈан жер” занимается переработкой сельхозпродукции, из года в год пытается расширять ассортимент наименований и брэндов. Не все идет гладко. Особая забота связана с рынком сбыта. Отсутствие в регионах службы маркетинга и менеджмента, механизмов, гарантирующих решение вопросов не только сбыта, но и того же лизинга, других рыночных рычагов, заставляет сельхозпроизводителя пускаться в одиночное, полное опасности, плавание. Ведь сегодня рядовому товаропроизводителю не представляется возможным пробиться в число экспортеров. А между тем, эту проблему могли бы без труда решить соответствующие ведомства, не говоря уже о таких структурах, как Продкорпорация, зерновой комитет. И коли зерновой рынок сегодня не востребован, то видимо следует заниматься тем, чем выгодно. Сегодня формируется спрос на масличные культуры и рыночная цена на них довольно высокая.

   Есть резон обратиться к государственным кредитам, направить их на формирование эффективной системы агробизнеса. И вообще, приоритетное право не только при распределении кредитов, но и в рамках правовых норм, определяющих земельные отношения должно быть отдано тому, кто хозяйствует сегодня на земле, облагораживает ее, защищает и приумножает ее возможности.

   Введение собственности, может быть, и своевременная затея. Но считаю, что здесь нельзя отказываться от частной, государственной и смешанной собственности на землю. Причем, переход во “владения” должен быть постепенным. Что касается инвесторов, то они должны идти на село, их следует поддерживать и стимулировать. Иной вопрос - иностранный капитал. Он тоже должен внести свою лепту, но только при условии аренды земли.

Адрес есть. Дошла бы помощь
Болат МУНАБАЕВ,
председатель Жамбылского облисполкома Аграрной партии.

   Трехлетняя программа возрождения села не просто слова. Это, в первую очередь, убедительная финансовая база, обеспечивающая “годы аула” конкретным вкладом. С другой стороны, селянин уже не нуждается в уговорах брать кредиты и работать самостоятельно. Он понимает, что никто не придет со стороны решать его заботы. Крестьянин готов взять на себя ответственность за свою землю, если будет поддержка в средствах для приобретения техники, горючего, семенного фонда, удобрений и т.д. С начала года начнут выдавать эти средства: бери и пользуйся. Но у многих возникают сомнения, будет ли обеспечен доступ к кредитным ресурсам. Конечно, тут дело и в условиях получения кредита, но более всего вызывает опасения практикующаяся у нас схема его распределения. Если возобладает принцип “кому хочу - тому отдам”, в стороне останутся люди, способные работать и обихаживать землю. Она останется опять же бесхозной. Где же выход из тупика? Как жить дальше в ауле, который более всего пострадал в ходе рыночных перемен последних лет. Обеспечение доступа к государственной поддержке, к кредитным ресурсам - возможность для того, чтобы он сам мог заработать для себя и своей семьи. Адресное выделение средств станет одним из кирпичиков работы трехлетней программы, нацеленной на поддержку аула, углубление аграрнопромышленной специализации нашей республики.

ЕСТЬ ВОПРОС
Благое ли намерение?

   Несмотря на сравнительно небольшую территорию, Северо-Казахстанская область по праву считается одним из главных и надежных зерносеющих «цехов» страны, от которого напрямую зависит реализация программы продовольственной безопасности республики. Но на пороге начала трехлетней программы по возрождению села, перед отраслью замаячила перспектива… разорения.

   Четко обозначившиеся в аграрном секторе области тенденции, кажется, способным стать убедительным свидетельством верности взятого в регионе курса. Уже на сотни единиц пошло поступление высокопроизводительных комбайнов, вслед за уборочной придет черед обновления посевной и прочей техники. Строго выдерживается культура земледелия. Продумана структура посевов.

   По традиции хлебная нива займет четыре пятых посевов. Разница будет лишь в том, что площади под пшеницу твердых сортов увеличатся с 27 до 32 тысяч гектаров – ставка на более дорогостоящее зерно делается осторожно, с учетом состояния земель и возможностей реализации продукции, чтобы производители не перебили цену друг другу.

   Вот оно, ключевое звено полеводства: выгодный сбыт продукции, то главное, ради чего крестьянин, собственно, и пот проливает. Тут-то и поджидают его подводные камни. Ну, не нонсенс ли: любая фирма или частное лицо, сумевшие вклиниться в производственный цикл на любом этапе – начиная от поставок запчастей зимой, ГСМ по весне и кончая перепродажей зерна после уборки – быстро скапливает значительный капитал, а средние доходы сельского населения, как свидетельствует статистика, никак не могут толком оторваться от невеликих врачебно-медицинских зарплат. С виду все ясно: выращивая хлеб, крестьянин, по идее, должен заранее знать кто и по какой цене купит у него пшеницу - такая практика существует во всем мире. Нам же решение хозяйственно-технологических проблем даже при нехватке средств дается легче чем торговля, где экономика прочно переплетается с нравственностью. Едва речь заходит о деньгах, как фигура земледельца решительно отодвигается на задний план, каждый хочет заработать на бутерброд с икрой именно для себя. Уж не будем лишний раз вспоминать о рати перекупщиков, им рвачество по определению положено. Но тем же духом немедленно пропитался и создавшийся им в противовес областной зерновой комитет, структура сугубо государственная. После пышной презентации его сотрудники, отнюдь не наивные простаки, так повели дело, что ввергли контору в крупные долги, которые вряд ли удастся вернуть. А ведь, принимая во внимание закон сохранения массы веществ, легко догадаться: если где-то убавилось зерна, значит, где-то прибавилось денег.

   Но все эти «шалости» не идут ни в какое сравнение с возможным потрясением, преподносящимся ныне крестьянам в благообразной упаковке заботы о повышении качества продукции. Начало тому было положено в сентябре, когда ЗАО «Продкорпорация» произвольно установило для пшеницы третьего класса мягких сортов содержание клейковины 24 процента вместо 23 по ГОСТу. Дескать, пора нам, братцы, на международную арену во всем блеске выходить. Еще дальше собралось подвинуться Министерство сельского хозяйства, распространившее проект по изменению и дополнению к государственным стандартам, в частности – СТ РК 1046 – 2001 «Пшеница. Технические условия». Тут вообще предлагается массовую долю клейковины для зерна 3-го класса определять начиная с 25 процентов, а для 4-го нижнюю планку поднять с 18 до 20. Ознакомившись с проектом, большая группа североказахстанских руководителей и специалистов сельхозформирований направила вице-министру минсельхоза письмо с просьбой не спешить с новшеством, поскольку оно способно привести к катастрофическим для отрасли последствиям.

   Что конкретно ожидает сельчан в случае повышения требований стандарта на два процента? Отрешившись от эмоций, обратимся к бесстрастным цифрам. К концу декабря элеваторами области принято 1,5 миллиона тонн зерна. От этого объема лишь 3,5 процента имеет клейковину 25, 12,8 процента – 24 и 84 процента - 23. Сегодня вслед за «Продкорпорацией» занимающиеся торговлей фирмы покупают его примерно по 60 долларов за тонну. При такой цене возделанный по полной технологии гектар по урожайности 12-14 центнеров приносит доход 8,6-13,8 доллара. Если та же пшеница «пойдет» четвертым классом, как предлагает проект, доходность составит соответственно 1-4,4 доллара. То есть, хлеборобы будут вынуждены работать фактически даром, а с учетом непрерывного роста цен на все и вся перед большинством из них кроется прямая дорога в долговую кабалу и к разорению. Это не сгущение красок: подсчитано, что даже крупное агроформирование с площадью зерновых в 5 тысяч гектаров при урожайности 12-14 центнеров за счет изменения требований стандарта не досчитает при реализации от 41 до 49,3 тысячи долларов, вдвое снизив рентабельность! На мелких хозяйствах – а в СКО из 5754 КХ, больше двух третей имеют до 500 гектаров земли – можно будет сразу ставить крест: их результаты уже при 10 центнерах с гектара окажутся заведомо отрицательными.

   Самое интересное (и пикантное) в том, что большая часть денег, которые подсчитывают сельчане, все же будет получена. Но не производителями, а теми, кто зерно купит и снова продаст. Последует массовый наплыв перекупщиков, промышлявших пока в соседних областях Российской Федерации. Там-то ГОСТ не меняется, не надо, стало быть, даже тратить время на ожидание, можно сразу «снимать сливки». А поскольку перекупщик что саранча – массовостью берет – еще неизвестно, сможет ли увлекшаяся коммерческим закупом (красиво звучит, не то что вульгарный гешефт) «Продкорпорация» и государственные-то закрома наполнить.

   Старые ГОСТы появились не с кондачка. Они учитывали и климатические особенности зоны рискованного земледелия, и количество солнечных дней в сезоне, и многие другие факторы. Всем, понятно, хочется, чтобы наши полеводы выдавали исключительно высококачественную продукцию, но зачем благое пожелание немедленно возводить в ранг освященного ГОСТом закона? Если не заниматься пересортицей, а всерьез озаботиться качеством, того же самого можно добиться чисто экономическими методами: покупать по линии «Продкорпорации» зерно с клейковиной 23 третьим классом по одной цене, с клейковиной 24 – по другой, 25 – еще дороже. Такая градация настроила бы крестьян на постоянную борьбу за качество, которое по мере технического перевооружения и укрупнения мелких хозяйств стало бы нормой. Можно для убедительности к аналогии обратиться: пусть ни у кого не вызывает сомнения польза витаминов и бега, ни один врач не посоветует человеку для укрепления здоровья разом проглотить пачку витаминов и «рвануть»марафонскую дистанцию. Так неужели принципа «не навреди» должен один минздрав придерживаться?

Семен НИЧАЛЬЧИН,
Северо-Казахстанская область.
НА ГЛАВНУЮ ПЕРВАЯ ПОЛОСА ПОЛИТИКА ПОДРОБНОСТИ ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ (5)
БИЗНЕС-КЛУБ СОЦИУМ ГЛОБУС АВТОСТОП СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ ЧАС ДОСУГА
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан