|
|
ДУША НАРОДА |
|
Мир обрядов и традиций, обычаев, сказаний и легенд. История и современность. Связь времен. Вот куда мы обращаемся всякий раз, когда хотим понять друг друга, себя, окружающую нас действительность. А как же иначе? Без прошлого нет будущего. Черты, характерные для всего народа, помогают понять свой внутренний мир, ощутить себя личностью. Существует и обратная связь: мой внутренний мир, мое восприятие жизни говорит мне о моем народе, его менталитете, его особенностях, о его умении жить в единой семье народностей.
Страница «Душа народа», которую мы предлагаем вашему вниманию сегодня, как раз и приглашает читателей «АК» рассказать о себе, о своем народе, который трудится, отдыхает и растит детей в суверенном нашем государстве. О яркой палитре блесток единственности каждого народа. И о единстве этих многообразий.
|
|
|
Широкая боярыня - МАСЛЕНИЦА |
На дворе еще крепкий морозец. Снежный наст скрипит под ногами. Но солнышко уже так настойчиво пригревает и заглядывает в глаза, словно шепчет: «А зима-то заканчивается. С мартом и весна не за горами». Это Масленица приглашает нас на прощание с холодом и стужей.
Да, сегодня 28 февраля, а уже с понедельника, 3 марта, весь православный люд, и не только, гуляет…
Весенние праздники, традиции и обряды на Руси издревле начинались с Масленой недели, которая приходится на конец февраля – начало марта. Масленица начинается за 56 дней или 8 недель до Пасхи.
Христианская Русь праздновала Масленицу с языческим размахом. Она называлась «честной, веселой, обжорной». Каждый день Масленицы имеет свое название и наполнен множеством праздничных хлопот.
|
«…в блинах поваляться» |
Понедельник – первый день Масленицы под названием «встреча». Народ выходил на улицы встречать едущую на санях обряженную куклу, которая символизирует прибытие «боярыни Масленицы». Веселье было всеобщим. Не ходить на горки, не качаться на качелях, не отведать вкусных блюд в эти дни в старину означало жить в горькой нужде, либо быть глубоким стариком или калекой. Множество пословиц и поговорок связано с масленичными событиями: «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить», или «На горках покататься, в блинах поваляться».
|
Заигрываем, веселы и молоды |
Вторник – «заигрыши». Девушки заигрывали с парнями, угощая «вином и блином», участвуя в играх и катаниях, приглашая избранников в дом, к семейному столу.
|
«Зять за порог – стены в масле» |
Среда для женатых была «лакомкой», а для холостых – «разгулом». Теща в этот день зовет зятя к себе на блины, на оладьи, на творожнички: «Зять на порог – стены в масле». Угощение для молодого любимого зятька было обильным, и часто на этот пир «к теще на блины» сходились все зятья.
|
Разворачивайся, праздник, во всю ширь |
Четвертый день «разгуляй» – разгар Масленицы. Устраиваются знаменитые кулачные бои, шумные пирушки, приступом берутся снежные городки. В этот день блинами угощают встречных и поперечных от всей широкой русской души. Мол, знай наших… Пушкинские строки стали поэтическим описанием славянской Масленицы.
|
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины…
|
«Тёщины вечерки» |
Зять или зятья отдавали долг тещам в пятницу, приглашая их на «тещины вечерки» нанести молодым ответный визит. Загодя теща посылала зятю кадушку для теста, сковородку, а тесть – мешок муки.
|
Гостей созываем, угощаем |
Суббота зовется «золовкиными посиделками». В этот день черед невестки пригласить на блины свою родню, показать всем, и золовкам в том числе, которым невестка в этот день вручила подарки. Таким образом, пятница и суббота стали «гостевыми днями» и посвящались посещению родни.
|
«Солить рыжики на пост» |
Кроме обязательных визитов к родственникам с молодоженами связано много других обычаев, и исполняются они везде своеобразно. К примеру, в селах Костанайской области это сохранилось и поныне, холостые парни ловят сани молодых и требуют, чтобы жена целовала мужа подряд 25 раз. А если она этого не сделает, еще столько же. Легенда доносит очень оригинальное название этому обычаю: «Солить рыжики на пост». Такой случай, кстати, произошел с молодой семьей Кабардиных, Аленой и Ильей. Пришлось им целоваться аж пятьдесят раз.
А вот в православных семьях селений Северо-Казахстанской области и по сей день существует обычай, когда с молодого мужа стаскивали шапку, а жена должна выкупить ее, поцеловав своего благоверного.
Никогда, наверное, не забудется, как отмечают «гостевые дни» в окрестностях Павлодара. Там деревенские молодые парни именно в субботу Масленой недели, так было еще совсем недавно, заводили дружбу с молодушками, которые замужем первую Масленицу. Молодка, по обычаю, каждому из гостей подносила ковш пива. Выпив, парень, трижды целовался с молодушкой. Этот обычай назывался «целовник».
Несколько иначе, но тоже в соответствии с народной традицией, гостевали славяне Омской области. Здесь в стародавние времена бытовал обычай «солить» молодых. В субботу или воскресенье парни приходили к дому молодоженов с деревянными лопатами и спрашивали их родственников «Молодь даете солить?» Те должны были откупаться стопками водки или же они выходили на улицу, где их забрасывали снегом, валяли в сугробе. Важным обрядом во всех играх был «выкуп». В ход шли угощения, поцелуи, водочка или брага, а то и деньги.
|
Простим друг друга |
И, наконец, последний день Масленицы – ее проводы, «прощеный день» или «прощеное воскресенье». По православному обычаю, верующим в этот день до полного заката солнца нужно получить прощение от всех родных и знакомых за все причиненные им неприятности и нанесенные обиды: «Да не зайдет солнце во гневе нашем». А, высказав, что на душе лежало и, получив прощение, от души веселились, кланялись друг другу… Мудрый обычай! Стол в этот день все еще обильный и праздничный, на дворе – заговенье. Но человек уже полон раздумий о завтрашнем начале Великого поста. Все элементы праздника – забавы, выкупы, игрища, потехи, гостевание, угощения вкупе с духовной устремленностью и настроем, прочно вошедшим в традицию, роднили людей, крепили общественные связи, объединяли.
|
Прощай, чучело |
Проводы Масленицы везде проходят своеобразно. Вот, например, в селе Колоколовка Буландынского района чучело Масленицы на прощальном поезде обычно вывозят за околицу и сжигают. А славяне, которые живут в селах Восточно-Казахстанской области, сжигают ворох соломы, либо колесо на жерди, иногда шесты, обмотанные соломой и тряпками. Проводы Масленицы символизируют проводы зимы.
|
«Не все коту…» |
О русской Масленице сложено немало метких пословиц и поговорок: «Не житье, а Масленица», «На Масленой неделе первый блин – за упокой», «Не все коту Масленица, будет и Великий пост». Действительно, вслед за ней, наступает долгий семинедельный пост.
Первый его день называется Чистый понедельник. К слову, перед его началом набожные люди обычно убирали с глаз долой все предметы роскоши, все, что могло настраивать на легкомысленный лад и давать ощущение комфорта. До сих пор помнится бабка Матрена из села Митино Оренбургской области. Это было в ее стиле. Жива ли она сейчас? Бедно жила старушка, но поэтично, с романтикой и богобоязнью. Как бы там ни было, легенды хранят ее имя. А в богатых домах, например, в чехлы убиралась мебель, скатывались ковры, занавешивались люстры. В этот день старались не принимать пищу вовсе. Во вторник обходились калачом, тертой редькой, капустой и хреном. И только в среду можно было поддержать силы киселями, грибами с хреном, вареным горохом. Рыбу разрешалось есть только в Благовещенье да в Вербное воскресенье. Пост для верующего человека – это испытание силы его духа, нравственное очищение и обновление, это – подвиг.
|
|
|
Ведущая страницы Ольга ВОЛЬСКАЯ |
|
|
|