|
|
ПОДРОБНОСТИ |
|
(Окончание. Начало на 1-й стр.) |
|
Интеграции большой начало... |
Перспектива вступления во Всемирную торговую организацию также сыграла свою роль в сближении четырех государств. Россия и Казахстан в этом вопросе всегда координировали свои действия, чего нельзя сказать об Украине, принимавшей попытки вступить в ВТО самостоятельно, без учета интересов своих соседей. И вот в случае создания Единого экономического пространства стороны обязаны будут подходить к решению этого вопроса комплексно. О больших перспективах такого единения экономик говорит и то, что на долю четырех государств-участников приходится сегодня около 90 процентов всего валового продукта СНГ.
Нельзя исключать и политическую подоплеку нового союза. Вполне вероятно, что на фоне появляющихся угроз, особенно террористических, со временем это экономическое объединение трансформируется в политический союз.
Что из себя представляет новое экономическое объединение и как оно будет действовать?
На первом этапе предстоит привести в соответствие всю законодательную базу и сформировать единое таможенное пространство, сделать универсальными правила торговли внутри объединения. Для этого стороны договорились создать новый межгосударственный орган – Комиссию по торговле и тарифам. К сентябрю они должны подготовить текст Соглашения об образовании новой структуры – Организации региональной интеграции (ОРИ). Все предпринимаемые интеграционные шаги и подготовку текста Соглашения будет вести так называемая «Группа высокого уровня», состоящая из вице-премьеров правительств, с штаб-квартирой в Киеве и под председательством представителя Казахстана.
Как подчеркивали лидеры государств после подписания Заявления, стороны вступают в новое объединение на одинаковых условиях и на равных правах. Это значит, что каждая из стран будет свободна в принятии окончательного решения быть или не быть в нем, а в случае подписания Соглашения – неукоснительно соблюдать все оговоренные условия. Одним словом, нужна конкретность и ясность. Никаких шараханий быть не должно.
Однако уже сегодня некоторые аналитики говорят о массе препятствий, которые необходимо будет преодолеть в ходе формирования единого экономического пространства. Во-первых, изменения в законодательстве могут встретить серьезное сопротивление со стороны парламентов стран-участниц. Во-вторых, не одинаков уровень проведенных экономических реформ. Здесь позиции Казахстана и России схожи, тогда как Республика Беларусь заметно отстает, особенно в части приватизационных мероприятий.
И, пожалуй, самая главная проблема – введение единой валютной системы, которая должна стать стержнем всего объединения. Как было заявлено Президентом Нурсултаном Назарбаевым и Премьер-министром Российской Федерации Михаилом Касьяновым, страны ЕврАзЭС будут готовы к 2011 году к объединению своих банковских систем и вводу единой денежной валюты. Раньше этого срока процесс не возможен. И эту точку зрения подтвердил позавчера председатель Нацбанка РК Григорий Марченко. По словам главного банкира страны, прежде всего «четверке» необходимо согласовать макроэкономические показатели, такие как уровень инфляции, дефицит бюджета, отношение госдолга к уровню ВВП. Затем нужно согласовать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику и на каком-то определенном этапе необходимо перейти к созданию единого наднационального центрального банка.
Есть опасения, что именно проблема введения единой валюты может стать камнем преткновения в образовании нового сообщества. Российские эксперты уже сегодня говорят, что для них не выгодно создавать «надстройку» над Центробанком. Они считают, что именно Центральный банк России должен играть главенствующую роль в формировании финансовой политики, так как предполагается, что единой валютой станет российский рубль. Однако еще не ясно, как на это посмотрят другие страны-участницы, которые приложили за эти годы большие усилия для создания и поддержания своих денежных систем. Если не будет найден компромисс, то между участниками союза могут возникнуть вполне объяснимые разногласия. Поэтому стороны еще и еще раз будут сверять свои позиции.
P.S. Когда этот материал уже готовился к выпуску, пришло сообщение о том, что работу «Группы высокого уровня» возглавит вице-Премьер Правительства РК Карим Масимов.
|
|
|
Галым ТЕРЕНСАЙ |
«Война» за мирный атом |
Тема строительства атомной электростанции на Балхаше вновь вышла на политико-экономическую авансцену Казахстана. Вначале просочилась информация о том, что Россия выразила готовность принять участие в реализации данного проекта. Несколько дней спустя, в ходе Парламентского часа, посвященного вопросам развития атомной энергетики, министр энергеники и минеральных ресурсов Владимир Школьник попытался доказать парламентариям о необходимости строительства АЭС.
Одновременно министр опроверг факт каких-либо конкретных договоренностей с Россией по этому вопросу. Некоторые СМИ, основываясь на его выступлении, поспешили объявить строительство атомной электростанции делом решенным.
Последний раз идея строительства на Балхаше АЭС активно обсуждалась в августе прошлого года в рамках конференции «Ядерная наука и ее применение». Тогда директор Института ядерной физики НЯЦ РК Кайрат Кадыржанов заявил, что все документы проекта сооружения АЭС готовы и в самое ближайшее время он поступит на рассмотрение в Парламент.
Однако прошло более полугода, а депутаты так и не увидели этот проект. Более того, именно с подачи депутата от Карагандинской области Ерлана Нигматулина до Правительства дошли тревоги жителей Прибалхашья, связанные с экологическими последствиями строительства. Это, кстати, не первое обращение депутатов к Правительству по данному вопросу. На два предыдущих запроса получены ответы, в которых говорилось, что планы строительства Балхашской АЭС исключены из проекта Концепции развития атомной энергетики и промышленности страны.
Сегодня многие депутаты, как, впрочем, и общественность, обеспокоены не столько возможностью появления АЭС, сколько возникающими вокруг проекта недомолвками и «засекреченностью».
В принципе в Парламенте, как и в обществе, найдется немало сторонников атомной энергетики, тем более на фоне все возрастающего дефицита электроэнергии на юге страны. Поэтому, наверно, было бы куда разумнее «раскрыть карты» и рассказать всем о готовящихся мерах по обеспечению безопасности на АЭС и сохранению нормальной экологической обстановки вокруг нее.
|
|
|
СИТУАЦИЯ |
Журавль в небо, а... синица из рук |
Вот уже несколько последних лет лихорадит буржарскую птицефабрику АО «Кайнар Кус». Предприятие увязло в долгах, судебных тяжбах. О том, как негативно повлияла на судьбу этого производства необязательность партнера, в данном случае ОАО «ТуранАлемБанк», рассказали нашему корреспонденту участники этого недоразумения. Для начала, заглянем в события пятилетней давности…
Пять лет назад перед акционерным обществом, пережившим спад производства, открылись реальные перспективы. В рамках инвестиционного проекта «Производство продукции птицеводства», одобренного на заседании Координационного Совета по реализации Программного займа Азиатского Банка Развития (АБР), АО «Кайнар Кус» выделялось 2 миллиона 189 тысяч долларов США сроком на семь лет под одиннадцать процентов годовых. Гарантами выступали ЗАО «Казахстанский Интернациональный банк» и ОАО «БанкЦентрКредит». Все необходимые процедуры были пройдены, когда птицефабрикой вдруг заинтересовался «БанкТуранАлем». В «Кайнаре Кус» приняли предложение, тем более, что для полной реконструкции и обновления оборудования, требовалось чуть больше трех миллионов долларов. Такую сумму и предложил новый партнер.
– Мы решили, что лучше уж сразу получить всю сумму и работать с одним финансовым институтом, – рассказывает генеральный директор АО «Кайнар Кус» Марат Тагаев. – В июне 1999 года банк предоставил нам первый кредит в аккредитивной форме на 591824 голландских гульденов сроком на шесть месяцев. А вскоре на заседании Правления банка приняли решение о выделении нам долгосрочного кредита в сумме 3 миллиона 300 тысяч американских долларов сроком на четыре года. Кто мог подумать тогда, что это всего лишь красивая и хорошо продуманная игра в отечественного инвестора!
А между тем, Марат Тагаев на встрече в алматинской резиденции с Нурсултаном Назарбаевым рассказал Президенту о возможностях своего предприятия, которое пошло по пути развития при поддержке столь делового партнера. Ведь выращивание бройлеров – очень выгодный бизнес хотя бы потому, что суточный привес цыплят достигает 50 граммов и уже через 40-45 дней птица весит более двух килограммов и готова к забою. Столь короткий цикл оборачиваемости вложенных средств делает кредитование весьма эффективным. Но, не тут-то было.
Гром грянул, откуда его вовсе не ждали. Банк по непонятным причинам начинает птицеводов кормить обещаниями, раз за разом откладывая исполнение своих обязательств. С сентября 1999 года по август 2000 года выдано всего оборотных средств 48 тысяч долларов, да еще на 272 тысячи долларов отпущено товарно-материальных ценностей. К тому времени предприятие уже закупило 307 тысяч штук инкубационных яиц.
– Банк прекратил финансирование, так и не доведя проект до конца, – говорит Марат Тагаев. – Мои неоднократные поездки туда и встречи с руководством, кроме дополнительных расходов, ничего не принесли. Осенью 2001 года мы вынуждены были пустить на мясо все родительское поголовье кросса Анак-2000, завезенное из Израиля. Начались многомиллионные убытки. Работать без оборотных средств было практически невозможно, и в октябре 2001 года мы полностью прекратили производство. Банк на корню загубил такой проект! Я считаю, что причиной тому не только поверхностное знание специфики птицеводства, но и откровенное нежелание вникнуть в суть дела со стороны наших партнеров.
Вскоре банк начал активно требовать возврат кредитов. Были предприняты шаги для того, чтобы фабрику объявить банкротом и пустить производство с молотка. Пять раз объявлялись торги, но так ни разу их почему-то и не провели. Прыть, с которой один за другим печатались в центральной печати объявления о продаже залогового имущества «Кайнар Кус», явно свидетельствовало о том, что, возможно, именно такой исход событий и был предрешен заранее.
– Как только мы находили банк, который соглашался покрыть наш долг перед «ТуранАлемБанком» и взять на себя финансирование проекта, наши «неудачные» партнеры начинали тянуть волынку и отказывались от наших предложений, – Марат Кулмырзаевич устало раскладывает передо мной пухлую папку с документами и перепиской с руководством банка. – Мы ведь даже до суда дошли и там вынесли решение о том, что должны вернуть банку только основную сумму долга. Но банк хочет взыскать с нас проценты и пени…
Сотни рабочих, для которых птицефабрика была кормилицей, верят в своего директора, выросшего вместе с ними на одной улице и всю жизнь трудившегося на этом предприятии. Это он все трудные для аула годы всячески поддерживал местный детский сад, семейно-врачебную амбулаторию и школу, обеспечивал сельчан питьевой водой. Сегодня у людей вновь появилась вера: директору удалось убедить одно ТОО – «Шымнур», что птицеводство – очень перспективная и рентабельная отрасль. Новый партнер выделил средства на закуп 145 тысяч инкубационных яиц. В апреле ждут поступления еще 40 тысяч яиц из Израиля. Первые сто буржарцев уже вернулись на рабочие места, и до конца года планируется трудоустроить еще человек триста.
Между тем, история с кредитом от ОАО «ТуранАлемБанк» еще не закончилась и не известно, сколько еще продлится изматывающая судебная тяжба между птицеводами и отечественным инвестором, преследующим свои корыстные цели.
|
Олеся ОЛЕЙНИК,
Южно-Казахстанская обл. |
|
|
|