РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 9 (10)
28.02-06.03.2003
Поиск по сайту:
 
НОВОСТИ САЙТА
АКЦЕНТ НОМЕРА
НА ГЛАВНУЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОДРОБНОСТИ
СОЦИУМ
ЧИТАТЕЛЬ-ГАЗЕТА
ГЛУБИНКА
АГРОМАРКЕТИНГ
ГЛОБУС
ПОДВОРЬЕ
ДУША НАРОДА
TV-ПРОГРАММА
ЧАС ДОСУГА
ВЕСТИ ИЗ ГЛУБИНКИ
АРХИВ САЙТА
ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ
ФОТОКОНКУРС
СМИ новости
 
Kazakhstan Financial Market
 
 
Rambler's Top100
TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
 
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
Петр ВЛАДИМИРОВ
ВОПРЕКИ СКЕПСИСУ И НЕДОВЕРИЮ
С очередного заседания парламентской рабочей группы

   За введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения проголосовало большинство депутатов рабочей группы по проекту Земельного кодекса в нижней палате Парламента. Несмотря на то, что народные избранники в течение нескольких последних заседаний вносили поправки в законопроект, его концептуальное обсуждение вылилось в бурные дебаты между сторонниками идеи приватизации земли и их оппонентами.

   Последние (в частности, известные депутаты Серикболсын Абдильдин, Серик Абрахманов, Шаймерден Уразалинов и другие) в качестве основных аргументов выдвигали следующие положения: экономические и социальные условия для введения частной собственности на земли сельхозназначения еще не созрели; нельзя продавать территории пастбищ; без государственной поддержки приватизация земель ничего не даст; Конституцией республики не предусмотрена частная собственность на землю; и, наконец, то, что существующие земельные отношения не сдерживают ход реформ.

   Выступление же членов депутатской фракции Аграрной партии Казахстана во многом развенчало эти доводы. В частности, председатель Комитета по аграрным вопросам Мажилиса и член ЦК этой партии Еркин Рамазанов говорил о том, что частная собственность на землю в республике уже была несколько лет назад – в качестве права постоянного землепользования. Но когда принимали действующий Закон «О земле», от такого права отказались. Это привело к тому, что сегодня фермерам не выдают кредиты – им нечего предложить в качестве залогового имущества, намного ухудшилось и социальное положение сельчан. Между тем очень важно привлечь инвестиции в село, а это можно сделать только в том случае, если крестьянин сможет сам распоряжаться угодьями. Остро стоит вопрос о земельном кадастре. Тот, что действует сейчас, разработан в 1963 году, а плодородие почвы с тех пор во многом изменилось. Но обновление кадастра потребует огромных финансовых затрат. Как считает Е.Рамазанов, базовая оценка земель – это лишь ориентир, она условна. Только рынок сможет определить реальную цену. Поэтому при продаже можно использовать и старый кадастр.

   Руководитель депутатской фракции, Председатель Аграрной партии Ромин Мадинов пояснил, что по нормам действующей Конституции земля находится в собственности государства, но ее участки могут быть и в частной собственности. Так что будущий Земельный кодекс не противоречит Основному закону страны. Что же касается сенокосных земель и пастбищ при сельских населенных пунктах, то законопроект предусматривает их использование на правах общей собственности или общего землепользования, а не предоставление в собственность отдельных лиц. Все же опасения о том, что сегодняшние арендаторы земель не смогут выкупить их и потеряют свои наделы, напрасны. В законопроекте четко определено, что право аренды никто перекупить не сможет.

   После продолжительной дискуссии, длившейся почти четыре часа, в которой участвовали также члены аграрной фракции Хайрат Шалабаев и Михаил Трошихин, являющийся и членом ЦК Аграрной партии, а также другие мажилисмены, рабочая группа большинством голосов приняла решение – концептуально одобрить введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Теперь народные избранники вместе с представителями Правительства будут работать со сравнительной таблицей к законопроекту.

   После заседания, которое вел сопредседатель этой рабочей группы, член аграрной фракции Мажилиса Владимир Асанов, мы попросили его прокомментировать основные положения столь важного для сельчан законопроекта.

   – В целом, проект Земельного кодекса состоит из 5 разделов и 21 главы, которые объединяют 170 статей. При его подготовке изучен мировой опыт, а также опыт постсоветских государств. При этом учтены особенности земельных отношений, которые сложились к настоящему времени у нас в стране, проанализированы слабые стороны ныне действующего Закона «О земле». Совершенно новым в законопроекте является введение частной собственности на наделы сельскохозяйственного назначения, а главное – соединение в одном лице собственника земли и сельскохозяйственного товаропроизводителя. Для безболезненного и справедливого вхождения всех соответствующих субъектов аграрного сектора в сферу частной собственности проектом предусматривается ряд мер.

   Во-первых, возможность использования земель, как на праве аренды, так и на праве частной собственности. То есть граждане РК и негосударственные юридические лица (ТОО, ПК и другие) могут приобрести земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность или получить их на праве землепользования сроком до 49 лет. Иностранцам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются только в аренду сроком до 10 лет и с ограничением по предельным размерам участков, которые могут находиться в руках у одного лица – не более 5% от общей площади каждого вида сельскохозяйственных угодий административного района.

   Во-вторых, лицам, приобретающим земельные участки на праве частной собственности, предоставляется возможность выкупа земельного участка за полную кадастровую (оценочную) стоимость, с правом совершения всех сделок, не запрещенных законодательством. Возможен также выкуп участка по льготной цене, устанавливаемой Правительством по административно-территориальным единицам, с определенными ограничениями по распоряжению этой землей. Лица, которые раньше приобрели право постоянного землепользования у государства для ведения сельскохозяйственного производства, становятся собственниками этих участков с момента вступления в силу настоящего Кодекса, без взимания дополнительной платы на приобретение права частной собственности.

   В-третьих, в целях эффективного ведения сельскохозяйственного производства и исключения концентрации земли в одних руках, устанавливаются максимальные размеры ее участков, которые могут находиться в частной собственности у одного лица. При этом предлагается установить: для крестьянских хозяйств – в размере не более 1% от общей площади каждого вида сельскохозяйственных угодий административного района, для негосударственных юридических лиц – не более 10% от общей площади каждого вида сельскохозяйственных угодий административного района.

   Предельные размеры орошаемых земель в 5 раз уменьшаются от вышеназванных норм.

   В-четвертых, в проекте Земельного кодекса определен перечень земель, которые находятся в государственной собственности и не могут быть переданы в частные руки. А также участки общего пользования в населенных пунктах, за исключением тех, что заняты зданиями и сооружениями, находящимися на праве частной собственности и необходимыми для их обслуживания.

   Земельные участки сельскохозяйственного назначения, непосредственно примыкающие (3-х километровая территория) к охранной зоне Государственной границы страны предоставляются только гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан на праве временного землепользования.

   В связи с возможностью распространения права собственности на большие площади, по сравнению с предыдущим законом, внесены существенные изменения по вопросу сервитута, то есть, конкретного регулирования взаимоотношений между собственниками земельных участков при необходимости занятия их друг у друга или временного предоставления для нужд государства.

   В-пятых, в переходных положениях закона определены особенности переоформления прав на условные земельные доли, которые переданы в аренду, а также участков, переданных во вторичное землепользование. В связи с этим, тот, кто хочет самостоятельно работать на земле, оформляет в счет условной ее доли земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. Тот, кто желает работать в товариществе или кооперативе, и таким образом сохранить целостность хозяйства, имеет право передать свои участки или условные доли в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или в качестве взноса в производственный кооператив.

   Считаю, отметил Владимир Асанов, что законопроект во многом отвечает тем требованиям, которые направлены на защиту прав, в первую очередь, сельских тружеников, для сохранения их собственности на землю и права землепользования. Он позволит успешно развиваться рынку земли, будет способствовать ее эффективному использованию и повышению плодородия почв.

Юлия НИТЧЕНКО
Зерновые компании - "ЗА"

   Руководители крупных зерновых компаний республики еще раз подтвердили свою позицию по вопросу нового Земельного кодекса. Они считают, что институт частной собственности на земли сельхозназначения, предусмотренный законопроектом, принесет аграриям долгожданную экономическую стабильность и будет способствовать созданию нового вида компаний.

   На пресс-конференции, прошедшей на этой неделе в Астане, президент Зернового союза Казахстана, член ЦК Аграрной партии Нурлан Тлеубаев подчеркнул, что полностью поддерживает положения проекта Земельного кодекса, касающиеся частной собственности на земли сельхозназначения. Передача угодий в частные руки, полагает он, означает дальнейшее развитие рыночных отношений в аграрном секторе.

   – Мы стоим на пороге создания среднего класса в обществе: народных компаний на базе сегодняшних зерновых, – сказал Нурлан Тлеубаев.– Если в соответствии с проектом Земельного кодеса паи будут передаваться не в субаренду, а в уставной капитал предприятия, то у сельчан, работающих в зерновых компаниях, появится возможность стать их соучредителями.

   Дело в том, что статус ТОО, в котором сейчас работают все сельхозформирования, ограничен числом участников. Акционерное же общество по новому закону расширяет эти возможности. Все живущие в сельской местности – учителя, врачи, пенсионеры – будут получать дивиденды, как раньше получали паями. То есть станут соучредителями. Они смогут участвовать в принятии решений относительно всего хозяйства. Поэтому, даже если зерновая компания завтра уйдет с рынка, придет другая, и сельчане, сложив свой капитал, сами смогут выкупить долю инвестирующих компаний. У аграриев же появятся определенные средства, которые они могут вкладывать в собственное производство. Разумеется, заметил Н. Тлеубаев, институт частной собственности – это не панацея от всех бед, которые сегодня творятся в сельском хозяйстве. Но он, если взять мировой опыт, является наиболее стабильным по сравнению с правом аренды.

   Председатель наблюдательного совета ТОО «Агроцентр-Астана» Владимир Чалышев высказал свою точку зрения:

   – Нужно дать сельхозпроизводителям возможность опять обрести мотивацию, чтобы это были не наемные работники без права голоса, а люди, кровно заинтересованные в результатах своего труда. Так и будет, если вопросы жизнедеятельности хозяйства – покупки ГСМ, выбора техники, кредитов – станет решать не один человек, а собрание акционеров. Надо привлекать сельчан к реальному управлению производством и к реальной собственности на средства производства через их земельные паи. Зерновые компании вложили в экономику агропромышленного комплекса республики около 500 миллионов долларов США в виде кредитов, взятых в коммерческих банках. Теперь эти средства вместе с людьми нужно отрабатывать, строить будущее села.

   Многие противники приватизации земель высказывают опасение о возможной легализации крупных земельных владений (латифундий). Среди предполагаемых латифундистов называют в числе прочих и зерновые компании. Опровергнул подобные слухи Гали Наурызбаев, генеральный директор агропромышленной корпорации «Жер»:

   Сегодня треть всех посевных площадей в Казахстане возделывается зерновыми компаниями, которые занимаются не только производством продукции, но и ее переработкой и реализацией. Но при этом все компании работают на арендуемой у сельчан земле, вкладывают в нее деньги. В собственности инвесторов находится только сельхозтехника. Кроме того, зерновые компании обеспечивают местное население работой, поддерживают социальную сферу: школы, больницы, дома культуры. В селах Северо-Казахстанской и Акмолинской областей, где мы трудимся, средняя заработная плата механизатора составляет 20 тысяч тенге. Думаю, что это не так уж и плохо...

   Отвечая на вопросы журналистов,и как заместитель председателя Аграрной партии Казахстана, Владимир Чалышев прокомментировал также и реплику одной из газет о якобы несостоявшемся внеочередном съезде АПК.

   «Упомянутая публикация свидетельствует только о том, что Аграрная партия набирает вес, авторитет, – отметил В.Чалышев. – И если год-полтора назад нас называли партией утомленных комбайнеров, то уже сегодня пытаются найти прорехи в нашей внутрипартийной жизни. Значит, мы – реальная сила. Я благодарю за такое внимание к нам и надеюсь, что оно не будет ослабевать». А Г. Наурызбаев добавил: «Я лично участвовал в работе этого съезда 16 ноября прошлого года и выступал на нем».

НА ГЛАВНУЮ ПЕРВАЯ ПОЛОСА ПОДРОБНОСТИ СОЦИУМ ЧИТАТЕЛЬ-ГАЗЕТА ГЛУБИНКА
АГРОМАРКЕТИНГ ГЛОБУС ПОДВОРЬЕ ДУША НАРОДА ЧАС ДОСУГА
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан