Газета издается с 10 декабря 2002 года
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market
вся погода

Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Зарубежный опыт

ПОД ЗНАКОМ
«ГОЛУБОГО АНГЕЛА»

   По оглашенным недавно оценкам экспертов, так называемая емкость мирового рынка экологически чистых продуктов питания колеблется от 25 до 40 миллионов долларов США в год. Натуральные (органические) продукты набирают все большую популярность в США и странах Европы. Например, в прошлом году мировой рынок органической продукции увеличился на 30 процентов, причем наибольший рост произошел в Северной Америке. И для Казахстана, особенно в свете перспективы его вступления в ВТО, будет небезынтересен опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.

ОСОБЫЙ СПРОС

   Несколько десятилетий назад любой сельскохозяйственный продукт считался натуральным. Сегодня к продукции, которую можно так называть, предъявляются особые требования. В мире существуют строгие, сложные стандарты на продукты растительного и животного происхождения. При этом имеется в виду не только их органический состав, но и методы выращивания. Фермерам эти стандарты задают направление деятельности, потребителей они ориентируют в выборе. Чтобы назвать продукт натуральным, необходимо, чтобы он производился в тех же условиях, в которых он произрастает в природе. Разработку таких стандартов в США начали еще в 1990 году. Но лишь через семь лет были сформулированы и предложены первые принципы. И сразу же спрос на натуральные продукты резко увеличился, количество потребителей выросло на сотни тысяч человек. Итак, органический продукт должен отвечать следующим требованиям:

   1. Использование радиации и генной инженерии для производства продуктов, которые маркируются на рынке как “органические”, запрещено.

   2. Продукты с обозначением – “произведенные с органическими ингредиентами” должны содержать, по меньшей мере, 70 процентов органических компонентов, в соответствии со стандартом Европейского Союза.

   3. Если продукт обозначен как “organic” (органический), производители продуктов питания обязаны использовать органические ингредиенты до 100 процентов.

   4. Если в состав продукта, к примеру, с соседних участков проникли запрещенные по стандартам вещества, производители обязаны указать это на упаковке.

   5. На земле, отведенной для выращивания органических продуктов, по крайней мере, за три года до посадки растений запрещено использовать пестициды.

   6. При выращивании скота для получения “органического” мяса запрещается применять антибиотики.

ПРОИЗВОДСТВО РАСШИРЯЕТСЯ

   Согласно данным, опубликованным в американском журнале «Agricultural Outlook», в развитии органического сельского хозяйства за последние 10 лет достигнут значительный прогресс. Это связано с возрастающим спросом населения на экологически чистую продукцию. В США, например, ее розничная продажа в 90-е годы увеличивалась ежегодно на 20% и более. В 1992–1996 гг. они выросли вдвое – до 3,5 миллиарда долларов, а в 2002 году превысили 9 миллиардов. На долю органических продуктов в США в настоящее время приходится примерно 2% всех продаж продовольственных товаров. За последние годы в США возросли площади сертифицированной пашни и пастбищ, хотя их удельный вес в общем земельном фонде составляет лишь 0,3%. В производстве отдельных сельскохозяйственных товаров доля органической продукции существенно превышает показатели – по яблокам она достигает 3%, моркови – 4%, кочанному салату – 5%. Развитие органического сельского хозяйства в США стимулируется вступлением в силу в октябре 2002 года новых национальных стандартов на экологически чистую продукцию, а также реализацией различных программ поддержки сектора. В частности, законом «Farm Security and Rural Investment Act of 2002» предусмотрено выделение 5 миллионов долларов на развитие органического фермерского хозяйства небольших размеров.

   Несмотря на положительные результаты в расширении органического аграрного сектора, США все же отстают в этой области от других стран. Согласно исследованиям, по размеру площади земель, на которых выращивается экологически чистая продукция, США опережают Австралия (19 млн. акров), Аргентина (6,9 млн.) и Италия (2,6 млн.). В десятку ведущих стран, расширяющих производство органической сельскохозяйственной продукции, входят также Бразилия, Германия, Великобритания, Испания, Франция и Канада. По доле площадей под органически выращиваемыми культурами США не вошли и в число первых 10 государств. Лидерами здесь являются Швейцария (9% общей площади обрабатываемых земель), Австрия (8,6%), Италия (6,8%), Швеция (5,2%), Чехия (3,9%) и Великобритания (3,3%).

   Поначалу страны Европейского Союза лидировали в темпах роста органического рынка продуктов и напитков, пока Северная Америка не вышла вперед. Рост органического рынка в Евросоюзе в 2003 году составил всего лишь около 8%. Замедление темпов произошло в Германии из-за скандала, когда под маркой органических, поставлялись продукты, содержащие пестициды. Также снижение произошло и в Великобритании. Продажи органических продуктов продолжают возрастать в таких странах как Италия и Швейцария. Общее снижение темпов роста рынка в Европе произошло и вследствие перепроизводства органической мясомолочной продукции.

   Исходя из новых ограничений по загрязнению окружающей среды, себестоимость производства свинины в Дании возросла, выросли и цены, а спрос уменьшился. Но фермеры с оптимизмом смотрят на будущее органических рынков, так как большая часть органической свинины экспортируется за пределы страны. Однако Великобритания не признает сертификаты органического производства свинины в Дании и потому запрещает ее ввоз.

   В Ирландии сеть супермаркетов «Superquinn» диверсифицирует свою продуктовую линию и переходит на поставку органических продуктов для удовлетворения потребностей рынка. Свежие органические овощи, фрукты, мясомолочные будут поставляться непосредственно от производителей. Как заявляет руководство супермаркета, спрос на органическую продукцию удвоился за последние два года, в основном из-за недоверия к генетически модифицированным продуктам и все большей популярности здорового стиля жизни. Сейчас предлагается более чем 200 изделий из органических продуктов, включая говядину, яйца, творог, свежие овощи и фрукты.

   В Австрии в розничной продаже почти 200 наименований экологически чистых продуктов. На их долю приходится по стоимости 3 процента всего объема австрийского продовольственного рынка, а в некоторых товарных секторах эта доля достигает 10-15 процентов.

   В Чехии рынок органических продуктов вырос на 8% в прошлом году. Сейчас органические фермы в Чехии обрабатывают 235 тысяч гектаров, что в 15 раз большее, чем в 1995 году. Хотя это составляет всего 5,5% от всех обрабатываемых земель, но это больше, чем в большинстве стран Евросоюза. Благодаря государственной поддержке органического фермерства, количество ферм увеличилось до 717, тогда как в 2001 году их было 654. Субсидии на поддержку органического фермерства составили 211 миллионов чешских крон, что в четыре раза большее, чем в 1998 году. Большинство органических продуктов Чехия экспортирует в Европейский Союз, преимущественно в Германию. Всего в 2003 году было экспортировано 3579 тонн органических продуктов.

   Наш ближайший сосед – Россия – стремится обосноваться на рынке натуральных продуктов. В Москве уже введена система добровольной экологической маркировки продуктов питания. И хотя их стоимость несколько дороже обычных, у населения они пользуются повышенным спросом. При этом московские власти гарантируют производителям-добровольцам преференции при распределении городского заказа. А тем временем правительство России занято разработкой концепции Закона «О развитии экологически ориентированного сельскохозяйственного производства в РФ».

   Несмотря на то, что развитие экологического сельского хозяйства потребует значительных инвестиций, думается, что у Казахстана есть необходимые конкурентные преимущества для производства этого вида сельхозпродукции. Нужно только не упустить свой шанс. Ведь сегодня платежеспособных потребителей на мировых рынках интересует не вал сельхозпродукции, а ее качество.

НАША СПРАВКА

   Экологическая маркировка есть во многих странах мира. Лидерами являются страны Евросоюза, США, Канада, Япония, Австралия. Свои знаки имеют также Таиланд, Тайвань, Индия, Бразилия, Чехия, Венгрия. Самые популярные из них: знак единой экомаркировки Евросоюза (цветок с бутоном в виде звезд флага ЕС и перевернутым «Э» в центре), «Голубой ангел» (Германия), «Белый лебедь» (скандинавские страны), «Экознак» (Япония), «Экологический выбор» (Канада). Производители маркируют свою продукцию на добровольной основе после прохождения сертификации.

ведущая страницы юлия нитченко

Мировые стандарты
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»