Газета издается с 10 декабря 2002 года
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market
вся погода

Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Душа народа

   На нашу землю, как символ вечного возрождения и обновления, пришел Наурыз – праздник нового года, торжества весны, любви, плодородия и дружбы.
   Мы стараемся возродить древние и мудрые, как сама мать-земля, традиции. В нынешнем году, когда мы с новой силой говорим о возрождении духовного, культурного наследия, казахстанцы вновь обращаются к обычаям и обрядам, которые помогали нам не раз объединяться, вместе стойко выносить все тяжести жизни. Поэтому и очередной выпуск тематической страницы мы посвятили тому, как казахстанцы умеют любить, благодарить, помнить, почитать, жить в мире и согласии.

Приди к нам, весна,
с великой милостью!

   Наурыз с древнейших времен значится в календарях народов Индии, Ирака, Афганистана, Ирана, Средней Азии. С давних времен и наши предки определяли приход весны по солнцу, как только теплые его лучи проникали в юрту. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, прорастание нежной зелени. Но в те времена этот праздник назывался «Улыс» – Новый год степных кочевников.

   Вот и первый день 22 (9) марта – «Улыстын улы кунi» (Великий день Улыса). Он всегда по-особому грандиозен, насыщен. И вновь совпал он для кочевников с периодом окончания окота скота и днем великого равноденствия. По восточному преданию, в Наурыз мейрамы из-под земли возвращается полуденный дух, несущий исцеление слепым и немощным, мир – воюющим. Это время завершения зимовки и подготовки к летнему сезону. Давайте и мы окунемся в атмосферу таинства праздника. Кто-то откроет для себя новое, а кто-то попытается сделать и у себя дома.

алькей маргулан,
академик ман

А притча-то со смыслом

   С давних времен помним мы эту притчу. По мифологии, в ночь с 21 на 22 марта землю обходит старик Кадыр. Все видят, как он посадил дерево, посылая людям счастье, благоденствие. Под его взглядом земля становится плодовитой, и даже камни могут расплавиться, превратившись в живительную влагу.

   С приближением Наурыза аулы преображаются. На юртах появляются своеобразные флаги – символы племен. Мужчины расчищают родники, места стоянок, старики помогают им. Женщины вышивают яркие панно для украшения праздника. Готовясь к Новому году, люди постригаются, моются, а на само торжество одевают новые одежды, всяк по своей возможности. Люди приводят в порядок жилье, расплачиваются с долгами, находившиеся в ссоре, мирятся. Ибо, как утверждают старики, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.

   Торжество начинается с благословения аксакала: «Этот день называется новым, великим, святым днем. Мы желаем, чтобы у всех всегда было много молока, чтобы ваши души всегда были открыты, а темные помыслы исчезли навсегда. Желаем в жизни светлого пути. Народу – достатка, а все плохое пусть в землю уйдет».

   С пожеланиями урожая и дождя все емкости наполняются молоком, айраном, зерном, ключевой водой. Но главным ритуалом остается угощение всех обрядовым блюдом. Повсюду слышатся добрые слова, поздравления, все стараются быть в добром расположении духа, при встрече заключают друг друга в объятия, высказывают самые добрые слова, чтобы все невзгоды и беды миновали их.

Угощение для соседа

   В день праздника в каждой семье накрывают дастархан с различными яствами. Стол, как правило, состоит из семи блюд, каждое из которых имеет символическое значение. А в больших глиняных горшках взбивается много масла. Для угощения соседей готовят традиционную похлебку, именуемую в народе Наурыз-коже. Оно тоже готовится из семи компонентов: мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик (творог). Но кроме традиционного наурыз-коже к празднику настаивают специальный семидневный кумыс, который обладает целебными свойствами. Мужчины, отведав такого напитка, долго не могут заснуть.

   В полдень на установленном месте у селения режут быка и варят из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.

Покажи свою удаль, джигит!

   А, знатно пообедав, начинаются игры « Айкыш-уйкыш», что в переводе означает «Навстречу друг другу», и «Аударыспак», во время которого джигиты перетягивают друг друга из седла, проносятся традиционные скачки, игры на лошадях, борьба – казакша-курес. Для совсем юных приготовлены состязания в беге босиком. Считается, что бегунам земля дарит свое тепло и силу. Огромные качели – алтыбакан, похожие на «зубра», что работает в столичном парке, тоже привлекают молодежь. А вот, неподалеку от праздничной площади, в игре «Белый буран» происходит незамысловатая борьба зимы и лета. Не обходится и без спортивной борьбы, участвовать в которой могут и девушки. Красавица вызывает джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. И в таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.

Последняя песня акына

   Праздник длится целый день и продолжается ночью. Заканчивался же он представлением, где акыны в стихотворной форме состязаются в песнях, кюях. Их соперничество прекращается с заходом солнца, когда, по преданию, добро побеждает зло. Затем разжигают костер, и люди с зажженными от него факелами обходят все окрестности селения, поют и пляшут, тем самым, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия. А с рассветом все идут к ближайшей возвышенности встречать приход солнца.

Доброе знамение

   Кстати, если в этот день рождаются мальчики, их, по традиции, называют Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек – просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день пошел снег или дождь, то это считается добрым предзнаменованием. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте у мягкого и пушистого снега особенная белизна.

Собрались, чтобы встретить солнце

марат максутов,
заслуженный артист рк

   Каждый год в праздничный Наурыз люблю я бывать на улицах многонационального Торонто, по которым проходят традиционные красочные шествия. Около 3 тысяч выходцев из Казахстана проживает сейчас в Канаде. Однако праздник Наурыз многие из них отметили здесь впервые.

   Более сотни самых активных представителей казахстанской диаспоры по собственной инициативе собрались вместе, чтобы с земляками встретить праздник солнца, весны, тепла. Некоторые со своими семьями специально приехали из Монреаля и Галифакса. В праздничной толпе звучало немало поздравлений, казахских народных кюев. Особенно тепло встречали выступление казахстанских артистов. А дети наших соотечественников с удовольствием участвовали в конкурсе рисунков «Моя Родина – Казахстан». Для всех них, от самых маленьких и до старшеклассников, общение на родном языке стало приятным сюрпризом. И в этом еще один большой смысл канадского Наурыза.

   – Мы с удовольствием восприняли факт объединения в землячество выходцев из Казахстана, и будем всячески помогать развитию культурных и деловых связей с родиной, – сказал консул Республики Казахстан в Торонто Самат Жанабай. – Уже в ближайшее время мы окажем помощь диаспоре в изучении казахского языка, приобретении учебников, литературы, также в организации новых гастролей артистов из Казахстана.

ведущая страницы ольга вольская

Март планеты
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»