РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 12 (13)
21-27.03.2003
поиск по сайту:
 
 новости сайта
 акцент номера
 на главную
 первая страница
 подробности
 душа народа
 земля и люди
 годы аула
 мир о нас
 агромаркетинг
 вечные истины
 чс
 нормативная база
 TV-программа
 агроказбиржа
 час досуга
 архив сайта
 подписка на газету
 для рекламодателей
 фотоконкурс
СМИ новости
ВАЛЮТА, ПОГОДА
 
Kazakhstan Financial Market
 
КАТАЛОГИ И РЕЙТИНГИ
 
Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
СЧЕТЧИКИ
 
ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ
К пользе душевной

   10 марта у православных христиан начался Великий пост. Этому событию и посвящена наша подборка.

Предпутие воздержания

   Сырную седмицу – масленицу в быту принято воспринимать как эдакое веселое-превеселое время, когда можно объедаться блинами, веселиться безудержно, впрок, перед наступлением Великого поста – днями строгого воздержания в пище, покаяния, молитвенного подвига.

   Иное отношение к сырной седмице в Церкви. Ее называют «светлым предпутием воздержания» и «началом умиленного покаяния».

   Святитель Тихон Задонский учит: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста. А потому чадам Церкви следует в сырную седмицу поступать во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержаннее потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных песней любвеобильной матери (Церкви) своей?»

Прощёное воскресенье

   Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной ( так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

   В это день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Великий пост

   Великий пост можно назвать основным из многочисленных постов, особенно обязывающих верующих к его соблюдению. Он начинается за 40 дней до Пасхи и продолжается до Лазоревой субботы и праздника Входа Господня в Иерусалим; поэтому в церковной литературе его часто называют Святой Четыредесятницей. Но после этого пост не прекращается – за ним следует Страстная седмица, предваряющая праздник Пасхи; поэтому часто, говоря о Великом посте, подразумевают и время собственно Великого поста, и Страстной седмицы – до праздника Пасхи (семь недель).

   На протяжении Великого поста рыбу разрешается употреблять в пищу лишь в праздники Благовещенья Пресвятой Богородицы (кроме некоторых дней, на которые может прийтись этот праздник – к примеру, в Великую Пятницу), и Входа Господня в Иерусалим.

Смысл поста

   Не голод, не отказ от некоторых видов пищи является главной целью поста. Его назначение состоит в том, чтобы нравственно возродить человека. Телесное очищение есть путь к смягчению нрава, преображению души. Пост немыслим без подвигов милосердия и любви. «Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, будет с нами постоянная от него польза…», – пишет о посте святой Иоанн Златоуст в одной из своих бесед о святой Четыредесятнице.

Слушала, затаив дыхание

   Сейчас я живу в Казахстане, но мое детство прошло в Кировской области, в глухой деревушке. Воспитывала меня бабушка. Я росла болезненной, слабенькой, но рядом был родной человек – добрая, мудрая, смиренная молитвенница бабушка. Еще до своего замужества она ходила пешком на реку Великую. Это в двухстах километрах от нашей деревни. Места там удивительные, много святых родников, бабушка рассказывала о своем паломничестве, о том, как трудно было идти, о встречах, дарованных Господом, о радости молитвенной. Я слушала, затаив дыхание, очень было интересно. Бабушка воспитывала меня в православном духе. Объясняла, какой большой грех обманывать, родителей не почитать, воровать, обижать людей. Бабушки уже нет, а ее уроки остались в сердце и в памяти на всю жизнь.

Софья ГРОМОВА,
Костанайская обл.
МЫСЛИ ВСЛУХ
Сомнения в прошлом

   Только теперь, по прошествии многих лет, мы начали понимать, какой вред нанесен атеистической пропагандой. Повсеместно закрывалиcь мечети и церкви, устраивались гонения на духовенство.

   Помню, как в ауле «Караколь» Северо-Казахстанской области закрыли мечеть и разместили здесь сначала контору, затем зерносклад. Мулла Али просил районное начальство оставить мечеть, но… От назойливого просителя избавились просто: его на три года осудили за антисоветскую агитацию. Али было 78 лет, в колонии он и скончался.

   Слава Аллаху, благодаря демократизации общества возрождаются религия, национальные языки, обряды и обычаи, открываются мечети, церкви и молитвенные дома.

   В шестидесятые годы я работал директором школы аула Талапкер Целиноградского района Акмолинской области и был избран секретарем цеховой парторганизации совхоза. Руководствуясь решениями вышестоящих партийных органов, мы, коммунисты, вели атеистическую пропаганду, боролись с религией. И надо сказать, добились своего: число верующих в ауле сократилось! Из 700 человек оразу в то время держали не более 89 человек. За такую активность в то время хвалили и ставили в пример.

   Поменялись времена, поменялись и нравы. Большинство жителей, этого аула повернулось лицом к религии, молодежь – не исключение. Нередко держат оразу учителя и ученики старших классов. Аульные муллы Баухан и Елюбай многое делают для разъяснения Ислама. Во время оразы они обратились к людям оказать помощь инвалидам, сиротам, и откликнулись не только верущие.

   Ислам, как известно, проповедует доброту, честность, милосердие, телесную и душевную чистоту. И я думаю, что именно эти постулаты неплохо использовать для воспитания молодежи, которая нередко увлекается алкоголизмом, наркотиками.

Сеильбек УСИН
Ольга МУРЗАЕВА
Совесть - Божий глас

   Я долго колебалась, прежде чем взяться за ручку. И все-таки решила написать…

   Последнее время много думаю о том, как ответственны мы друг перед другом, потомками нашими и перед Господом. Моя мама родилась в маленькой деревушке. До революции в ней была церковь, прихожан много, батюшка служил исправно. Потом сделали в церкви клуб. Моя бабушка, царство ей небесное, Анна Дмитриевна, наказывала дочерям, чтобы не ходили плясать в церкви: «Девки! Не пляшите в церкви, Бог накажет, счастья не будет!» И впрямь, всем четырем непослушницам, бегавшим на танцульки в Божий храм, выпала незавидная судьба. Особенно моей маме. Вышла она замуж рано, по любви. Муж ее был в колхозе зоотехником, шел 37-й год, начались репрессии. В колхозе случился падеж скота, мужа предупредили, что ночью за ним придут. Он отправил маму на хутор к своей тетке, а сам остался дома. Закутала она потеплее свою годовалую дочку Галю и пошла. А на полдороге услышала выстрелы. Пятерых уложил ее муж, шестую пулю послал в себя, а было ему всего двадцать два года. Мать осталась одна, жила в постоянном страхе. Вышла замуж за одного из красноармейцев, тот страшно пил, по пьянке задушил годовалую Галю, матери пригрозил, что убьет ее, если надумает уйти. Родила она ему двоих, и Господь прибрал его, ехал на фронт, разбомбили эшелон. Потом, правда, встретился ей неплохой человек, наш отчим. С ним прожила больше тридцати лет. Но опять несчастье – смерть моей сестры. Мать с горя запила и три года назад умерла. А несколько лет назад трагически погиб наш сосед. В юности, напившись пьяным, изрубил все иконы в доме, особенно усердствовал над иконой Николая угодника. Доска иконы оказалась крепкой на диво. Мать вразумляла: «Что ты делаешь, сгоришь ведь при жизни в огне!» Сбылось. Пришел в семью достаток, уже и «Волга» стояла во дворе, работал Костя сварщиком в колхозе. Стал пить. Однажды возвращался с поля пьяный, выпал из кабины под откос, машина на него, загорелась, крюк от бокового борта вошел ему в грудь, и он сгорел, как бабочка, наколотая на булавку, заживо.

   А вот еще один печальный пример. У нас в селе жила семья, вроде и работящая, но торговала водкой, спаивала сельских мужиков. Какие только проклятия не сыпались в их адрес! В один год погибли в семье семь человек. Одна родственница, жившая некоторое время в доме после похорон, рассказывала, что не могла спать по ночам, дом наполнялся шорохами, громкими вздохами, скрипели двери, мелькали тени под окнами.

   Письмо мое получилось мрачным, но ведь все истории взяты из жизни. Рассказала я их для того, чтобы лишний раз напомнить, как важно жить по заповедям Господним, не нарушать их, ладить с совестью, которая и есть в человеке глас Божий. Страшно оставить в наследство своим детям нераскаянный грех. Им мучиться, им нести его по жизни.

г. Уральск.
Ведущий страницы Валентина ФИРОНОВА.
на главную первая страница подробности душа народа земля и люди годы аула мир о нас
агромаркетинг вечные истины чс нормативная база час досуга
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан