|
|
|
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ |
|
(Окончание. Начало на 1-й стр.) |
Частной СОБСТВЕННОСТИ
на землю – БЫТЬ! |
Позиция Правительства |
Отмечая всю важность данного документа, Ахметжан Есимов напомнил, что возможность приобретения земли в частную собственность предусмотрена Конституцией, и этой нормой сегодня реально пользуются около 2 миллионов 800 тысяч граждан страны, в собственности которых имеется более 400 тысяч гектаров земли. Это, в основном, земли личных подсобных, дачных хозяйств, садоводства, жилищного строительства, а также земли, занятые предприятиями промышленности, транспорта, связи и сферы обслуживания.
В то же время институт частной собственности не коснулся земель сельхозназначения. Поэтому предложенный законопроект рассматривает распространение института частной собственности и на нее.
Положительно оценив деятельность рабочей группы, Ахметжан Есимов остановился на наиболее значимых и спорных моментах законопроекта. В частности, при рассмотрении вопросов об определении стоимости земли, сообщил он, поступило немало предложении о льготной продаже или же бесплатной передаче участков в пределах предоставленных прав на условную земельную долю.
Правительство не согласилось с данными предложениями, так как посчитало, что к бесплатно переданной земле и отношение будет адекватным и вряд ли таким образом можно воспитать рачительного собственника. Но, самое главное, при таком подходе к делу могут возникнуть определенные сложности. Во-первых, это может подтолкнуть людей к массовому аннулированию ранее совершенных сделок, что в свою очередь приведет к дестабилизации в уже сложившихся хозяйствующих субъектах, так как их земельные участки были в свое время сформированы из условных земельных долей. Такая тенденция, считает вице-Премьер, может привести к новому переделу собственности на селе с непредсказуемыми последствиями.
Теперь, что касается вопросов аккумулирования средств, ожидаемых при продаже земель. Законопроект предусматривает для этого создание Национального фонда, а в перспективе – специализированного земельного банка. Таким образом, по мнению вице-Премьер-министра А. Есимова, законопроект позволяет идти по наиболее рациональному пути в вопросах обеспечения сохранности и эффективного использования поступающих средств.
Вопрос сохранения субаренды, похоже, станет наиболее острым при поиске двустороннего консенсуса. Правительство продолжает настаивать на том, что субаренда (вторичная аренда) дает возможность первичному арендатору быть посредником между государством и вторичным арендатором и выступает практически в роли собственника, подменяя тем самым само государство. По мнению вице-Премьера, сохранение субаренды приведет к необоснованному увеличению себестоимости сельхозпродукции.
Предложенный проект Земельного кодекса, по мнению разработчиков, преследует две основные цели.
Первая – сделать селянина, работающего на земле, настоящим хозяином и собственником земли. Вторая – позаботиться о судьбе самой земли, создавая такие экономические и правовые основы, которые позволят чувствовать крестьянину себя уверенно, работать без оглядки и ориентироваться на перспективу. Таким образом, он всегда был бы заинтересован в постоянном повышении плодородия земли.
Подытоживая сказанное, Ахметжан Есимов подчеркнул, что при рассматривании вопроса о введении института частной собственности речь практически идет о том, сумеет ли казахстанское общество без потрясений и передряг добиться логического завершения экономических реформ.
|
Вопросы и ответы |
Безусловно, к автору законопроекта, в лице вице-Премьера, у депутатов возникло множество вопросов. А. Есимов терпеливо на них отвечал в течение почти трех часов. Однако и здесь некоторые народные избранники умудрились использовать свое право задать вопрос для озвучивания собственных идей. Прелюдия к вопросу занимала столько времени, что председательствующему на заседании спикеру палаты Жармахану Туякбаю не раз приходилось остужать ораторский пыл выступавших, требуя конкретики. И все же большинство вопросов носило заинтересованный и полезный характер.
Так, ряд депутатов, интересовал механизм продажи земель. По мнению авторов законопроекта, землю следует продавать только с аукционов, при этом цена должна быть рыночной, а не по кадастровой стоимости. Сегодня в сельской местности проживает, по последним данным, около 43 процентов жителей страны, из них 24 – работает непосредственно в сельском хозяйстве. Это довольно высокий показатель, который говорит о том, что каждый четвертый сельчанин уже сейчас может стать активным участником процесса формирования собственников земли. Тем же, кто, живя на селе и имея земельные паи, не занимается непосредственно сельским хозяйством (медработники, учителя, работники культуры и т.д.) предстоит определиться со своими наделами – продавать или работать на них самим. Расчеты показывают, что в течение первых десяти-пятнадцати лет в частные руки будет продано не более 17 миллионов гектаров земли.
Неоднократно у народных избранников возникали вопросы о персонификации земельных паев. По данным Агентства по земельным ресурсам, этот процесс практически завершен – персонификацию прошли 90 процентов владельцев, состоящих у юридических лиц, и 96 процентов в крестьянских хозяйствах.
Ахметжан Есимов не поддержал идею о решении судьбы Земельного кодекса на всенародном референдуме. По его мнению, голосуя за Конституцию страны, которая дает право собственности на землю, казахстанцы уже ответили на данный вопрос. Да и последние исследования, проведенные Министерством культуры, информации и общественного согласия, говорят о том, что большинство населения страны поддерживает идею частной собственности на землю. В этом сам вице-Премьер-министр убедился во время многочисленных поездок по регионам, где в первую очередь спрашивал у людей отношение к этому вопросу. Чтобы люди поняли истинное предназначение новой реформы, необходимо им доступно и просто разъяснять. Там, где удалось провести такую работу, люди давно уже убедились в пользе предстоящих перемен.
Некоторые депутаты были не согласны с ограничениями, согласно которым юридические лица не могут иметь более 10 процентов, а физические лица – не более 1 процента земель на территории одного региона (ст. 52). Эти ограничения заставляют хозяйства идти по пути насильственной фермеризации, тогда как для развития села необходимо создавать крупные сельхозпредприятия. Законопроект, по их мнению, отпугивает инвесторов, которых сегодня и так можно по пальцам пересчитать. Некоторые будут вынуждены уйти вообще. Тогда кто же будет поддерживать многочисленные мелкие сельскохозяйственные товарищества?
По мнению депутатов, решение о выделении земель необходимо передать местным властям, которые лучше владеют ситуацией и знают потребность своего региона.
По словам А. Есимова, внося ограничения на размеры, Правительство исходило из того, что в ходе обсуждения неоднократно звучали предположения о том, что при продаже земли обязательно появятся латифундисты, которые закупят большую часть. Поэтому посчитали нужным ввести некоторые ограничения. Правда, вице-Премьер при этом признал, что в будущем было бы целесообразнее убрать эти ограничения и передать право распоряжения землей местным исполнительным органам.
|
Трудное решение |
С содокладом по проекту Земельного кодекса выступил руководитель рабочей группы депутат Владимир Асанов. По его данным, в ходе обсуждения проекта поступило более 600 замечаний и предложений, из которых в течение 9 заседаний рабочей группы рассмотрены 102. После многочисленных дискуссий головные комитеты пришли к выводу вынести концептуальные положения проекта на обсуждение палаты. Он обратился к своим коллегам поддержать уже выработанные основные положения документа, который позволит поднять на новый уровень экономику села.
Однако, не придя к единому мнению, мажилисмены оставили рассмотрение законопроекта на четверг. И только вечером, после многочасовой полемики, депутаты Мажилиса все же приняли решение одобрить в первом чтении концептуальное положение проекта Земельного кодекса относительно введения в Казахстане института частной собственности на земли сельхозназначения. Правда, с учетом большинства замечаний и предложений, поступивших от мажилисменов в течение этих двух дней обсуждения.
|
|
|
Юлия НИТЧЕНКО |
Ассоциация «Казахстанский фермер» |
Состоялись регистрация и учредительное собрание республиканского общественного объединения «Национальная ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и их кооперативов «Казахстанский фермер».
На пресс-конференции в Астане представители этой общественной организации говорили о том, какие задачи ставит перед собой ассоциация.
– Заниматься не политическими интригами, а конструктивным решением социальных, экономических вопросов сельчан, – подчеркнул президент Национальной ассоциации «Казахстанский фермер», глава Алматинской областной ассоциации крестьянских хозяйств «Жетысу Агро» Турарбек Кудайбергенов. – Наши задачи: внедрять рыночные отношения на селе, развивать малый и средний агробизнес, способствовать объединению мелких хозяйств в кооперативы и товарищества, обучать фермеров новым технологиям.
Главы крестьянских хозяйств, входящих в ассоциацию «Казахстанский фермер», выразили всецелую поддержку права частной собственности на сельскохозяйственные земли, предложенного в проекте Земельного кодекса. «Мы, фермеры Казахстана, считаем, что единственно верное решение – передать земли сельскохозяйственного назначения в собственность рачительному хозяину, который не просто заплатит за землю, а будет беречь и возделывать ее, сохранять плодородие для потомков», – говорится в их обращении к депутатам Парламента РК. В то же время члены ассоциации «Казахстанский фермер» высказались за исключение из проекта Земельного кодекса права субаренды земель. В частности, председатель ревизионной комиссии ассоциации «Казахстанский фермер», глава фермерского хозяйства «Раимбек» из Жамбылской области Раимбек Мусатаев, считает, что субаренда способствует хищническому использованию земель, создает благоприятные условия для иждивенчества. Его поддержал и вице-президент общественного объединения «Казахстанский фермер», председатель ассоциации фермеров из Костанайской области Сергей Бублик: «Когда человек живет в городе, а сдает землю в районе, он не думает о повышении ее плодородия. Его единственная цель – получить арендную плату». Руководители фермерских хозяйств также выступают за отмену норм, ограничивающих размеры земельных участков, считая, что это ущемляет права крестьянских хозяйств и кооперативов.
В ближайших планах национальной ассоциации «Казахстанских фермер» – открытие филиалов объединения во всех областях республики, оказание юридических услуг для защиты прав крестьян и фермеров, трудоустройство сельского населения в агропромышленном секторе. Нелишне будет и привлечение в ассоциацию коллег-единомышленников.
P.S. Более подробно об этом «Аграрный Казахстан» расскажет в одном из ближайших номеров.
|
г. Астана. |
|
|