РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 12 (13)
21-27.03.2003
поиск по сайту:
 
 новости сайта
 акцент номера
 на главную
 первая страница
 подробности
 душа народа
 земля и люди
 годы аула
 мир о нас
 агромаркетинг
 вечные истины
 чс
 нормативная база
 TV-программа
 агроказбиржа
 час досуга
 архив сайта
 подписка на газету
 для рекламодателей
 фотоконкурс
СМИ новости
ВАЛЮТА, ПОГОДА
 
Kazakhstan Financial Market
 
КАТАЛОГИ И РЕЙТИНГИ
 
Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
СЧЕТЧИКИ
 
ДУША НАРОДА

   С незапамятных времен во многих странах Востока глубоко вошел в народный быт праздник Нового года, день весеннего равноденствия. Он символизировал рождение весны, пробуждение природы, обновление жизни. Наурыз (Навруз или Новруз), что на персидско-таджикском языке означает «новый день», - праздник и народов Казахстана, который отмечается 22 марта. В наши дни Наурыз во многих странах, как и в нашей, провозглашен государственным праздником. Он издревле символизирует благоденствие, братскую сплоченность и единение, побуждает к радостному восприятию жизни, к созиданию, нравственному очищению, милосердию. И стар, и млад встречает в этот день весну...

С праздником весны и обновления!
Новый день наступил!

   Это один из главных, ярких и красочных праздников мусульманского мира, происхождение которого – в глубине веков. По поверьям древних иранцев, весь мир был сотворен в тот момент, когда солнце взошло из-за головы созвездия Овна. Тогда разделились свет и тьма, появились ночь и день, добро и зло. Но наступит такое время, когда солнце войдет окончательно в созвездие Овна, звезды завершат свое движение и застынут навечно. Так мир зла завершит свое противостояние, и добро навсегда восторжествует победу. Время уничтожит зло. Солнцу, с которым связано появление праздника Наурыз, в священной книге зороастрийцев «Авесте» посвящена проникновенная молитва «Молюсь ради счастья я громкой молитвой бессмертному Солнцу и свету, чьи кони быстры. Вершу возлияния из сока хаомы прутьями барсмана, и речи искусством, и мыслями, и делом, и истинным словом я Солнце почту». Создание праздника Наурыз древними легендами, переходящими из уст в уста, приписывается иранскому царю Джаму. Путешествуя в одной из провинций своей страны, царь установил на горе трон, украшенный драгоценными камнями. Увенчав себя и короной из драгоценных камней, царь воссел на трон, лицом к солнцу. Восход Солнца озарил своим светом трон и корону, и люди, увидев столь красочное зрелище, возрадовались, поклонились и назвали наступивший день Новым – Нав Руз.

   Наурыз приходит в ночь, а точнее, в три часа утра, с 21 на 22 марта. Именно в это мгновение наступает Новый год. Еще в седой древности народы земли делили год на два отрезка – лето и зиму, аллегорически сопоставляя их с добром и злом. По преданию, силы тьмы и света в этот день равны, и надо помочь свету, чтобы чудовище Хут не проглотило солнце, и не вернулась страшная старуха Оджуз – олицетворение зимней стужи. Весна – пробуждение жизни.

Веселее праздник - щедрей природа

   Сегодня этот весенний праздник отмечают туркмены, таджики, узбеки, казахи, азербайджанцы, армяне, чуваши, татары, буряты. Считается, как встретишь Наурыз, так весь год проведешь. Поэтому люди заранее готовились к его встрече. Они интуитивно чувствовали, что весенними заботами будут кормиться весь год. Поэтому Наурыз их воодушевлял, вселял надежды и силы, он издревле считался праздником созидания, праздником людей труда. В эти дни в обычае многих народов было прокладывать первую борозду, начинать сев, сажать деревья, освобождать дом от мусора и старых вещей, готовить праздничную одежду, забыть все ссоры и обиды. Наурыз всегда был символом мира, дружбы, единения между народами. Весна – пора обновления не только природы, но и общества. В эти дни народы забывают о старой вражде, стремятся к взаимопониманию.

   Готовились к празднику тщательно. В некоторых семьях аула Жумбактас так делают и сейчас. Женщины заранее вышивают сюзане – яркое панно для украшения места торжества. Сюзане расстилают на склоне горы или натягивают между шестами. Под ним размещаются музыканты. Неподалеку накрывают дастархан, на котором обязательны семь предметов: вино, символизирующее возрождение, молоко – чистоту, сладости – радость жизни, сахар – довольство, шербет – прохладу и отдых, свеча – знак света и огня, гребень – символ женской красоты. В праздничный день для дастархана готовят плов, шурпу, блины, огромные лепешки. Угощение должно быть богатым, тогда и урожай осенью будет на славу, а молоко у коров и овец – жирным и обильным. В разгар праздника состязаются борцы, танцоры, конники и акыны. В больших глиняных горшках деревянным стержнем, обмотанным ремнем, сбивают масло. Обязательно вручную. По преданию, боги так «сбивали» воды океана Вселенной. Главный ритуал в этот день – обнести присутствующих обрядовым блюдом из проросшей пшеницы, символизирующей вечную жизнь. Зерно проросло, значит, настало время сева. Поэтому в селе Наурыз – праздник первой борозды, в городе – озеленения.

   В наши дни программа развлечений пополнилась и конкурсом красоты. Народ приходит полюбоваться на самых красивых девушек. Считается, чем веселее пройдет Наурыз, тем щедрее будет природа.

Благородный дар предков

   В первую очередь проведем тщательную уборку своего дома, квартиры, двора, улицы аула, селения, кишлака, махаля в городе. Сегодня, в канун праздника, в кишлаке Алаколь очищается и, по возможности, обновляется домашняя утварь. Жилище украшается побегами распускающихся деревьев и кустарников, зеленой травой или цветами.

   В этот день на улицах и площадях городов и селений устраиваются народные гуляния. Певцам аккомпанируют на народных инструментах музыканты. В этот день звучат домбра, бубен, дутар, дойра, флейта, сурна, барабан. Каждая местность отдает предпочтение своему инструменту. Так, в некоторых селениях Южного Казахстана заслушиваются сурной. Фокусники, акробаты, канатоходцы показывают свое искусство, силачи демонстрируют силу. Все веселятся, пляшут и поют, поочередно перепрыгивают через костер и даже купаются. Правда, в северных районах Казахстана температуру воды рискуют опробовать только «моржи», потому что довольно холодно. И все это совершается с целью избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий, очищения себя и своих близких от грехов, накопившихся за весь год. Считалось, что вся семья в ночь на праздничный день должна быть вместе, за общим семейным столом, угощаясь разными кушаньями. Наурыз – щедрый и благородный дар природы нашим предкам и нам. Его энергетика пронизывает жизнь, духовность народа.

Угощаем «Наурыз-коже»!

   В день празднования Наурыза у казахского народа принято готовить национальное блюдо «Наурыз-коже», которое считается святым. Оно готовится из семи продуктов, потому что число «семь» считается святой цифрой. Готовится блюдо из мяса, но не свежего, а из согыма – зимнего запаса. Добавляются голова барана, молоко, молотый курт, пшеница, лук, рис или пшено. Может быть и несколько иной набор продуктов, к примеру: рис, перловка, соль, пшено, картофель, просо, лапша. Мясо отваривается, и на этом бульоне готовятся все продукты, входящие в состав «Наурыз-коже».

   На праздничном дастархане в каждом доме кишлака Нугыман Коргалжынского района готовится это святое блюдо. По древнему обычаю, голову барана подают аксакалам – уважаемым и почитаемым людям. По поверьям, если в Наурыз угощаешься «Наурыз-коже», то целый год не будешь голодать.

Все, что есть - за добрую весть

   Суйинши! С этим радостным возгласом входит в дом человек, принесший его обитателям добрую отрадную весть. А хозяин дома в знак благодарности за хорошее известие дарит глашатаю то, что тот сам захочет получить, или какой-нибудь другой достойный подарок, по собственному усмотрению. В давние времена основным поводом для требования суйинши служила весть о женитьбе сына, если тот, похитив невесту, привел ее в дом без предупреждения, или известие о рождении ребенка. В старину людей, известивших о свершении особо важных и радостных событий, богачи одаривали весьма дорогими подарками, а люди со скромным достатком, бывали такие случаи, за такую весть, не задумываясь, отдавали единственного коня.

Дитя - это чудо

   Новый день, Новый год, новый человек на земле – ничего нет прекраснее и таинственнее. Эти события настолько связаны между собой, ведь день сменяет ночь, зима – лето, жизнь приветствует новое поколение. И миллионы лет каждый раз мы принимаем эти явления как открытие, восхищаясь этим чудом.

   Рождение ребенка – сегодня радость в семье Туякбаевых из села Актыбек. Теперь все для него. И важно соблюсти все родительские ритуалы. Роженице – прекрасной Сауле – расплетают косы, развязывают все узлы на одежде, открывают все крышки посуды, сундуков. Окружающие пытаются помочь прийти в мир малышу. Родственницы толкут в ступе мешалкой возле «родильной юрты», приговаривая: «тус-тус»! – «выходи, выходи». И даже мужчины не остаются в стороне. Они вскакивают на коней и начинают скакать вокруг аула с криками: «Аттан, аттан!» – «На коней, на коней!», отвлекая темные силы, чтобы они не мешали рождению.

   И вот, наконец, криком младенец известил мир о своем появлении. «Суюнши! – бегут повитухи к отцу ребенка Раимбеку Туякбаеву. Теперь он не просто джигит, а глава семейства, серьезный и уважаемый человек. Сразу же после рождения ребенка берет на руки женщина со счастливой судьбой и крепким здоровьем. Есть такое поверье, что судьба малыша будет похожа на того, кто первым принимает дитя. В казахском ауле Кишкинтай, что в Буландынском районе, на праздник по случаю рождения ребенка, «бесик салар той», в семью Жакыповых идут гости, а это все село. Здесь не забывается обычай – «шильдехана», когда к женщине, недавно ставшей матерью, а сегодня это Майра Жакыпова, приходят родственники, друзья и помогают ей во всем. Сельские музыканты на народных инструментах, кстати, особенно здесь любима домбра, исполняют задушевные степные напевы. Гости рассказывают забавные истории из повседневной жизни, анекдотичные, не всегда реальные случаи, угощаются чаем и сладостями праздничного дастархана.

   У казахов ребенок, а в Кишкентае родился долгожданный Дармен, до года еще считается существом иного мира, он еще не принадлежит миру земному. Его мама Майра ласково называет «тумак» – «нерожденный». До сорока дней никому из самых близких аульчан не разрешается даже взглянуть на малыша, его берегут от дурного глаза.

   До сих пор живет в народе обряд «тенге кадау», посвященный первому полезному делу, сделанному ребенком. Такой незабываемый день недавно отметили жители Мынарала, что на Балхаше. Родители Бейбыта Алимжанова, Галия и Абылай, а также их родные и близкие собрались вместе, чтобы отметить возраст полезных дел своего сына. Были подарки, пожелания, но было и напутствие: «Бейбыт, сохрани в памяти на долгие годы – сегодня ты совершил хорошее дело».

   Так, шаг за шагом, в атмосфере любви и добра ведут родители своего ребенка, чтобы он рос достойным человеком. Впереди – широкий и трудный путь по Жизни. Но первые шаги – самые главные.

Ведущий страницы Ольга ВОЛЬСКАЯ.
на главную первая страница подробности душа народа земля и люди годы аула мир о нас
агромаркетинг вечные истины чс нормативная база час досуга
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан