|
|
|
ГОДЫ АУЛА |
|
Свою тему «Государственная политика в области технического перевооружения сельского хозяйства» представляет в сегодняшнем выпуске страницы «Годы аула» вице-министр сельского хозяйства республики Дулат Айтжанов. Думаем, что в серии публикаций, посвященных разъяснению основных положений агропродовольственной программы, этот рассказ привлечет особое внимание. Ведь рост отрасли, качественные показатели сельскохозяйственного производства находятся в прямой зависимости от технической оснащенности аграрного сектора.
|
|
|
|
|
Дулат АЙТЖАНОВ |
Новая политика в техническом оснащении |
Нынешнее состояние машинно-тракторного парка нуждается в экстренных мерах по возрождению и переоснащению технической базы агропромышленного комплекса республики. Если в начале 90-х годов за сельским хозяйством «числилось» 206,3 тысячи тракторов различного класса, то к 2002 году их количество сократилось почти в два раза. Не лучшим образом обстоят дела и на сегодняшний день. На данный момент сельхозформирования республики располагают 123,8 тысячами тракторов, 43,2 тысячами единиц комбайнов, около 82 тысяч сеялок, 15,2 тысячами валковых жаток. Причем, от 72 до 82 % эта техника выпуска до 1991 года, 15-19 % до 1994, и всего 3-9 % до 2002 года выпуска. Коэффициент готовности имеющейся техники не превышает 0,7 и нагрузка на единицу техники в ряде случаев больше нормативной в 1,2-1,6 раза. Остается добавить, что с 1994 по 1999 годы сельхозформирования республики практически не обновляли свой машинно-тракторный парк.
За последние три года, включая бюджетные программы, приобретено более семи тысяч единиц техники, из них – 1883 трактора и 2570 комбайнов. Но это едва ли в корне повлияло на техническую оснащенность сельскохозяйственного производства. Затраты на приобретение сельскохозяйственной техники составили за три года около 28,9 миллиарда тенге.
В программе развития сельскохозяйственного машиностроения до 2005 года определены ключевые направления единой политики обновления машинно-тракторного парка и развития сельскохозяйственного машиностроения. Среди первоочередных мер намечена реализация механизмов регулирования развития сельскохозяйственного машиностроения, финансовых схем, обеспечивающих привлекательность и доступность продукции машиностроительных предприятий. Так, увеличены средства, направляемые на обеспечение техникой на лизинговой основе с 1,1 миллиарда тенге в 2002 году до 3,276 миллиарда тенге в 2003 году. Также увеличена финансовая поддержка с 4 миллиардов тенге в 2002 году до 4,5 миллиарда тенге в нынешнем году по приобретению горюче-смазочных материалов (ГСМ), техники для проведения весенне-полевых и уборочных работ.
Приняты новые бюджетные программы, косвенно имеющие отношение к повышению оснащенности сельскохозяйственной техникой и развитию сельскохозяйственного машиностроения:
• Разработка технической документации и опытных образцов сельскохозяйственных машин, комплектующих и узлов – в объеме 250 миллионов тенге в 2003 году;
• Обеспечение создания, оснащения и осуществления деятельности машинно-технологических станций (сервис-центров) по линии ЗАО «КазАгроФинанс» – в объеме 1 миллиарда тенге в 2003 году.
Кроме того, предусмотрены кредитные средства Банка Развития Казахстана в объеме 1,3 миллиарда тенге на 2003 год:
• Организация производства трансмиссии – 600 миллионов тенге;
• Организация производства дизельных двигателей – 300 миллионов тенге;
• Производства остродефицитных запасных частей – 350 миллионов тенге.
Организация производств, ориентированных на выпуск сельскохозяйственных машин, комплектующих, узлов и запасных частей подкреплена и маркетинговой базой. На региональных совещаниях особой строкой шло изучение спроса и предложений, как со стороны сельхозтоваропроизводителей, так и заводов-изготовителей. Это позволило определиться в целесообразном освоении кредитных средств, предусмотренных государственной агропродовольственной программой.
На сегодняшний день сформирована база данных по заводам и ремонтно-восстановительным предприятиям, ориентированным на выпуск сельскохозяйственной техники, комплектующих и запасных частей. На 130 заводах сейчас выпускается более 390 наименований продукции сельскохозяйственного назначения, за прошлый год реализовано товаров на внутреннем рынке более чем на 1,8 миллиарда тенге, на внешнем – на 243 миллиона тенге. Но реальный спрос превышает предложение отечественного машиностроения: в 2002 году импорт сельскохозяйственной техники обошелся в 109 миллионов 467 тысяч долларов США, что почти в три раза больше средств, затраченных в предыдущем году.
В рамках программы развития сельскохозяйственного машиностроения определены стратегические задачи. Это, в первую очередь, поэтапное техническое перевооружение предприятий сельхозмашиностроения, поддержка производства новых высокопроизводительных сельхозмашин, а также сертификация продукции, поставляемой на отечественный и зарубежный рынок. Не менее значительными признаны усилия по переходу к новым агротехнологиям и инновационным линиям. Среди оперативных мер, предпринимаемых уже сегодня, особая важность придается вопросам по обновлению машинно-тракторного парка. И в этом смысле довольно востребованы механизмы, способствующие организации поставки сельскохозяйственной техники в рамках государственного закупа (ЗАО «Продкорпорация» и ЗАО «Мал љнімдері»), создание коммунальных государственных предприятий за счет средств местных бюджетов и сельхозтоваропроизводителей, а также развитие межгосударственного частного лизинга сельскохозяйственной техники и привлечение иностранных инвестиций и развитие франчайзинговых схем с участием отечественных сельхозмашиностроителей.
|
|
|
БЬЕМ ТРЕВОГУ |
НЕПЛАТЕЖИ "иссушат" канал |
Чрезвычайная ситуация сложилась на канале имени Сатпаева (Иртыш-Караганда). Неплатежи потребителей воды, исчисляемые сотнями миллионов тенге, грозят парализовать работу этой искусственной водной артерии, что нанесет колоссальный урон экономике Павлодарской и Карагандинской областей.
Положение дел на канале рассматривалось на специальном заседании областного акимата и регионального комитета по чрезвычайным ситуациям, где приняты конкретные рекомендации по неплатежам.
С тех пор прошло десять дней. Интересуюсь у начальника Павлодарского районного управления эксплуатации канала Леонида Баталова: что изменилось в части платежей за прошедшее время?
– А ничего! – последовал ответ. – Еще хуже стало. Экибастуз должен был нам 131 миллион тенге, а теперь (18 марта – П.Т.) – 150 миллионов. То же самое и по ГРЭС. Среди «злостных» должников город Аксу, задолжавший каналу 11 миллионов тенге, «Экибастузсу» – предприятие, снабжающее город водой – 150 миллионов, ГРЭС-2 – 30 миллионов тенге. Добавьте к этому списку, – говорит Леонид Иванович, – ряд предприятий-банкротов, не рассчитавшихся по сей день за воду. К примеру, только одно коммунальное УЖКХ должно 142 миллиона тенге.
– Сегодня мы стоим перед прямой угрозой существования канала, – продолжает Леонид Баталов. – Посудите сами: трансформаторы отработали нормативный 25-летний срок и требуют замены. Если их ремонтировать, то на каждый (а их 24 единицы) потребуется более 130 миллионов тенге. Сильно изношено гидротехническое оборудование, никуда не годится состояние транспорта и связи. Мы вынуждены обратиться за помощью в республиканскую прокуратуру, Комитет по чрезвычайным ситуациям и налоговую полицию. Другого выхода из ситуации не видим.
Каждую осень в последние годы на канале бьют тревогу по поводу того, что неплатежи, кроме того, грозят разморозить канал и вывести его вообще из строя. Нехватка средств ведет к ограничению пользования электроэнергией. А это значит, что насосы лишь изредка качают воду от подъема к подъему. Нарастает толщина льда и просвет для протока воды в ложе канала достигает 15-20 сантиметров. Спасает пока то, что в эти годы не было затяжных крепких морозов. Но такая милость природы просто меркнет перед преступной недобросовестностью тех, кто не торопится рассчитаться с долгами.
|
Павел ТИХОНОВ,
Павлодарская обл. |
|
|