|
|
|
НОРМАТИВНАЯ БАЗА |
|
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан
от 7 марта 2003 года, № 227 |
Правила выплаты средств на сохранение и развитие
элитного семеноводства и племенного дела на 2003 год |
1. Общие положения |
1. Настоящие Правила определяют порядок и условия субсидирования племенных заводов, племенных хозяйств, племенных и дистрибьюторных центров (далее – субъекты племенного животноводства) и элитно-семеноводческих хозяйств на сохранение и развитие элитного семеноводства и племенного дела за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2003 год по программе 038 «Сохранение и развитие элитного семеноводства и племенного дела».
2. Субсидии предназначаются:
1) для частичного удешевления стоимости реализованных отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям элитных семян сельскохозяйственных культур, племенной продукции (материала);
2) на полное возмещение затрат по приобретению и содержанию племенных быков-производителей, хранению их семени в племенном центре по скотоводству;
3) на частичное возмещение затрат на содержание племенных кур-несушек в племенном хозяйстве по мясному птицеводству;
4) на полное возмещение стоимости малочисленных и исчезающих видов животных, приобретаемых для создания коллекционных стад в селекционно-генетических центрах;
5) на полное возмещение стоимости приобретаемого специального технологического оборудования (далее – спецоборудование) для племенного дела.
3. Субсидии, указанные в подпункте 1) пункта 2 настоящих Правил, выплачиваются аттестованным в установленном порядке элитно-семеноводческим хозяйствам и субъектам племенного животноводства за фактически реализованные отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям по удешевленной стоимости объемы элитных семян сельскохозяйственных культур сортов, допущенных к использованию в Республике Казахстан и (или) признанных перспективными и племенной продукции (материала) в пределах, установленных Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан (далее — Минсельхоз) квот на элитное семеноводство и племенное дело.
4. Субсидирование мероприятий, указанных в подпунктах 2), 3), 4), 5) пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в рамках определенных Минсельхозом средств на племенное дело.
5. Нормативы субсидий на каждый вид элитных семян и племенной продукции (материала) устанавливаются согласно приложению. При этом размеры субсидий по сортам сельскохозяйственных культур в пределах установленного норматива субсидий для каждого вида элитных семян устанавливаются Минсельхозом.
6. Элитно-семеноводческие хозяйства и субъекты племенного животноводства реализуют элитные семена сельскохозяйственных культур и племенную продукцию (материал) отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям самостоятельно по ценам, согласованным с Минсельхозом, уменьшенным на размер выплачиваемой субсидии.
|
2. Порядок выплаты субсидий на сохранение
и развитие племенного животноводства |
7. Для получения субсидий за реализацию племенной продукции (материала) по удешевленной стоимости:
1) субъекты племенного животноводства представляют по мере свершения сделок, но не позднее 1 декабря 2003 года в районный территориальный орган Минсельхоза (далее – райтеруправление) следующие документы:
договор купли-продажи племенной продукции (материала);
копии платежных документов (в зависимости от вида платежа: перечисление – платежное поручение банка, за наличный расчет – приходно-кассовый ордер);
2) государственный инспектор по племенному животноводству (далее – госплеминспектор) райтеруправления ежемесячно к 5 числу, но не позднее 5 декабря 2003 года, представляет за предыдущий месяц сводный акт о реализации племенной продукции (материала) по району и акты целевого использования, утвержденные руководителем райтеруправления, с оригиналами договоров купли-продажи в областной территориальный орган Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее – облтеруправление);
3) облтеруправление проверяет достоверность представленных документов, составляет и утверждает сводный акт о реализации племенной продукции (материала) по области. По утвержденным сводным актам о реализации племенной продукции (материала) по области, на основе указанных в них объемов и нормативов на каждый вид племенной продукции (материала) определяет объемы причитающихся бюджетных денег и в пределах установленных квот составляет объединенную сводную ведомость о реализации племенной продукции (материала) и выплате субсидий по области. По мере выделения бюджетных денег из республиканского бюджета облтеруправление до конца календарного года перечисляет причитающиеся субсидии на расчетные счета соответствующих субъектов племенного животноводства. Ежемесячно к 10 числу, но не позднее 10 декабря 2003 года облтеруправление представляет копии объединенных сводных ведомостей о реализации племенной продукции (материала) и выплате субсидий, а также отчет о реализации бюджетной программы в Минсельхоз;
4) в территориальный орган Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан облтеруправление представляет следующие документы:
объединенную сводную ведомость о реализации племенной продукции (материала) и выплате субсидий;
счет к оплате;
5) формы рекомендуемого договора купли-продажи, акта целевого использования племенной продукции (материала), сводных актов о реализации племенной продукции (материала) по району, по области и объединенной сводной ведомости о реализации племенной продукции (материала) и выплате субсидий по области утверждаются Минсельхозом.
8. Для полного возмещения затрат на приобретение племенных быков-производителей и спецоборудования в племенной центр:
1) племенной центр представляет в Минсельхоз один экземпляр договора на приобретение племенных быков-производителей отечественной или зарубежной селекции и спецоборудования;
2) Минсельхоз проверяет достоверность заключенных договоров и перечисляет бюджетные деньги на расчетный счет племенного центра для приобретения племенных быков-производителей и спецоборудования. После приобретения племенных быков-производителей и спецоборудования племенной центр представляет в течение последующего месяца в Минсельхоз копии всех платежных документов и актов оприходования;
9. Для полного возмещения затрат на содержание племенных быков-производителей, хранение их семени в племенном центре:
1) племенной центр представляет в Минсельхоз один экземпляр расчетов по содержанию племенных быков-производителей и хранению их семени и документы, подтверждающие фактические затраты по содержанию племенных быков-производителей и хранению их семени;
2) Минсельхоз проверяет достоверность представленных документов и до конца календарного года перечисляет бюджетные деньги на расчетный счет племенного центра на содержание племенных быков-производителей и хранение их семени.
10. Для частичного возмещения затрат по содержанию поголовья племенных кур-несушек в племенном хозяйстве по мясному птицеводству:
1) племенное хозяйство по птицеводству представляет в Минсельхоз один экземпляр расчетов по их содержанию и документы, подтверждающие фактические затраты по содержанию племенных кур-несушек;
2) Минсельхоз проверяет достоверность представленных документов и до конца календарного года перечисляет бюджетные деньги на расчетный счет племенного хозяйства по птицеводству на содержание племенных кур-несушек.
11. Для полного возмещения стоимости малочисленных и исчезающих видов животных, для создания коллекционных стад в селекционно-генетических центрах, а также приобретаемого спецоборудования:
1) Минсельхоз определяет перечень и количество закупаемых спецоборудования, малочисленных и исчезающих видов животных для формирования коллекционных стад;
2) для получения бюджетных средств на приобретение малочисленных и исчезающих видов животных и спецоборудования селекционно-генетические центры представляют в Минсельхоз один экземпляр договора купли-продажи;
3) Минсельхоз проверяет достоверность заключенных договоров купли-продажи и перечисляет бюджетные деньги на расчетные счета селекционно-генетических центров. Селекционно-генетические центры не позднее 25 октября 2003 года осуществляют закуп племенных животных и спецоборудования и в течение последующего месяца представляют в Минсельхоз копии всех платежных документов и актов оприходования.
12. В территориальный орган Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан Минсельхоз по пунктам 8, 9, 10, 11 настоящих Правил представляет счет к оплате.
|
3. Порядок выплаты субсидий на сохранение
и развитие элитного семеноводства |
13. Для получения субсидий за реализацию элитных семян сельскохозяйственных растений по удешевленной стоимости:
1) в облтеруправления элитно-семеноводческие хозяйства представляют документы для подтверждения факта реализации отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям по удешевленной стоимости объемов элитных семян в пределах установленных квот, а райтеруправления – факта целевого использования отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями реализованных элитных семян в следующие сроки:
по озимым культурам – до 20 ноября 2003 года;
по яровым культурам – до 1 июля 2003 года;
2) для подтверждения факта реализации элитных семян и получения субсидий элитно-семеноводческие хозяйства представляют в райтеруправления:
сводный реестр по объемам фактической реализации элитно-семеноводческим хозяйством элитных семян в двух экземплярах; один для райтеруправления, второй – для облтеруправления;
документы, подтверждающие происхождение исходного материала для производства элитных семян (акты апробации и отчет об апробации оригинальных семян и элиты, а в случае приобретения оригинальных семян – копию аттестата на семена);
справку районной лаборатории по экспертизе качества семян, аттестованной в установленном порядке, о количестве и качестве проверенных элитных семян;
копии платежных документов на реализованные элитные семена (в зависимости от вида платежа: при безналичных расчетах – платежных поручений с отметкой банка; при расчетах наличными деньгами – приходных кассовых ордеров), а также накладных на отгрузку семян и счетов-фактур;
договор купли-продажи между элитно-семеноводческим хозяйством и покупателем элитных семян о количестве реализованных и приобретенных элитных семян. Договор купли-продажи составляется в четырех экземплярах: первый – для элитно-семеноводческого хозяйства, второй – для покупателя, третий – для райтеруправления, четвертый – для облтеруправления;
3) райтеруправления сверяют представленные копии платежных документов с оригиналами и заверяют своей печатью. Заверенные копии платежных документов, один экземпляр сводного реестра по объемам фактической реализации элитных семян и один экземпляр договора купли-продажи оставляются на хранение в райтеруправлении;
4) райтеруправление представляет в облтеруправление следующие документы:
сводный реестр по объемам фактической реализации элитно-семеноводческим хозяйством элитных семян;
договор купли-продажи между элитно-семеноводческим хозяйством и покупателем элитных семян о количестве реализованных и приобретенных элитных семян;
акт о целевом использовании элитных семян;
справку районной лаборатории по экспертизе качества семян, аттестованной в установленном порядке, о количестве и качестве проверенных элитных семян;
5) облтеруправление проверяет представленные документы, составляет и утверждает сводный акт по объемам фактической реализации элитных семян по области. По утвержденным сводным актам по объемам фактической реализации элитных семян по области, на основе указанных в них объемов и установленных нормативов на элитные семена сельскохозяйственных культур определяет объемы причитающихся бюджетных денег и в пределах установленных для каждого элитно-семеноводческого хозяйства квот составляет сводную ведомость для выплаты субсидий на сохранение и развитие элитного семеноводства. По мере выделения бюджетных денег из республиканского бюджета облтеруправление до конца календарного года перечисляет причитающиеся субсидии на расчетные счета элитно-семеноводческих хозяйств. Ежемесячно к 25 числу, но не позднее 25 декабря 2003 года облтеруправление представляет копии сводных ведомостей для выплаты субсидий на сохранение и развитие элитного семеноводства, а также отчет о реализации бюджетной программы в Минсельхоз.
В территориальный орган Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан облтеруправление представляет следующие документы:
сводную ведомость для выплаты субсидий на сохранение и развитие элитного семеноводства;
счет к оплате;
6) формы рекомендуемого договора купли-продажи, акта целевого использования элитных семян, сводного реестра по объемам фактической реализации элитно-семеноводческим хозяйством элитных семян, сводного акта по объемам реализованных элитных семян по области, сводной ведомости для выплаты субсидий на сохранение и развитие элитного семеноводства, утверждаются Минсельхозом.
|
|
|
Россия: за счет бюджета |
В России при Министерстве сельского хозяйства уже год работает Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере АПК, предусмотренное отдельным постановлением.
Агентство контролирует порядок и условия предоставления средств федерального бюджета для государственной поддержки страхования в АПК, его совершенствование. При защите урожая сельхозпроизводители получают из бюджета субсидии на уплату ими части взноса по договорам, заключенным со страховыми организациями. Минсельхоз РФ, являющийся главным распорядителем этих средств для страховых взносов, распределяет деньги между субъектами РФ, которые, в свою очередь, предоставляют их сельхозпредприятиям. Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на расчетные счета страховых организаций. В перечень сельхозкультур, страхование которых субсидируется за счет федерального бюджета, включены зерновые и зернобобовые, рис, многолетние и однолетние травы, силосные, кормовые корнеплоды, масличные культуры, конопля, сахарная свекла, овощи и бахчевые, картофель, лен-долгунец, соя, горчица.
|
|
|
Поддержка села по-канадски |
Особого внимания в сфере государственной поддержки и страхования сельхозпроизводителей заслуживает опыт Канады, как страны с еще более тяжелым, чем в Казахстане, природным потенциалом. Пять лет подряд Канада производит более двух тонн зерна на душу населения. Многие специалисты-аграрии полагают, что использование опыта этой страны в сфере законодательного, организационного и финансового обеспечения деятельности аграрного сектора, сохранения его экономической устойчивости в наибольшей мере отвечало бы интересам казахстанского АПК.
|
Защита от природных катаклизмов |
Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность Канады до настоящего времени остаются субсидируемыми отраслями национальной экономики. Этого требуют как продовольственная безопасность страны, так и гуманность по отношению к тем фермерам, которые не одно поколение заняты производством основных продуктов в условиях короткого лета и непредсказуемой погоды. При этих обстоятельствах канадские фермеры не могут производить продукцию дешевле, чем их южный сосед. Поэтому - то правительство страны контролирует рынок, предоставляя возможность своим производителям или совершенствовать технологии производства и добиваться снижения себестоимости продукции, или изменять направление хозяйственной деятельности и конкурентоспособными выходить на рынок.
В последние десятилетия финансовая устойчивость фермерской деятельности здесь достигалась за счет государственного стабилизационного страхового фонда, ежегодная величина которого не превышала 850 миллионов долларов. К 2002 году государственные расходы по нему составили уже 1 миллиард долларов, в том числе 600 миллионов долларов из федерального бюджета и 400 миллионов из провинциальных бюджетов.
|
Государственное регулирование |
В Канаде страхование реализует задачу государственного регулирования в сельском хозяйстве, направленную на поддержание фермерских доходов на уровне доходов от несельскохозяйственной сферы экономики. Здесь осуществляется особая политика страхования. В ее основе лежат три принципа:
1. «Рыночная стихия» – фактор, проявление отрицательного действия которого подлежит страхованию.
2. Продовольственная безопасность и доходность аграрного сектора являются предметами общенациональной заботы. И государство, и производитель должны разделять партнерскую ответственность за их судьбу.
3. Страхование здоровья, жизни, личного имущества и недвижимости (за исключением земли) определяются личной мотивацией каждого лица и собственника, и это может быть сферой деятельности частных и кооперативных коммерческих страховых компаний.
В соответствии с этими принципами в Канаде разработаны и действуют следующие страховые программы в аграрном комплексе:
• программа по страхованию урожая (CIP),
• программа страхования доходов (RIP),
• единая (объединенная) программа страхования (GRIP),
• программа страхования уровня чистых доходов (NISA).
Все перечисленные программы включены в состав закона по защите фермерских доходов. Страховыми они считаются в силу того, что фонды по каждой из них создаются за счет партнерских взносов производителей, федерального и провинциального правительств. Страхованием уровней гарантированных цен и чистых доходов фермеров государство получило возможность сократить для них объем прямой экономической помощи.
Различные страховые меры создают условия, в которых даже при самых неблагоприятных обстоятельствах фермеру возмещается 75-80% убытков, и он имеет возможность сохранить импульс развития хозяйства. Следует отметить, что в1996 году принята новая редакция закона по защите фермерских доходов. В нем подтверждается линия государства на постепенную отмену программ RIP и GRIP и делается больший акцент на программы CIP и NISA.
|
Реальные цифры |
Выделим наиболее важные установки программы по страхованию урожая в Канаде. По ней поддерживается уровень урожайности на случай ее снижения от природных факторов. Страховой фонд формируется в размере 5-7% от 75-80%-ной среднегодовой стоимости урожая за последние 15 лет. Фермер вносит 50%, а федеральное и провинциальное министерства сельского хозяйства – по 25% от суммы фонда. 50% страхового взноса фермера составляет 2,5-8,5% от суммы, равной 75-80% среднегодовой стоимости урожая за предыдущие 5 лет. Он определяется по желанию фермера и может составлять 70-85% от базовой урожайности. Если фермер не участвовал ранее в программе страхования и не имеет официально зарегистрированных данных за прошлые годы (в частности, по налоговым декларациям), то для расчетов страховые агенты предложат ему данные по средней урожайности в провинции, в том числе, и коэффициенты кривой урожайности (тренды). При этом учитывается влияние сортов и технологий за последние годы.
В программе страхования урожаев прогнозировалось участие 70-80% фермеров. Однако практика показала, что реально в ней участвуют только 30%. Специалисты указывают на две основные причины этого явления. Во-первых, значительное отчуждение фермерских доходов на страховые программы. Во-вторых, относительная стабильность внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, что позволяет сельским производителям рисковать.
|
Резервный фонд |
Есть и еще одна причина, которая сокращает число аграриев в страховых программах государства. Она заключается в том, что на случай возникновения чрезвычайных ситуаций - пожаров на больших территориях, наводнения, ураганных ветров - правительство использует специальный резервный фонд. Платежи в качестве возмещения пострадавшим из него выплачиваются на основе специальных соглашений между федеральным и провинциальным правительствами.
Так, если в результате чрезвычайного происшествия на территории отдельного района общий ущерб составляет до 1 доллара в расчете на каждого жителя района, вся компенсация ущерба проводится за счет бюджета района. Если ущерб больше, ущерб возмещается из бюджета провинции. Если эта величина превышает 1 доллар в расчете на одного жителя провинции, ущерб возмещается из федерального бюджета. Весь резерв ЧС используется только на восстановление полей, оросительных сетей, дорог, электроснабжения, пересев культур (включая покупку семян) и т.п. Компенсация за гибель урожая производится за счет средств страховых программ CIP, а за гибель другого частного имущества – за счет коммерческого страхования. Таким образом, ущербы от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, помимо страховых фондов, могут «гаситься» специальными резервами. Для уменьшения нагрузки на эти резервы правительство проводит меры по усилению привлекательности страховых программ.
Так, в 1996 г. введена ступенчатость уровней защиты. По программам CIP и NISA уровни страхования стали соответствовать 50 (60 для CIP), 75 и 80% от валовой стоимости производимой продукции. Ранее этот уровень устанавливался на отметке 100%. Однако следует отметить, что, например, для страховой программы NISA существует специальный отбор участников. Каждый из них должен представить сведения о полученных доходах в течение предыдущих трех лет.
Таким образом, экономически слабые хозяйства и начинающие фермеры не могут принимать участия в этой программе. По мнению канадских специалистов, NISA вытесняет из производства неперспективные хозяйства. Таким образом, опыт канадской системы страхования аграрного комплекса включает две параллельные линии. С одной стороны, укрепляют доходы фермерских хозяйств, защищая их от рисковых обстоятельств природного характера, с другой – способствуют экономической селекции хозяйств сельских товаропроизводителей.
Наиболее сильные из них укрепляются, слабые лишь получают шанс выжить в неблагоприятных погодных условиях. И те и другие за счет страховых систем в агрокомплексе в любом случае развиваются дальше.
|
|
|
Приложение к Правилам
Нормативы субсидий на каждый вид племенной продукции
(материала) и элитных семян сельскохозяйственных культур |
|
|