|
|
|
ПЕДСОВЕТ |
|
Валентина ФИРОНОВА |
ОШИБКА в работе… над ошибками |
Два года назад ученые заявили, что открыли «ген невежества». Он располагается в шестой хромосоме и, естественно, передается по наследству. Однако ген этот не всегда ведет себя активно. Порой он не причиняет своему носителю никаких неудобств и мирно дремлет. Но его легко разбудить сильным нервным потрясением…
Лидия Андреевна была не из тех женщин, которые легко впадают в панику. Но, придя домой и обнаружив на кухонном столе записку от сына, она почувствовала, как тошнотворный холодок сжал ее душу. Она в бессилии опустилась на табурет. «Мама, – сообщалось в записке, – я в школи на хори, вабушка у тети кали вирнемсь на ужен». Лидия Андреевна сжала записку. «Слава Богу, сына нет рядом, – подумала она, – ведь убила бы этого балбеса!»
Хотелось с кем-то посоветоваться, и она позвонила подруге:
– Понимаешь, в двух строчках не меньше десятка ошибок, – начала она жаловаться ей. – Караул! Это даже не двойка, а полный ноль.
Ирина моментально встала на защиту ребенка:
– Что ты хочешь от Олежки, чтобы он тебе «Войну и мир» написал что ли? Сама, небось, тоже ошибки делала, когда грамоте училась. Вот скажи, корову через «а» писала? Было такое?
– Так ведь это было в младших классах, а Олегу уже двенадцатый год! Он пятый класс заканчивает. Пятый!
|
|
По подсчетам исследователей, дислексией и дисграфией страдает от 8 до 10 процентов жителей земного шара. Это миллионы людей в разных странах.
|
|
Но подруга оставалась невозмутимой.
– Мы все время детей торопим, – философски парировала она. – Одни быстрые, другие заторможенные. Погоди, все образуется! Слушай, а может, его логопеду показать, ведь они не только устранением картавости или шепелявости занимаются.
Когда Лидия Андреевна привела Олежку на прием к логопеду, мальчик был затравлен, как маленький зверек. Благодаря стараниям учительницы мальчик твердо знал, что он «дурак» и «полный идиот». Знать-то он знал, но перед чужим человеком в таком свете предстать ему вовсе не хотелось. Когда доктор попросила его прочитать текст, он выложился полностью. Читал быстро, не замечая, что глотает слоги и пропускает слова. А когда закончил, поднял на доктора глаза, полные надежды. Но когда та попросила пересказать текст, мальчик сник, потому что сам понял: после чтения в голове ничего не осталось.
Чуть осмелев, Лидия Андреевна решила поплакаться логопеду:
– Мы ведь с сыном все лето занимались. В городе и на даче. Другие мальчишки гуляли, а мой вкалывал. Утром писал диктанты, а перед сном читал.
– И, наверное, к концу занятий дела стали идти еще хуже, чем вначале? – спросила врач. – Парадокс, но таким детям категорически нельзя писать помногу. Ведь они пишут, как слышат, то есть «точка» вместо «кочка». В результате навык закрепляется, в сознании ребенка слово письменное соединяется со словом устным. Но это неправильное слово. Однако не переживайте: случай с мальчиком не безнадежный. Возможно, на устранение дефекта уйдут не месяцы, а годы, но овчинка стоит выделки. Во время уроков ребенок преодолевает свою неуверенность, свой внутренний страх. А это порой бывает более значимо, чем простое умение читать и писать.
Так что же это за случай? За комментарием я обратилась к одному из лучших логопедов столицы Магрипе Ануарбековне Кадыровой.
– Стойкое нарушение чтения мы называем дислексией, – объяснила мне врач детской поликлиники №1. – А нарушения письма, когда ребенок одни буквы заменяет другими, пропускает их, запросто переставляет буквы и слоги, называется дисграфией. Нередко оба эти расстройства встречаются одновременно. И при этом – очень важно отметить! – никаких признаков отставания в умственном развитии у ребенка нет.
А теперь о самом главном. Отсутствие речевого слуха или памяти на буквы – это плохо, но не страшно. Гораздо опаснее реакция учителей и родителей, когда они сталкиваются с чтением или письмом ребенка, страдающего дислексией или дисграфией. Надо ли напоминать, что происходит? Сначала с ним начинают усиленно заниматься. Не помогает. Потом наказывают и даже бьют за ошибки. Безрезультатно. Заканчивается все тем, что мальчика или девочку перед всем классом объявляют тупицей, недоразвитым и буквально засыпают двойками, формируя у ребенка комплекс неуспешности, напрочь отбивая самоуважение и желание учиться. Хорошо, если такой ребенок имеет таланты в других сферах, например, он прекрасный математик или актер, или спортсмен. А если нет? Тогда до дурной компании или плохих поступков остается один маленький шажок. И не сомневайтесь, этот шажок обязательно будет сделан, ведь надо же растущей личности хоть как-то самоутвердиться.
…Из кабинета доктора Олежка уходил окрыленный. Наверное, впервые за свою короткую жизнь он не был унижен и осмеян за… А, собственно говоря, за что? За то, что природа наградила его несколько иным слухом, зрением и памятью, чем всех остальных? Разве это повод для насмешек?
|
|
|
Татьяна ЖУРАВСКАЯ |
Два миллиона на дизайн |
«Ох, и нетипичные эти наши новые помещики», – подумалось мне при встрече с директором ТОО «Лукбанов» Акжарского района. Ни борзые, ни «мерсы» их не интересуют, чудо-скакунами или заморской техникой тоже не хвалятся. Сегодня у них другой предмет гордости. К примеру, Мухамеджан Сагинтаевич вместо того чтобы показать поле, настоял на экскурсии сначала в Дом культуры, где все не хуже, чем в областном драмтеатре, а потом – в школу.
Слов нет, такую красавицу в селе, да и в городе, нечасто увидишь. Здание типовое, но столько в нем света и тепла, что ни у кого из недоброжелателей Лукбанова язык не повернулся сказать, что два миллиона, истраченные на школьный дизайн, выброшены на ветер. (До этого в ремонт вложено еще 11 млн.)
– А когда перед первым звонком пошел еще раз взглянуть, как все получилось, – рассказывал директор, – налетела туча, пролилась дождем, и вся картина насмарку. Ну как же на праздник по грязи топать?
Решение созрело моментально – асфальт. Но времени в обрез: вдруг не успеем? Успели. И шли ребятишки к школе по блестящей черной дорожке с букетами цветов, а взрослые радовались, как дети.
Не один Лукбанов такой. Так, в Тайыншинской СШ свой спонсор – ТОО «Горьковское» и тоже – евроремонт, правда, дорога к крыльцу брусчаткой выложена. Привезли ее (совершенно бесплатно) из села Ленинградское, где есть цех по выпуску плитки, а уложили сами ребята.
Надо сказать, что акжарским учащимся повезло. В период оптимизации не закрывалось и не переселялось ни одно общеобразовательное учреждение. И сегодня в школе тепло, чисто, затраты на то минимальные – за счет термосифонов. Повсеместно горячее питание, медкабинеты и теплые туалеты (правда, пока для младшего звена).
При таких условиях работать плохо просто грех, и педагоги стараются. Две школы и ПТШ-6, участвуя в конкурсе «Сорос-Казахстан», выиграли три гранта.
|
Северо-Казахстанская обл. |
|
|
Полина ЛЕГИНА |
Коварная травка |
В районном отделе внутренних дел завершилось следствие по делу сожителей Каната и Татьяны (назовем их так) из села Бирлик, которым по ст. 259, п. 3 «За сбыт наркотиков» грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.
Татьяна уже имела на руках четырехлетнего ребенка-инвалида, когда в 98-м году сошлась с Канатом и уехала с ним в Бирлик. По образованию она мастер-отделочник, но по специальности никогда не работала. В селе стала жить хозяйством. Через два года у них появился общий ребенок. Муж – сварщик, работал в городе по договору с КСК. Денег не хватало.
Тогда Канат и принес домой травку, полкило, и расфасовал ее по пакетикам. Позже он говорил, что нашел пакет под лестничной площадкой в доме, где проводил ремонтные работы. На деле же, как показало следствие, все было гораздо прозаичней. Канат еще с армии покуривал травку, привыкания, правда, не возникло.
По материалам дознания, это было первое задержание. Сосед О. приходил дважды, и оба раза по указанию мужа Татьяна выносила ему по два пакетика марихуаны. Выручка составила 800 тенге. Вот за эти-то деньги матери двоих детей теперь грозит лишение свободы от 7 до 12 лет.
Сейчас она говорит, что раскаивается, хотя так и непонятно, в чем. В очевидный вред травки она так и не верит (видела же сама, что с мужем ничего чрезвычайного не происходит), несовершеннолетним детям они зелье не продавали, а о том, что лет через 5-10 какой-нибудь «несчастный, остро нуждающийся дядя» может предложить покурить ее собственным детям, она не задумывается. К сожалению, трудно разглядеть за полукилограммовым пакетом анаши трагические истории. Впрочем, одна – налицо: молодая женщина в тюрьме. Может быть, только малолетние дети ее и спасут: суд допускает в таких случаях отсрочку приговора...
|
Павлодарская обл. |
|
|
Ирина СОН |
Авторы книги – пятиклассники |
Областной экологический центр, открытый несколько лет назад влюбленной в свой предмет и неравнодушной к природе учительницей географии Нелли Куликовских, выпустил в свет первую книгу, ставшую незаменимым пособием для всех экологов.
В течение года работали над книгой ее составители – Нелли Куликовских и 25 маленьких помощников – ученики пятых классов. «Лес – наше богатство» – назвали свой труд соавторы. По-детски просто, но по-взрослому глубоко.
Ярко, взволнованно и очень искренне ребята попытались рассказать друзьям, учителям – всему миру – о том, как важны в нашей жизни деревья. И неудивительно, что полный боли призыв жамбылских детей, выросших в зоне пустынь и полупустынь (на рисунках ребят – «Лес – наше богатство») и никогда не видевших леса, коснулся сердца каждого гостя, пришедшего на презентацию.
– Материал для издания мы собирали вместе, – говорит Нелли Куликовских. – Мы смогли отыскать очень редкие книги, давшие нам уникальную информацию. Каждая находка приносила огромную радость, поэтому главный итог нашего творчества не только книга, но и духовный рост моих учеников.
«Кто посадит дерево, того благословят внуки, кто срубит, того проклянут дети». Постигая эту народную мудрость, читатель узнает о том, как относились к деревьям древние славяне, кельты, фригийцы, мордва, французы и множество других народов.
Раздел «Самые-самые» рассказывает о рекордсменах среди деревьев: самом старом, высоком, низком, древнем, массивном… Впервые систематизированы и адаптированы для детского восприятия сведения о флоре области. Математические викторины, сценарии театрализованных постановок, экологические игры, загадки, пословицы и поговорки о лесе, легкий рассказ о самых сложных научных понятиях – такова эта книга.
Первое свершение в жизни маленьких экологов получило высокую оценку педагогов области. Географы, филологи, физики, математики заявили о своем желании включить пособие в программу занятий. К сожалению, это пока нереально, потому что увидел свет лишь один экземпляр этой книги. Он издан на средства Нелли. Редкая и для многих странная преданность делу вновь восхитила коллег, вспомнивших, как сотни детей приходили сюда, чтобы очистить от мусора гибнущую реку, как неуклюжие еще пятиклашки грудью встают на защиту зеленых друзей. С весенним теплом десятки мальчишек и девчонок посадили тонкие деревца во дворах, а значит, главный урок, данный им Нелли, уже усвоен.
На снимках: рисунки пятиклассников из книги «Лес – наше богатство».
|
г. Тараз |
|
|
Ведущая страницы Валентина ФИРОНОВА |
|
|