Газета издается с 10 декабря 2002 года. Выходит по пятницам.
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market
вся погода

Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Увлечения

   – У меня к вам предложение, – позвонил в «АК» Руслан Шаяхов из Караганды. – Я прочитал в вашей газете интервью с документалистом Сергеем Азимовым и подумал: а почему сейчас нет киноклубов, где объединяются поклонники кино? Например, мне очень нравится фильм «Тебе нужен щенок?». Не могли бы рассказать о его режиссере.
   Не будем скрывать, звонок порадовал. И поводом рассказать о Каныбеке Касымбекове стал не только он. На восьмом международном кинофоруме стран СНГ и Балтии, который только что завершился в Москве, в числе лучших казахстанских картин названа и лента «Тебе нужен щенок?». Так что будем считать: очередной выпуск тематической страницы и есть встреча в киноклубе. А будет ли у нее продолжение, зависит только от вас.

Неподражаемый Кано

   В этом году картина режиссера Каныбека Касымбекова “Тебе нужен щенок?” стала открытием Берлинского кинофестиваля. Казахстанский фильм собирал за рубежом полные залы. Нам же удалось побеседовать с Каныбеком Касымбекулы лишь после показа его ленты в Астане.

   – Эта картина снята в рекордный срок – 15 дней, – сказал режиссер. – Но потом…Может, ее кто-то сглазил, не знаю, но она пролежала десять лет. Из-за отсутствия средств съемки приостановились, завершить ее удалось благодаря средствам, выделенным Генеральным директором ТО “САН” Аскаром Касымжановым и президентом компании Муратом Мурзабаевым. Сценарий написан по пьесе детского писателя Ескена Елубаева. В киноленте я хотел показать доброту на примере простой истории. Вы видели, что дедушка мальчика хотел утопить трех щенков. Азамат решает спасти их, пытаясь подарить четвероногих друзей своим товарищам. Потом, когда щенков вернули мальчику, он идет по аулам и предлагает их людям. Но… домой Азамат возвращается с щенками, котенком и голубем. Что остается делать дедушке? Принять всех.

   – Что у Вас в ближайших планах?

   – Есть сценарий для фильма, на который выделяет деньги одна частная фирма. Хочу сделать эту картину совместно с “Мосфильмом” при поддержке Егора Кончаловского. Называется фильм “Кубок Президента”. Ежегодно в Астане проводятся международные конные соревнования на приз Президента, в которых участвуют представители всех областей Казахстана и других стран. Снял для себя в архив 3-4 скачки. Придумал сюжет: дружба мальчика и коня, еще есть 12-летняя девочка и дедушка, дружба родителей детей. История любви мальчика и девочки, которые участвуют в соревнованиях на аламан байге. По тематике фильм станет продолжением первой ленты “Шок и Шер”, где мы видим мальчика с жеребенком. В картине я хотел бы вернуться к казахским истокам, рассказать о гениальных знатоках лошадей. Когда-то они могли, только взглянув на коня, определить его скаковые качества. Эти люди умели готовить тулпаров на сверхдлинные дистанции.

   Также есть второй сценарий, над которым я работаю. Это история сегодняшнего аула со всем его драматизмом, комизмом. Особо хочу показать землю и людей, живущих на ней. Надо любить свою землю, питаться ее соками, традициями. И какими бы тяжелыми ни были времена, все равно люди поют, смеются, шутят. Поэтому по жанру фильм будет музыкальной кинокомедией. Ведь, понимаете, в трудные годы надо петь, шутить.

   Третья тема, над которой частично работаю, это “Салем, Казакстан!” – современная история, в которой повествуется о жизни молодого тележурналиста “Хабара”, о его знакомстве с девушкой-казашкой. История сегодняшнего образа Казахстана, его достижения, успехи, обновленное лицо страны, города республики. Знаете, с приобретением независимости я понял одно: кино нужно снимать для того, чтобы поднять дух народа! Через кино, через героев.

   – Как Вы пришли в кинематограф?

   – Случайно. Я мечтал изучать арабский язык. Мои родители молились, держали пост ораза. Когда отец и мать совершали молитву, всегда было интересно узнать, какие произносятся слова. Арабский язык завораживал меня музыкой и звучанием. В 50-е годы в нашем многоинтернациональном ауле были сохранены языковая, религиозная среда, в которых я и вырос. Так решил выучить арабский, но поблизости (Каныбек Касыбекулы родился в Жамбыльской области – примеч. авт.) и в Алматы этой возможности не было.

   В молодости устроился в стройотряд. Там занимался любительской фотографией. Сам снимал на “Смену”, проявлял. Как-то ребята предложили снять о них фильм и отправить в Москву. Туда я и поехал без направления. Нашел ВГИК, принял участие в конкурсе, на третьем туре провалился. Уехал домой. Через некоторое время меня вызвали в Москву. Видимо, снятый фильм понравился. Так начал учиться у Григория Чухрая, Ольги Ильинской, Владимира Белокурова и других замечательных людей.

   Первая картина “Шок и Шер” (1971 г.) попала на фестиваль в Монте-Карло, где удостоилась награды «Серебряная нимфа» («Шок и Шер» значится в разделе «Кино для детей» мирового каталога шедевров киноискусства – примеч. авт.). Именно после этой ленты у меня укрепилось желание снимать фильмы.

   – Назовите самую большую удачу в Вашей жизни?

   – Самая большая удача – то, что я родился. У моих родителей не было детей. Я – ребенок их старости, как в сказке. Помню, как в школе прочитал: “Жили-были дед со старухой. И не было у них детей. Поэтому решили слепить они себе из глины мальчика”. Потом я спросил родителей: “Скажите, вы меня не из глины слепили? Как в сказке, которую я прочитал”.

   Мою маму звали Рахия, отца – Касымбек. Родился я в Жамбылской области, в предгорьях Суктобе. Меня окружали прекрасные люди, природа. Вырос в многонациональном ауле, где людей ценили не по национальности, а по ремеслу. Кто-то был сапожником, доктором, учителем. У меня был по немецкому языку учитель Яков Дмитриевич Нефельд, чудный человек. Помню бабушку, тетю Марусю, немку. Она была портнихой. …Павел Николаевич Цибулин – первый наш водитель в колхозе. Это он дал мне направление, трудовую книжку, чтобы я в Москву поехал. То есть, понимаете, это было послевоенное время, но мне казалось: я родился в раю. Иногда думаю, почему до сих пор снимаю детское кино? Наверное, из-за своего детства. Мы так играли!.. Трава была ростом с лошадь, маки и тюльпаны росли на крышах домов. Просыпаешься, открываешь глаза, столько птичек. Они пели симфонию, ласточки летали во дворе очень низко. Буквально в раю я родился! Разве это не везение?

   – Расскажите о своем творческом псевдониме Кано.

   – Мое имя – Каныбек, состоящее из двух слов “Хан” и “Бек”. В то время при советской власти они не подходили, тем более мне. Два имени сразу! Мне в школе говорили: “Никакой ты не Хан, никакой ты не Бек, а всего-навсего маленький Кано!” (смеется). Четыре буквы: К-а-н-о. Так и осталось. А потом, оказывается, что это было близко слову “кино”. Получается, что я родился просто для кино!

жанар секербаева,
г. астана

Барометр времени

   Более 70 работ игрового, документального и анимационного жанра представили кинематографисты на восьмом международном кинофоруме стран СНГ и Балтии.

   Высокой оценки жюри, которое возглавлял Рустам Ибрагимбеков, удостоены фильмы казахстанских кинематографистов «Остров Возрождения» Рустема Абдрашева, «Маленькие люди» Наримана Туребаева и «Тебе нужен щенок?» Каныбека Касымбекова. Московский кинофорум стран СНГ и Балтии критики называют барометром состояния национального кинематографа. А режиссеры говорят, что это, прежде всего, возможность пообщаться с коллегами по цеху и определить новые тенденции. С большим успехом прошел дебют киноленты казахстанского режиссера Рустема Абдрашева «Остров Возрождения». В этой картине начинающего режиссера, выпускника мастерской Ивана Шенгелая – история известного поэта Жараскана Абдрашева. События фильма разворачиваются на берегах Аральского моря в конце 60-х. Фильм стал открытием фестиваля. И именно эта лента будет представлять Казахстан на двух престижных фестивалях – Московском и Венецианском.

вера январева

«Кочевники» покорили французов

   На французском международном кинофестивале в Каннах фильм «Шиза» казахстанского режиссера Гульшад Омаровой возглавил список картин, показанных во внеконкурсной программе «Особый взгляд». Событием на фестивале стала и презентация незаконченной эпопеи «Кочевники», которая выйдет в прокат под названием «Номад».

   В Каннском фестивале Казахстан участвует не первый год. Правда, все работы, так же как и «Шиза», демонстрировались в программе «Особый взгляд». Совместная казахстанско-российская картина вызвала искренний интерес. Во-первых, тема – подростки и их проблемы – общая для всех, во-вторых, привлекало содружество мэтра российской кинематографии Сергея Бодрова и молодого казахстанского режиссера Гульшад Омаровой.

   На фестивале «Шизу» демонстрировали пять раз. Итог многообещающий. Картина уже приглашена участвовать в международных фестивалях в Америке, Европе, России. Но с Казахстаном на Каннском фестивале было связано еще одно событие – презентация совместной казахстанско-американской эпопеи «Кочевники». Для этого в Канны приехала довольно солидная казахстанская делегация. Министр культуры Дюсен Касеинов, генеральный директор компании «Казахфильм» Сергей Азимов, актеры Досхан Жолжаксынов, Аянат Есмагамбетова. Был и исполнитель главной роли – американский актер Куно Беккер.

   У экрана с рекламным роликом «Кочевников» или «Номада» всегда толпились зрители. Даже у фильмов-конкурсантов не было такого огромного рекламного билборда в самом центре знаменитой набережной Круазет. Театрализованное представление, как бы воссоздающее кадры фильма с участием каскадеров, трюки на лошадях, охотничьи птицы и незнакомая, но проникающая в душу казахская мелодия на французском берегу, были такой экзотикой, что казахстанская делегация почти всегда была в центре внимания.

   Продолжение «Кочевников» начнут снимать в августе. Затем начнется самый кропотливый период монтажа и озвучивания. И если все будет удачно, говорят создатели, первый официальный премьерный показ состоится на следующем Каннском фестивале.

валентина алексеева

ведущая страницы валентина фиронова

Удивительное рядом
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»