Газета издается с 10 декабря 2002 года. Выходит по пятницам.
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market
вся погода

Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Экономика

министр
владимир школьник:

КАЗАХСТАНСКИЙ РЫНОК:

от сырьевой направленности –
к экспорту конечных продуктов

   Задачи скорейшей перестройки структуры в развитии конкурентоспособных, экспортоориентированных производств несырьевой направленности, корректировки экономики для ее успешной интеграции в мировые стандарты приобретают законодательные основы. В Мажилисе Парламента одобрен законопроект «Об электроэнергетике». Об основных положениях нового документа, мерах стимулирования диверсификации экспорта, консервации сырьевого сектора, рассказывает министр минэнергетики и минеральных ресурсов РК.

   В проекте нового Закона «Об электроэнергетике» определяются основные принципы развития отрасли, вводятся заключительные и переходные положения к конкурентному розничному рынку, реструктуризации вертикально интегрированных электроэнергетических монополий по видам деятельности.

   Дальнейшее развитие рыночных отношений в электроэнергетике предусматривает создание полной модели оптового рынка электроэнергии, включающего, наравне с рынком децентрализованной купли-продажи электроэнергии, централизованную торговлю (включая спот-рынок «за день вперед»). В их число входят и балансирующий рынок в режиме «реального времени», и рынок системных, а также вспомогательных услуг. На розничном рынке отрасли деятельность по электроснабжению (сбыту) выделяется из сферы естественной монополии и переходит в конкурентную среду. На этом рынке поставщики будут конкурировать между собой за право поставки продукта конечным потребителям.

   Усовершенствована также правовая база, регулирующая экспорт товаров и услуг. К примеру, в электроэнергетике сопредельных государств сложились низкие цены на электроэнергию, что не обеспечивает конкурентоспособность ее экспорта из Казахстана без предоставления льгот по тарифам на передачу электроэнергии до границы. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 15 Закона РК «О естественных монополиях» государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии осуществляется, в том числе, установлением временного коэффициента.

   Экспорт товаров, в частности электроэнергии, регулируется Таможенным кодексом и нормативными правовыми актами Агентства таможенного контроля РК (далее АТК РК). В том числе и приказами АТК РК от 20.05.2003 г. № 218 «Об утверждении Правил заполнения временной таможенной декларации и таможенного оформления с использованием процедуры временного декларирования», и от 20.05.2003 г. № 219 «О декларировании товаров и транспортных средств» (в части заполнения таможенной декларации). Указанные нормативные правовые акты не отражают в полной мере всех особенностей электроэнергии, как товара, и усложняют процедуру ее таможенного оформления.

   Основные проблемы таможенного регулирования, на наш взгляд, заключаются в следующем. Статьей 112 Таможенного кодекса РК установлено, что товары, вывозимые за пределы республики должны быть задекларированы до начала поставки. В соответствии с Приказом Агентства таможенного контроля от 20.05.2003 года № 218 в отношении электроэнергии, планируемой к вывозу, необходима подача временной декларации, которая является уведомлением о намерении вывоза. Фактически данное требование устанавливает разрешительный порядок для экспорта электроэнергии. Однако, учитывая особенности ее как товара, при котором невозможно заранее определить какие объемы будут перемещены в предстоящий период или состоится ли переток электроэнергии вообще, считаем, необходимым отменить разрешительный порядок (временное декларирование) при перемещении электроэнергии через таможенную границу республики.

   Это позволило бы отраслевым компаниям оперативно реагировать на изменения рынка электроэнергии в течение расчетного периода. То есть, при возникновении острого дефицита у иностранных потребителей, ее производящие компании (поставщики) Казахстана, имея возможность моментально отреагировать на данную ситуацию и поставить требуемую электроэнергию в кратчайшие сроки, должны будут сначала оформить таможенные процедуры. При этом затраченное время приведет к потере покупателя и, следовательно, реального дохода. Отмена же временного декларирования не повлияет на состояние таможенного или валютного контроля.

   Перетоки электроэнергии существуют постоянно, и единственно правильным решением является таможенный учет её фактически перемещенного количества через границу по окончании расчетного периода, как это и делается во многих государствах. Названные особенности специфического товара подтверждают необходимость отказа от разрешительного принципа в отношении перемещаемой электроэнергии между параллельно работающими системами и при таможенном регулировании данных перетоков. То есть, на мой взгляд, таможенное оформление электроэнергии должно производится по фактическим данным за расчетный период без оформления временной (предварительной) таможенной декларации. Предлагаемый нами порядок уже принят и введен в действие Таможенным кодексом Российской Федерации с 1 января нынешнего года. Поэтому предлагаем также внести в Таможенный кодекс изменения, подчеркивающие существенные отличия электрической энергии, как товара, от других видов, объединив порядок таможенного оформления электроэнергии в одну отдельную главу, основным положением которой должно быть – по фактическим данным.

   На практике, кроме того, возникают вопросы, связанные с содержанием статьи 5-1 Закона РК «Об экспортном контроле». Эта норма к компенсации уполномоченного органа относит выдачу заявителям и заинтересованным государственным органам заключения об отнесении экспортируемой продукции к продукции, подлежащей экспортному контролю. Однако это изначально привело к невостребованности Списка такой продукции. Кроме того, его отсутствие в электронном формате и невозможность программного обеспечения затрудняют проведение внешнеэкономической деятельности отечественными производителями. Надо полагать, составление Списка продукции по видам носителей, установленным в законе в электронном формате и его программного обеспечения, улучшило бы оперативность и правильность идентификации продукции как таможенными органами республики, так и юридическими и физическими лицами при осуществлении экспортных поставок.

   Статья 8-2 этого же закона предусматривает введение внутрифирменной системы экспортного контроля в организациях. При этом, отечественные компании, занимающиеся экспортными поставками, вынуждены использовать в качестве основы российские аналоги типовых внутрифирменных систем и дорабатывать их с учетом действующего законодательства нашей страны. И потом, абзац статьи 7 закона предусматривает, что заявитель (на получение лицензии, т.е. экспортер) в условиях контракта должен обеспечить доступ полномочных государственных органов республики к проверке конечного пользователя продукции, подлежащей экспортному контролю. В то же время, реализация данного положения на практике не всегда представляется возможной, поскольку нет законодательно установленного механизма проведения проверок уполномоченными государственными органами (сроки, состав комиссии, форма акта, не определены лица – экспортер и\или конечный пользователь), ответственности экспортера и\или конечного пользователя за нарушение их требований.

   Из-за отсутствия каких-либо международных соглашений не решен вопрос о компетенции и полномочиях уполномоченных органов РК на территории государства конечного пользователя. В этой связи, в случае нарушения с его стороны, уполномоченные органы РК не смогут применить какие-либо меры воздействия, следовательно, вся ответственность будет возложена на отечественного экспортера. Целесообразным видится вывод: абзац 6 статьи 7 Закона «Об экспортном контроле» исключить.

   Одной из основных проблем в экспорте товаров и услуг в топливно-энергетическом комплексе страны является сохранение сырьевой направленности и практически полное отсутствие экспорта услуг. Предлагаемые нами изменения в существующее законодательство направлены на уменьшение сырьевой направленности в экспорте Казахстана. В связи с этим, Министерство намерено продолжить работу, предусматривающую разработку законодательных мер, стимулирующих диверсификацию экспорта товаров и услуг.

Новости индустрии
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»