|
|
|
СОЦИУМ |
|
ЭПИЦЕНТР ПОМОЩИ |
ПЕРВЫЕ ДОМА АСАРА |
Первый жилой двухквартирный дом по улице Семафорной на станции Луговая сдан в эксплуатацию.
Его хозяевами стали семьи заслуженных железнодорожников Жуматаевых и Токтанбаевых. На днях в соседнем доме отпразднует новоселье и семья 103-летнего аксакала, ветерана Турксиба Дуйсенбая Токтыбаева. Сборные щитовые дома, привезенные из Барнаула, способны выдержать землетрясение силой до 9 баллов и сохранять тепло даже в 45-градусные морозы. При их отделке использовались самые современные материалы. Безупречен и дизайн интерьера. Всего одиннадцать дней потребовалось алтайским специалистам для того, чтобы сдать «под ключ» первое здание. Установку деревянных домов стоимостью в 17 тысяч долларов каждый финансирует НК «КазахстанТемирЖолы». Всего же компания построит квартиры для 302 семей и отремонтирует более 400 домов. Президент НК Ерлан Атамкулов сказал, что компания выделяет 2 миллиарда тенге на ликвидацию последствий стихии, в том числе – 300 миллионов на ремонт и реконструкцию производственных объектов на железнодорожной станции.
Хорошими темпами взялись за работу алматинские специалисты. Они уже заложили фундаменты для 15 домов. «Алматыкурылыс» заканчивает нулевой цикл под школу на станции Луговая. Пострадавшие жители спешат помочь строительным бригадам, разбирают завалы и дома, идущие под снос. По указанию вице-Премьера Александра Павлова в бригады берут и местных жителей из числа безработных. А таких немало, особенно после закрытия ткацкой фабрики и ремонтно-механического завода в райцентре – селе Кулан. Исправно получают здесь только пенсии и пособия. На станции Луговая с работой проще – кормит железная дорога. Эпицентр стихии пришелся на улицу Пушкина. Из 126 домов улицы уцелело только 3. Саманка Сергея Кима на улице Жабира была сразу же признана непригодной. Отчаявшиеся пенсионеры решились было на переселение, но приехавшие актюбинские строители успокоили стариков: на их улице уже приступили к работам. Только вот помощи престарелая чета не получила по сей день. Но решение и этой проблемы в райцентре уже нашли.
– Опыт первых дней показал, что многие из нуждающихся попросту не знают о порядке предоставления помощи, – говорит работник Кулановского сельского акимата Сарсенкуль Бердиходжаева. – Вся гуманитарная помощь развозится адресно, по дворам. Будет она предоставлена и семье Ким.
Привезенная недавно 1000 палаток позволит каждой семье жить самостоятельно, пока в этих условиях. А вообще, успокаивать сельчан, измученных слухами, приходится ежедневно. Крестьяне, привыкшие к жизни в саманках, не верят в то, что новые дома стоимостью более 20 тысяч долларов им передадут безвозмездно. Страшатся и приближающихся холодов. Но покидать родные места большинство из них не хочет. А вот молодые люди готовы поехать в город. Переселиться согласны уже 560 семей. Но жизнь тем не менее в полуразрушенных селах идет своим чередом. Сельчане полны надеждами и удивляют приезжих своим оптимизмом.
– Нам еще повезло, – говорят многие, – зимой или в рабочее время счет жертвам был бы огромен...
Меж тем помощь поступает ежедневно. 200 тысяч тенге в фонд пострадавших перечислило крестьянское хозяйство «Шаушен», 100 тысяч – крестьянское хозяйство «Кулан жолдары». Председатель Таразского филиала Ассоциации корейцев Казахстана Лаврентий Кан передал более 300 тысяч тенге. Многие частные предприниматели выразили готовность произвести капитальный ремонт домов за свой счет. Свой однодневный заработок – 310 тысяч тенге – как и многие другие предприятия и организации, перечислили сотрудники судебных органов Западно-Казахстанской области. 40 тысяч тенге на расчетный счет фонда поступило от Уральского учебно-производственного предприятия общества глухих, где в настоящее время работают 70 человек. А коллектив швейно-трикотажной фабрики ТОО «Надежда» решил отправить в район бедствия свои изделия на 32 тысячи тенге. Аким города Тараза Болат Сауранбаев принял решение выделить из бюджета города 30 миллионов тенге. Они предназначаются для пострадавших в Рыскуловском районе.
Из средств, выделенных республиканским бюджетом для возмещения ущерба от ливневых дождей, 200 миллионов пойдет на восстановление дорог и мостов в Сайрамском и Толебийском районах. Однако при детальном изучении масштабов бедствия выяснилось, что сумма ущерба гораздо больше предварительных подсчетов. Некоторые мосты придется не ремонтировать, а строить заново. 100 миллионов тенге из выделенных государством денег пропорционально разделили между хлопкосеющими районами, где из-за ливневых дождей под угрозой оказался урожай хлопка. Махтааральский район получит 72 миллиона тенге, Шардаринский – 15 миллионов, Ордабасинский, Отрарский, Арысь и Туркестан – по 2-3 миллиона тенге. Выделенные средства не покроют всего ущерба, который составил почти 330 миллионов тенге. По словам заместителя акима области Ислама Абишева, ущерб покрылся бы полностью, будь посевы застрахованы. Однако здесь нет ни одной компании, которая занималась бы сельхозстрахованием. На возмещение ущерба жителям Казыгуртского и других районов области, чьи дома пострадали от наводнения, помощь выделена из областного бюджета – Сайрамскому району – 3,5 миллиона тенге, Толебийскому – 3 миллиона. Резервный фонд акима области, составлявший в начале года 100 миллионов тенге, исчерпан. По словам акима, придется пересмотреть бюджет, чтобы пополнить его. Этот вопрос будет решаться 25 июня на сессии маслихата Южно-Казахстанской области.
В фонд помощи пострадавшим от землетрясения на сегодня поступило 354 миллиона тенге.
|
Ирина СОН,
Ольга ВОЛЬСКАЯ |
|
Для оказания спонсорской и благотворительной помощи пострадавшим от землетрясения в Жамбылской области открыт счет финансового отдела района имени Т. Рыскулова:
ИКК: 000142184
БИК: 191406024
Сектор экономики: 12
Банк бенефициара: Отдел казначейства района им. Т. Рыскулова.
|
|
|
|
ЕСТЬ МНЕНИЕ |
ПРОКАТИ нас, Петруша, НА ТРАКТОРЕ |
Бюджетные программы, направленные на пополнение в ближайшее время машинно-тракторного парка республики, едва ли сказались на технической оснащенности сельскохозяйственного производства. О развитии отечественного машиностроения, способного удовлетворить запросы АПК, пока говорить не приходится. В республике не осталось ни одного предприятия, выпускающего только сельскохозяйственную технику. Своими размышлениями о путях становления машиностроительной отрасли делится доктор технических наук, председатель Павлодарского территориального комплекса по стандартизации «Машиностроение» Госстандарта РК Макар Жасимов.
Ученый еще в 1995 году, по заданию тогдашнего акима области Даниала Ахметова, разработал прогрессивную по тем временам концепцию импортозамещения, по выпуску сельхозтехники силами предприятий республики. Впоследствии эта научно-практическая работа во многом легла в основу отечественной программы импортозамещения.
– Я сожалею, что в те годы Правительство Кажегельдина из-за своей косности не поняло ситуацию и не наладило выпуск своей продукции на казахстанских предприятиях, – говорит Макар Жасимов. – Хотя тогда большинство из них было работоспособно, имело сырье и кадры, прочные партнерские связи в России и других республиках. И 70 процентов мы могли бы обеспечить замену в своих областях импортируемым товарам и изделиям.
– Но сейчас уже совершенно иной, благоприятный подход к импортозамещению и диверсификации...
– Да, об импортозамещении говорят на всех уровнях власти. Но когда начали воплощать в жизнь эту задумку, то оказалось, что наши предприятия сами уже не конкурентоспособны, и морально, и физически обветшали. Дальше выяснилось, что мы недееспособны и по качеству выпускаемой продукции, и по ее себестоимости.
– Снявши голову, по волосам не плачут. Есть еще, наверное, какие-то пути, чтобы поднять наше сельское машиностроение?
– Сразу отмечу: поддержка есть теперь. Очень кстати Президентом объявлена программа возрождения села, и под нее выделены большие средства. Но чтобы их с умом и наибольшей отдачей реализовать, нужна четкая программа действий. Но и сегодня ее нет, и не только ее, но и даже концепции этой стратегии. Более того, есть предприятия машиностроения, но нет таковой отрасли, которая бы имела четкое видение, как задействовать все эти производства до полной готовности выпускаемых машин. Сегодня надо определиться: какой и сколько техники, с учетом климатических и почвенных условий Казахстана и специфик его регионов по производству тех или иных видов сельхозпродукции, нам необходимо. Называемые цифры не отражают истинного положения на селе, и, сдается, взяты с потолка. Для начала хотя бы надо обсчитать, сколько у нас задействовано пахотных земель, какое количество техники надобно на их обработку и сбор урожая, сколько на этих площадях работает хозяйствующих субъектов, каких, сколько культур они засеяли в этом году и планируют на следующий. Вот такой расклад надо иметь и в регионах, и в республике на несколько лет вперед. Тогда не придется с кондачка заказывать технику, тратить деньги, которых пока не хватает почти во всех отраслях. Такой подход поможет поднять сельское машиностроение.
– Но то, о чем вы сказали, Макар Мусаевич, требует больших средств на исследования и расчеты, перевооружение производств...
– О чем вы говорите?! Те деньги, что государство выделило на возрождение села, во многих случаях уходят, как вода в песок. А надо добиться, чтобы они шли по назначению, и следует спрашивать отдачу за каждое истраченное тенге. Теперь о самих предприятиях. Средства на их переустройство надо давать не им, а сельским производителям, которые сами должны заказывать на заводах нужную им технику. Тогда будет все разумно: количество, расходы. Это одна сторона дела. Другая в том, что наши сегодняшние предприятия повторяют ошибку советского периода. То есть – ориентируются на вал, нередко в ущерб качеству. К слову, поточное производство мы скопировали у Форда. А эта фирма сегодня переживает не лучшие времена, так как не устояла под натиском гибких японских технологий, которые позволяют быстро перестроить производства. Значит, нам надо уже с учетом мировых новаций и конкуренции перестраивать свои производства. Задача не из легких, так как здесь главное не средства (уже упомянутый Генри Форд говорил, что нельзя давать деньги под плохой менеджмент), а то, что нет ученых соответствующего уровня, образовательной системы, готовящей нужные кадры. Сколько денег, к примеру, было вложено в прежние и недавние годы в наш Павлодарский тракторный завод и где реальная отдача? Каково решение проблемы пополнения села тракторами и другими сельхозмеханизмами?! Сейчас стало чуть ли не признаком хорошего тона говорить о том, что Казахстану нужны импортные тракторы, комбайны и прочая техника. Я бы посоветовал не увлекаться такими настроениями. Это, во-первых, дорого для подавляющей части сельчан. Во-вторых, у нас нет таких масел и горючего, сервисного обслуживания, которые требуют заграничные механизмы. И тех, кто их приобрел, не так уж и много. А нам нужна своя система сельского машиностроения: надежная и доступная. Но вначале надо определиться с тем, что надо. И пока мы раскачиваемся, рынком сельхозтехники республики прочно завладела Россия. И если мы не начнем развивать свое машиностроение, нам навяжут такие цены (и уже это делают), что из нужды никогда не выберемся. Поэтому еще раз подчеркну, – необходимо определиться с зональными технологиями, с тем, какая техника в них нужна и сколько согласно нормативам. Надо в конце концов разобраться с принятием программы сельхозмашиностроения. Есть она? Нет? Подтянуть к этому делу научный потенциал. Тем более что при Министерстве сельского хозяйства РК созданы 10 научных учреждений и всевозможных специализированных 24 центра. Для информации скажу, что еще в конце прошлого года я послал в министерство свои предложения по разработке концепции развития машиностроения на основе импортозамещения, но, к сожалению, ответа до сих пор не получил. Хотя после предоставления концепции, на основе имеющихся у меня разработок, я предлагал свои знания и опыт для составления программы отрасли. Но, похоже, опять я окажусь негодным со своими идеями и выкладками. Более того, я готов читать лекции и учить специалистов законам импортозамещения, повышения качества продукции, промышленному маркетингу и другим отраслевым премудростям. Понимаете – нельзя стоять на месте или долго намереваться что-то сделать. Пока будешь этим заниматься – конкуренты уйдут вперед (что сейчас и происходит), и мы вновь станем страной с преобладающим аграрно-сырьевым уклоном.
|
Павел ТИХОНОВ,
г. Павлодар |
Р.S. …Возможно, в чем-то высказывания автора этой публикации покажутся спорными и даже полемичными. Но в одном его нельзя упрекнуть – в равнодушии к судьбе отечественного сельскохозяйственного машиностроения, к промышленному потенциалу Казахстана. Да и сама проблема отечественного машиностроения назрела давно и требует немедленного решения. Поэтому, если у ученых, практиков, самих машиностроителей есть дельные предложения – газета предоставит свои страницы для продолжения разговора по столь важному для страны вопросу.
|
|
|
|