ГАЗЕТА
№ 31 (84)
06-12.08.2004
  Первая страница
  Подробности
  Политика
  История
  Глубинка
  Статмониторинг
  Столица
  Культура
  Финансы
  
  Глобус
  Олимпийские старты
  На досуге
  Всем обо всем
  События недели


  РАЗНОЕ
  Архив
  Обратная связь
  ВМЕСТЕ С НАМИ
  ВАЛЮТА, ПОГОДА

Kazakhstan Financial Market



Вся погода
  ПОЛИТИКА  

(Окончание. Начало на 1-й стр.)

ФИЛОСОФИЯ ОПЕРЕЖАЮЩИХ МЕР...

   Несмотря на все усилия Правительства, считает Премьер, в регионах нет заметных перемен в сторону диверсификации экономики.

   – На фоне этих позитивных результатов все отчетливее встают проблемы по реализации индустриально-инновационной стратегии в региональном аспекте. Еще в октябре прошлого года перед акимами областей ставилась конкретная задача – реализовать совместно с институтами развития как минимум по одному инвестиционному проекту. Прошло более полугода, а такого региона, который бы выполнил поручение – нет, – заявил Даниал Ахметов.

   Большие надежды Правительство связывает с переходом в «Постиндустриальную модель развития страны».

   В стремлении к высоким технологиям Правительство не намерено забывать не менее важный сельскохозяйственный сектор экономики.

   – Важнейшей конкурентной составляющей нашей экономики является повышение эффективности аграрного производства. Второй год аграрный сектор получает значительную селективную поддержку. Объем государственного финансирования в этом году составит 69 миллиардов тенге, – подчеркнул Даниал Ахметов.

   Затем Премьер-Министр остановился на задачах второго полугодия. В частности, Правительство намерено сконцентрироваться на решении вопросов в сфере макроэкономики, дальнейшей диверсификации и развитии национальной инновационной системы. В рамках последнего года Агропродовольственной программы предусмотрена реализация мероприятий по обеспечению реальной конкурентоспособности сектора через рост производительности и системное формирование агроиндустриальных кластеров. Следующими точками роста казахстанской экономики должно стать жилищное строительство, продолжение радикальных мер по реформированию и демонополизации таких сфер, как железнодорожный транспорт и телекоммуникации, электроэнергетики.

   По словам Д. Ахметова, предстоит также реформировать социальную сферу, в основу которой лягут программы развития по трем областям – образования, здравоохранения и социальных реформ.

Отчет сдан, отчет принят. С уточнениями

   Выслушав доклад Премьера, Нурсултан Назарбаев отметил, что вопросы устойчивого развития экономики остаются все-таки открытыми. До 2010 года в соответствии со Стратегическим планом предстоит построить основы конкурентоспособной экономики в долгосрочном плане и вдвое увеличить объем ВВП по сравнению с 2000 годом. При этом Глава государства не исключил, что в случае падения мировых цен на нефть экономика страны окажется не в лучшем положении. Возникнут новые проблемы и с обеспечением социальных задач, и с диверсификацией экономики. Сегодняшних ресурсов в Национальном фонде недостаточно для решения этих задач, и было бы нерационально сейчас проедать все накопления.

   – Я говорю это осознанно, с тем, чтобы ни у кого не было эйфории от столь высоких темпов роста экономики, которые происходят в последние годы. Надо ставить перед собой цель диверсифицировать экономику и сделать ее устойчивой даже в отсутствие нефтяных прибылей, – подчеркнул при этом Президент.

   Несмотря на то, что в области структурных реформ Правительство сделало определенные шаги, осталось еще много проблем, считает Глава государства. Он напомнил, что 14 месяцев назад поставил перед новым Правительством задачи в области развития систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и жилья. Из всех этих программ пока принята только жилищная. Программа продолжения реформ в системе социального обеспечения предполагается Правительством к принятию только в IV квартале, хотя ее проект был готов в начале марта этого года. Такая же ситуация по программе реформирования образования, которая также поставлена в план на четвертый квартал, хотя ее концепция утверждена еще в феврале. Программу реформирования здравоохранения Правительство рассмотрело только три дня назад. Проект программы легализации теневой экономики еще не рассматривался.

   Концепция создания «электронного правительства» утверждена только в июле текущего года, хотя ее проект предложен еще в начале апреля. Речь не идет об автоматизации нынешних функций чиновников, подчеркнул Глава государства. Необходима глубокая перестройка всей работы аппарата. Это повысит качество государственных услуг и облегчит взаимодействие населения и предприятий с властью. Проект социального пакета для государственных служащих (дополнительные взносы на счета в пенсионные фонды, взносы на счета в Жилстройсбербанке, изменение системы оплаты труда, медицинское страхование и т. д.) до сих пор находится где-то на согласовании в министерствах и ведомствах.

   Исходя из сказанного, Глава государства поручил Правительству до первого октября нынешнего года доработать проекты всех программ структурных реформ: образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства, «электронного правительства», легализации теневой экономики, социального пакета для госслужащих. Также до первого декабря внести пакет законопроектов в Парламент и учесть в бюджете 2005 года необходимую часть расходов на эти программы.

   На выполнении стратегии индустриально-инновационного развития Нурсултан Назарбаев остановился отдельно. Период становления институтов развития закончился. Уже сейчас видно, что отсутствует эффективная координация деятельности институтов развития, констатировал Президент, поинтересовавшись, как проекты Банка Развития связаны с проектами Инвестиционного фонда.

   – Надо четко понимать, что создание конкурентоспособных производств требует согласованной политики, – отметил он.

   Также слабой, по его мнению, остается и региональная координация.

   – Области приняли свои индустриальные программы, но как идет их взаимодействие с институтами развития? – спросил Нурсултан Назарбаев собравшихся и сам же резюмировал. – Конкретный механизм отсутствует.

   Есть проблема прозрачности в деятельности институтов развития, считает Президент. Поэтому необходимо ввести практику регулярных публичных отчетов об их деятельности. Советы директоров необходимо формировать с привлечением независимых руководителей, в том числе зарубежных специалистов.

   Задачи Президент поставил следующие.

   Во-первых. Стратегия индустриально-инновационного развития запущена. Правительство проводит первый этап ее реализации. К сожалению, не все регионы прочувствовали важность индустриально-инновационного развития страны. Не проведен хороший анализ проектных предложений. В результате в Министерство индустрии и торговли поступает масса проектов, не отвечающих целям индустриально-инновационного развития. Понятно, есть и объективные причины: отсутствие должного мониторинга, отлаженного механизма взаимодействия с научными организациями республики, недостаточно грамотный менеджмент. Существует какая-то информационная изолированность некоторых регионов. Но это не снимает ответственности с акимов за состояние дел в регионе. Действующие предприятия, констатировал Нурсултан Назарбаев, сами по себе ищут выходы своей продукции на рынок, к кредитным ресурсам, к поиску квалифицированной рабочей силы, к инфраструктуре, к устойчивым партнерским связям. Все более или менее прогрессивные проекты проходят с участием крупных и средних предприятий при привлечении научных разработок, с участием головных офисов отечественных и зарубежных банков. И зачастую при поддержке Правительства, министерств и ведомств.

   Сегодня институты развития, прошедшие первый этап становления и поиска своей ниши, проводят отбор проектов и сталкиваются с рядом системных проблем, и, в первую очередь, с отсутствием должного технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации. Все это могло бы решаться в регионах. Нужно просто организовать эту работу на качественном уровне, заметил Президент, для акимов эта задача вполне под силу.

   В целом индустриальное развитие в регионах имеет вялотекущий характер. Поэтому акимам регионов, как отметил Глава государства, необходимо серьезно и конкретно взяться за эту работу.

   Несомненно, центр будет помогать. Поэтому необходимы организация эффективного взаимодействия между центральными и местными исполнительными органами, обеспечение конструктивного диалога между государственными органами, институтами развития и бизнес-сообществом. К концу года в каждом регионе должны быть созданы два-три высокотехнологичных производства. Спрос со всех будет конкретный, пообещал Президент.

   Во-вторых. Поддержка аула – главная и стержневая задача всего государства и общества в целом. Для реализации государственных программ – агропродовольственной и развития сельских территорий – из республиканского бюджета выделяются немалые средства. Насыщая указанные программы финансовыми ресурсами из республиканского бюджета, регионы своевременно обеспечиваются всем необходимым (ГСМ, минеральные удобрения, элитные сорта семян зерновых культур, техника, кредитные ресурсы и т. д.). Думаю, сказал Глава государства, акимы согласятся, что регионы ощущают эту значительную поддержку со стороны Правительства. Однако руководители областей безответственно подходят к реализации поставленных задач, отметил он при этом.

   В-третьих. Важные вопросы в социальном блоке – состояние сфер образования и здравоохранения в регионах. Что можно сказать о системе здравоохранения сегодня? Она должна отвечать двум критериям – доступность и качество. К сожалению, отсутствие должной работы на местах обуславливает наличие острых проблем в этой отрасли. Сохраняется неравный доступ к медицинскому обслуживанию даже по гарантированному объему ее помощи, допускается ее свободное «трактование» и, следовательно, «вольное» планирование финансовых средств.

   Не лучше ситуация в сфере образования. Вместо того, чтобы обеспечить достойные условия в действующих школах для наших детей – отремонтировать, обновить и дооснастить школьный инвентарь, особенно это требуется на селе, – к сожалению, акимы заняты другими, второстепенными вопросами, констатировал Нурсултан Назарбаев.

   Президент поставил задачу – обеспечить в эти годы приоритетное направление средств на развитие сферы образования, здравоохранения и водоснабжения, прежде всего в сельской местности, жилищное строительство.

   Президент считает, что определенные подвижки есть, но все-таки должные результаты еще не достигнуты.

   – В связи с вялой работой Правительства и акимов я буду вынужден заслушивать ежемесячно ход выполнения принятых важнейших программ по специальному графику, – сообщил Президент. – Хочу знать, кто конкретно проваливает дело.

   По данным Главы государства, в среднем по республике расходы на развитие приоритетных секторов составляют 50,3 процента общего объема бюджетов развития регионов. В то же время по прочим направлениям (не включая строительство дорог и газификацию) предусматривается выделение более 13,4 миллиарда тенге, или 30,5 процента общего объема бюджетов развития регионов. Это только средняя картина по республике. Анализ бюджетов развития показал, что регионы по-разному относятся к выполнению своих первоочередных задач. Некоторые, не решив первоочередные вопросы образования и здравоохранения, увлеклись строительством дорог и газификацией.

   Глава государства выразил понимание, что строительство других объектов нужно. Но есть приоритетные задачи. И отвлечение ограниченных средств на эти направления в сегодняшних условиях он счел непозволительным.

   Любое уточнение местных бюджетов, приводящее к росту их расходной части, должно в первую очередь обеспечивать приоритетное направление средств на развитие вышеназванных секторов, заявил Президент. Кроме этого он дал задание акимам регионов разработать трехлетние региональные программы по капитальному ремонту учреждений образования и здравоохранения, материально-техническому их оснащению, прежде всего сельских учреждений.

   В завершении Нурсултан Назарбаев остановился на исполнении бюджета и его формировании на следующий год. Расходы местных бюджетов в целом исполнены на 88,2 процента. Недоосвоенно более 35,8 миллиарда тенге. Регионы своевременно не осваивают выделенные из республиканского бюджета целевые трансферты. Хотя при формировании бюджета этого года и при его уточнении поток обращений акимов, а также депутатов Парламента о дополнительном выделении средств не прекращался. Президент дал задание Минфину не выделять средств регионам, пока они не распорядятся тем, что им выделено.

   – Не прошло и половины года, как посыпались просьбы акимов об оказании различной финансовой помощи, заметил Н. Назарбаев. – Прошел ураган – просят деньги из резерва, смыло мост – то же самое.

   – Акимам регионов пора поменять иждивенческие настроения и самостоятельно решать региональные проблемы, тем более, как показывает практика, значительные резервы есть, – отметил Президент. – Надо перестать обивать пороги в Астане и засылать письма, и реально работать на местах: расширять налогооблагаемую базу, улучшать администрирование, эффективно осваивать выделенные средства.

   Завершая работу заседания, Нурсултан Назарбаев еще раз отметил, что в целом основные приоритеты в развитии страны определены – дело остается за их эффективной реализацией.

Дина НУРСАПАРОВА


               

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»