ГАЗЕТА
№ 31 (84)
06-12.08.2004
  Первая страница
  Подробности
  Политика
  История
  Глубинка
  Статмониторинг
  Столица
  Культура
  Финансы
  
  Глобус
  Олимпийские старты
  На досуге
  Всем обо всем
  Страницы жизни


  РАЗНОЕ
  Архив
  Обратная связь
  ВМЕСТЕ С НАМИ
  ВАЛЮТА, ПОГОДА

Kazakhstan Financial Market



Вся погода
  КУЛЬТУРА  

   Торжества, посвященные 100-летию первого профессионального казахского художника Абылхана Кастеева, чей юбилей внесен в календарь знаменательных дней ЮНЕСКО, прошли в селе Шежин Алматинской области. Уже 31 год великого живописца нет с нами, но память о нем жива, о чем свидетельствуют многочисленные выставки, встречи с его последователями и близкими людьми. И если подарком юбиляру остается дань благодарности, то его землякам – картинная галерея в Жаркенте, парк в селе Алтын уй. Своеобразно решил увековечить творчество великого земляка и художник из Шежина Самат Нурсапаев. Очередной выпуск тематической страницы «АК» и посвящен великому мастеру кисти, уникальному человеку.


СВЕТ его души -
В ПРАВНУКАХ

Светлана ВЛАСОВА,
искусствовед

   Отец казахстанской живописи – так назвали Абылхана Кастеева. Для Казахстана он значит то же, что для Италии Боттичелли, а для России – Репин. Сейчас картины этого живописца хранятся в коллекциях Третьяковской галереи в Москве, в Музее Т.Г. Шевченко в Киеве, музеях Кыргызстана, Таджикистана, в галереях Алматы, Астаны, Уральска, Костаная, Актобе, Павлодара, Кызылорды, Шымкента, Атырау, Семея. «Художник-самоучка», как называл самого себя Кастеев, прожил яркую жизнь, оставив нам в наследие не менее яркие картины.

   Он создавал свои произведения без прикрас, все как есть, не утаивая от зрителя реальной правды. Сын чабана смог увидеть то, что не увидели миллионы. Живопись была его единственным призванием, делом всей жизни. Он не допускал и мысли о том, что можно заняться чем-то другим. Многие его современники отмечали, что художник постоянно находился в творческом поиске – ни минуты покоя даже на отдыхе.

   По картинам Кастеева можно изучать историю становления советского Казахстана. На глазах художника одна эпоха сменилась другой: вместо феодальных порядков пришел социалистический строй. Художник искренне радовался происходящим переменам и передавал это в своих произведениях. Значительными событиями в стране стало появление электричества, радио, первого поезда, школ для девушек. Все это Кастеев отражал в своих картинах.

   Каким художником был Кастеев, мы можем узнать, изучив его картины в музеях. Одной из наиболее значительных картин Кастеева критики называют потрет Амангельды Иманова – руководителя национально-освободительного восстания в Казахстане в 1916 году. Сложность работы заключалась в том, что к моменту написания портрета Иманова уже не было в живых. Несколько лет Кастеев собирал материалы, специально ездил в Тургайскую область, на родину Иманова, разговаривал с его современниками, пытался воссоздать образ человека. И у него это получилось: аксакалы, увидев картину, просто ахнули, настолько написанный образ был похож на Иманова.

   Сейчас дело великого мастера продолжают не только его ученики, но и собственные дети и внуки. Стали профессиональными художниками сыновья Абылхана Нуртас, Нуртлеу, Нурхат и дочь Гульназия. По стопам деда пошли и внуки Даурен, Сауран, Аскар, Мирас, а правнучка Айсаным (школьница) провела уже две персональные выставки.

   Сегодня картины детей и внуков юбиляра можно увидеть в Талдыкорганской картинной галерее на выставке, специально приуроченной к столетию художника.

г. Алматы


Нетленным картинам
тысячелетья не страшны

   Наконец-то сбывшаяся мечта увековечить память о великом земляке Абылхане Кастееве не давала покоя Самату Нурсапаеву многие годы. – Я поставил перед собой задачу не памятник воздвигнуть, – сказал он, – а оставить нечто более значительное. Так и родилась идея создать этнографический парк, где бы органично расположились камни с выбитыми репродукциями великого художника.

   Эта идея сразу же понравилась местным властям. И работа закипела. Если сельчане, ведомые местным акимом и директором школы, сажали на массиве в десять гектаров плодовые деревья, карагач, тополя, ели, то Самат ходил по горам и выбирал для своей работы исходный материал. Он нашел две огромные глыбы из базальтового камня. Работать с этим сверхпрочным материалом невероятно тяжело, зато выбитое на нем способно храниться тысячелетия. Может истлеть самое прочное полотно, на котором некогда рисовал художник, а камень сохранит все, что будет на нем высечено. Сохранит надолго.

   – Неизвестно, сколько каждому из нас отмерил Всевышний, – размышляет Самат, – а вот память о славных делах наших великих деятелей должна сохраняться как можно дольше…

   С превеликим трудом две огромные многотонные базальтовые глыбы были доставлены на территорию создаваемого этнографического парка. Теперь скульптору предстояло решать: с чего же начать? И после недолгих раздумий Самат пришел к выводу: нужно начинать с портрета своего именитого земляка. Два года – ежедневно, без выходных – он создавал его. Специальными инструментами, которые приобрели ему за немалую сумму председатель кооператива «Кастеев» Сабыржан Медетханов и, к сожалению, ныне покойный бизнесмен Талгат Сагымбеков, скульптор миллиметр за миллиметром отсекал от камня все ненужное. Порою казалось, что не сумеет он одолеть поставленную перед самим собой задачу. Но он понимал, что кроме него никто это не сделает. И вот работа завершена. Нанесены последние штрихи. С камня взирает на свою землю, горы и луга Абылхан Кастеев – он, благодаря Самату Нурсапаеву, теперь навсегда (на тысячелетия) вернулся сюда, в родной Шежин.

   Но скульптор не ограничился только портретом. Он решился сделать то, что до него в мире никто не делал, а именно: воспроизвести на базальтовом камне репродукции наиболее известных картин Абылхана Кастеева (на снимке). Это уникальное событие произошло не случайно. Как тут не вспомнить великого английского ученого Исаака Ньютона. Оказывается, когда восхищенно говорили ученому о его великом вкладе в науку, он непременно отвечал: «Я стоял на плечах гигантов». Также может, наверное, ответить и Самат Нурсапаев. Имя этим гигантам – великая советская школа живописи и скульптуры, Эрзя и Иткинд, которые учили нашего земляка работе по дереву и камню, известный казахский скульптор Толеген Досмагамбетов, всегда поддерживавший его. Их усилия не пропали даром. Так появился «Турксиб», так появилась репродукция картины, которую известный художник в свое время рисовал со своей землячки – Кулян Ахметовой.

   Это произошло в 1949 году. Здесь, в Шежине, запечатлел ее портрет художник. Тогда это была молодая, цветущая женщина. Ее сын Ербол, которому тогда было четыре годика, постеснялся и убежал играть со своими сверстниками. Сейчас он об этом глубоко сожалеет.

   А Кулян-апай, которую мы нашли в селе Большой Чаган, навсегда, благодаря художнику, останется молодой. Сейчас ей 91 год, и по ее лицу все еще угадываются следы былой красоты. Узнав о том, что мы приехали ее фотографировать, она облачилась в казахское национальное одеяние – и была такова! Время неумолимо! Его невозможно остановить! Но в силах человека запечатлеть Время. Это и удалось – вначале Абылхану Кастееву, а более полувека спустя скульптору Самату Нурсапаеву.

   Этнографический парк, который создается за селом Шежин, прямо у подножия гор, обещает в скором времени стать местом паломничества художников и туристов. Как сказал Самат, в прошлом году группа студентов Академии художеств уже работала здесь и оставила на память несколько произведений из камня и дерева. Самое же его заветное желание состоит в том, чтобы сюда ежегодно приезжали студенты и проходили практику. Сам он мечтает создать в камне скульптуру Коркыт-ата, играющего на кобызе.

   – Наш край, как и любой, имеет богатую историю, – продолжает разговор Самат. – Только из одного нашего небольшого села ушли во время Великой Отечественной войны на фронт и не вернулись 100 человек, более десятка были безвинно репрессированы. Их имена я выбил на мраморной доске, которая установлена на специальном постаменте. Прямо напротив хотелось бы и установить памятник Коркыт-ата, который бы символизировал вечную скорбь по защитникам Отечества.

   Планов у Самата много. Но он далек от простого прожектерства. Здесь же, на территории этнопарка, находится памятник Ельшибек-батыру, прославившемуся в борьбе с джунгарскими завоевателями. Он создан руками неугомонного Самата Нурсапаева. Многое тут сделано его руками. И можно смело сказать, что свой главный сыновний долг перед Отечеством, перед своей малой родиной он исполнил сполна.

   …Пройдет не так уж много времени, и поднимутся молодые деревца. Очень хочется верить, что этнографический парк возле села Шежин станет местом паломничества молодых художников и скульпторов. Очень хочется верить, что этнографический парк станет местом паломничества туристов. По крайней мере, для этого можно создать все условия. Работа только начинается. Большая работа. Благодарная работа. Во имя настоящего и будущего. И еще. Как считает Самат Нурсапанов, такие этнопарки можно создать во многих уголках Казахстана. Пока же это первый и единственный, который создается на общественных началах.

Кабдрахман НАУРЫЗБАЕВ,
с. Шежин, Алматинская обл.


Из досье «АК»

   Уроженец Шежина Самат Нурсапаев свое призвание быть творцом понял еще в школе, где его любимым предметом было рисование. Но рисование рисованием, а любил Самат часами работать с деревом и камнем. Это и предопределило дальнейший путь – в 1978 году он заканчивает Алматинское художественное училище (ныне Академия художеств им. Жургенева) и становится профессиональным скульптором. Насколько успешным были этот выбор и дальнейший путь, можно судить по тому, что многие его работы выставлялись в Москве, Киеве, Ереване, Алматы и Астане. Выходец из глубинки полностью удовлетворил свои амбиции: стал членом Союза художников Казахстана, неоднократно выставлял свои работы в крупнейших центрах художественного творчества. Что же дальше? А дальше произошло вот что: Самат добровольно покидает шумную южную столицу с ее бесконечными тусовками, разговорами о смысле творчества и возвращается на свою малую родину.


Ведущая страницы Валентина ФИРОНОВА


               

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»