|
|
|
ЧАС ДОСУГА |
|
Фотоконкурс "ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ" |
|
«А у меня трава смешнее...» |
|
|
|
САНИТАРНАЯ ЗОНА |
Язвы... дела,
ОБНАЖЕННЫЕ ЧУМОЙ |
В поселках Жынгылды и Таучик Мангыстауской области, где недавно зарегистрированы случаи заболевания бубонной чумой, снят карантин. Более того, для пущего спокойствия граждан даже принят совместный приказ Минздрава и Минсельхоза о взаимном информировании и сотрудничестве по профилактике и ликвидации заболеваний, одинаково опасных как для животных, так и для человека.
С помощью полиции, других чрезвычайных служб, а также инициативы самих жителей в Мангыстау выявлены, изолированы и прошли профилактику 135 человек, которые контактировали с больными чумой и зараженным мясом: в Актау – 73, в Жынгылды – 38, а в Таучике – 24 человека. В отношении же людей, допустивших бесконтрольный забой и реализацию мяса, заведено уголовное дело. Так что же, облегченно вздохнуть и поставить точку? Хотелось бы, но вопросы возникают. Причем один неприятнее другого. Почему вместо практических рекомендаций как уберечься от заражения, мы выслушивали межведомственную полемику? (Медики утверждали, что было заражено мясо, ветеринары – шкура с насекомыми-паразитами.) Как стало возможным, что зараженная верблюжатина попала на прилавки актауского рынка «Масат»? Где был санитарный контроль?
А, впрочем, чему тут удивляться? Даже в столице из 17 существующих рынков, только на одном есть штатный санитарный врач.
Случившееся выявило и другое обстоятельство. Оказывается, вакцинация совсем не панацея от очередного инфекционного сюрприза. Эффективность ее, увы, составляет не более 65 процентов. Значит, в любой момент может произойти сбой? А что же зараженное мясо? Из 180 килограммов чумной верблюжатины удалось найти лишь голову, заднюю ногу и еще 20 килограммов опасного продукта. И хотя медики нас утешили: микроб погибает при температуре 60 градусов, он, этот самый носитель заразы, вполне может неожиданно «ожить».
Тем более, что опасность его появления по-прежнему остается. Почему? Ведь не животные и не люди – главные распространители чумы. Носители опасной инфекции – насекомые, которые переносятся на шерсти сусликов, песчанок, мышей, крыс и других грызунов, коих 300 видов.
Так что ситуация в Мангыстауской области может повториться в любое время. И не только здесь. Ведь 39 процентов всей территории страны является эпидемиологически опасной зоной. И даже есть районы, которые находятся под постоянным прессингом эпизоотии чумы.
Одно успокаивает: сельские врачи в Мангыстауской области люди опытные. Ведь чумный микроб посещал мангышлакские поселки и раньше. В последний раз чума была выявлена в 2001 году. Врач по внешним признакам сразу же поставил пациенту страшный диагноз и предпринял меры по выявлению лиц, с которыми больной находился в контакте. Обошлось. На этот раз тоже. Однако, как знать, не найдется ли вновь добрый доктор Айболит, который после очередного вынужденного забоя отпишет справку о том, что товар «чистый»?
|
Валентина ФИРОНОВА |
|
|
|
НАШИ ЗАБЛУЖДЕНИЯ |
«Наши заблуждения» комментирует главный врач Центра традиционной и народной медицины города Астаны Тамара Трушакова.
Ссориться вредно.
Анар Жусупбекова. г. Темиртау.
– Отношение к семейным ссорам у большинства из нас негативное. Но, оказывается, и от них может быть польза. Социопсихологи, обследовав более 200 семейных пар, обнаружили, что мужья, не дающие волю своему гневу, погибают от сердечных приступов вдвое чаще, чем мужья, не скрывающие своих эмоций. Если же жена предпочитает подавлять свой гнев, то показатель женской смертности от сердечных приступов составляет 11 процентов. А если оба супруга при ссорах «выпускают пар», то он снижается до нуля. Поэтому ссорьтесь на здоровье. Главное, уметь вовремя остановиться.
Глицерин увлажняет кожу.
М. Свиридова. Кызылординская обл.
– Объясняется это тем, что у глицерина есть способность притягивать молекулы воды из воздуха. Однако следует учитывать, если влажность воздуха ниже 65 процентов, все происходит наоборот — глицерин не только не увлажняет, а наоборот, «высасывает» воду из глубинных слоев кожи. Из-за этого она становится еще суше.
Если не есть мяса, то организму не будет хватать железа и начнется малокровие.
Ануар Кожахметов. Мангыстауская обл.
– В мясе действительно в большом количестве содержится такой микроэлемент, как железо, а недостаток его в организме может стать причиной малокровия. Но можно не есть мясо и удовлетворять потребность организма в железе за счет других продуктов. Наиболее богаты им: сушеные грибы, печень и почки, персики, абрикосы, рожь, зелень петрушки, картофель, репчатый лук, тыква, свекла, яблоки, айва, груши, гранат, гречка, фасоль, чечевица, горох, толокно, куриные яйца, шпинат, зеленые овощи, ботва молодой репы, горчица, кресс-салат, листья одуванчика, сухофрукты.
Желтый цвет зубов – это признак болезни.
Самат К. Жамбылская обл.
– На самом же деле, люди, бывает, рождаются с желтыми зубами, как и с карими глазами. Что интересно, желтоватая эмаль прочнее белой. И отбеливать ее, по мнению некоторых стоматологов – преступление. Можно отбелить зубы, потемневшие от курения или кофе. Причем ряд специалистов считает, что достичь этого можно с помощью зубных паст, другие же уверены, что помочь могут только спецсредства в клинике. Однако подобная операция ослабляет и нередко разрушает эмаль, что приводит к развитию кариеса. Надо отметить, что, по мнению некоторых стоматологов, людей с чисто белыми зубами не существует в природе. С рождения зубы либо желтоватые, либо серо-голубые, а снежнозубые красотки из рекламы сверкают накладками или протезами.
Угри появляются из-за слишком сильного использования косметики
Асия Токумбекова. Северо-Казахстанская обл.
– Раньше, когда косметические средства не отличались качеством возможно, так и было. Современная же косметика позволяет коже хорошо дышать и не провоцирует появление угрей.
|
|
|
|
НУ И НУ! |
«БИЛЕТ ЕСТЬ.
Cамолет никуда не денется» |
Эту давнишнюю народную мудрость, проверенную временем и людьми, легко опровергла авиакомпания «Эйр Казахстан», выбравшая своим девизом романтическую мысль «…В небо любой страны…» Но в том, что многоточие с обеих сторон не случайно и предполагает самое неожиданное продолжение, на своем опыте убедился предприниматель Алибек Н.
А начало этой истории совсем, казалось бы, не предвещало казусов. Все произошло по-будничному просто, по столичному – комфортабельно. Возможности компании «Эйр Казахстан» Н. воспринял искренне и без подвохов. 25 июля в агентстве «Трансавиа», одного из сорока столичных, по информации сведущих, он приобрел билет на 8 августа из Астаны до Талдыкоргана. Очень уж удобным показался рейс №751 сообщением «Астана – Талдыкорган – Алматы». АН-24 вместимостью до 30-35 пассажиров обещал доставить его в центр Алматинской области к намеченному сроку.
В заветную пятницу почти за полтора часа до вылета, как и предупреждала инструкция, членораздельно рассказанная миловидной девушкой-кассиром «Трансавиа», предвкушая высокий воздушный сервис (фирма-то известная), он прибыл в аэропорт Астаны. Но вот 16.00 минуло, 17.00, уж и 17.30 – время отправления самолета на исходе, а в зале ожидания продолжаются объявления лишь о вылете жезказганского рейса. А где же посадка на самолет, обозначенный в билете стоимостью 9 тысяч 200 тенге?
– Ну что вы, господин, ваш самолет вылетел сегодня в 10.20 утра, – вежливо, как будто другого варианта и не могло быть, пояснила супервайзер «Эйр Казахстана» Гульшат Альжанова.
– Так выходит, меня здесь просто нет? Ущипните, мне что-то не верится.
Никто почему-то не захотел «щипать» «не улетевшего». Лишь самому ему в голову пришло слегка придержать за руку заместителя директора представительства авиакомпании Алихана Джузбаева, обратившись к нему с вопросом:
– Что же мне делать?
Тот весьма своеобразно нахохлившись, приобрел «защитную стойку».
– Виновата кассир, продавшая Вам билет агентства, должна была предупредить…
Только тут по репликам и поведению зам. директора Алибек понял, что в «заоблачной» компании и не заметили потери «бойца». А он все задавал и задавал свои, видимо, не к этому двору относящиеся вопросы.
– Кто в ответе за данную ситуацию?
– Отправят ли меня сегодня другим рейсом? (Ишь чего захотел, при двух-то рейсах в неделю).
– Самолетами других авиакомпаний отправить через Алматы, как вы требуете, к сожалению, не можем. Не имеем с ними договорных отношений...
Да, двери, куда он адресовал свое недоумение, змейкой опутывая святая святых воздушных ворот столицы, как лебедь, рак и щука, беззвучно оставляли вопросы своего клиента без ответа, тем самым, желая напрочь забыть о нем. Как будто, случилась обыкновенная ситуация: «отошел на минутку и затерялся в песках».
Так рабочий день закончился, и господин Джузбаев, уверив незадачливого пассажира в своей занятости, покинул «зону конфликта». Директор же представительства Темиргали Абильмажинов так и не появился. Так что ответ на самый «смешной» вопрос «затерявшегося»: «Какими инструкциями и правовыми актами вы пользуетесь для регулирования подобных ситуаций?» пришлось держать юной супервайзеру Гульшат:
– Инструкция есть, как ей не быть? – и она в течение получаса добросовестно листала бумажки с перечнями, правилами, расценками и прочими непреложными атрибутами воздушных перевозок. В конце концов, раскрасневшись от энергичных поисков, она все же выдохнула:
– А вот сегодня их нет.
– Так ничего в результате не добившись, – резюмировал незадачливый клиент, – я вынужден был согласиться на рейс, отправляющийся аж в понедельник, чему, кстати, очень поспособствовала милая Гульшат. Для этого ей понадобился только телефонный звонок:
– Настя, сейчас к тебе подойдет пассажир, переоформи его билет на 751 рейс отправлением 11 августа в 10.20 до Талдыкоргана.
Анастасия быстро и уверенно выполняя привычную работу, проинструктировала:
– Ваш самолет отправляется в 12.15(!)
– ?!
– Вам лучше прибыть за полтора часа до отбытия.
– А, может быть, во избежание повторения истории лучше позвонить предварительно, и не раз? У вас тут слишком быстро все меняется?
– Как хотите!
И лишь в авиапредставительстве на улице Бейбитшилик, 24, кассир со всей определенностью сказала:
– Вам нужно отправить письмо на имя Президента ЗАО «Эйр Казахстан» Еркина Калиева с жалобой на конкретного кассира(!) фирмы «Трансавиа», совершившего сделку и не предупредившего пассажира об изменении рейса.
...Вот только интересно, кто возместит моральный ущерб, причиненный клиенту? Подозреваю, риторический вопрос задаю. А, впрочем, – почему? Есть же опыт мировых авиакомпаний, его и надо осваивать.
|
Ольга СЕСТЕРОВА,
г. Астана |
|
|
|