|
|
|
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ |
|
Турар ЖАЛМУХАМЕД |
ГОЛОСовать за справедливость |
Стержнем любой демократии, как известно, всегда были и являются свободные и справедливые выборы. Для Казахстана, избравшего именно демократический путь развития, роль предстоящих 20 сентября выборов в маслихаты всех уровней особенно актуальна. О том, как проводится в жизнь эта генеральная линия, отраженная в Законе РК, наш материал.
...Укрепление в стране демократических ценностей во многом определяется тем, что опыт самоуправления граждан еще невелик. И в этих условиях возрастает опасность политической демагогии, манипуляции общественным мнением. В результате, выборы, являющиеся магистральным путем демократизации, могут превратиться в войну компроматов, соревнование «денежных мешков».
Эти и многие другие проблемы активно обсуждались в обществе на протяжении последних нескольких лет. На актуальные темы проводились заседания «круглых столов», дебаты с участием представителей заинтересованных организаций, включая ОБСЕ. Итогом всех мероприятий явилось то, что в этом году граждан в возрасте до 30 лет, пожелавших баллотироваться в депутаты маслихатов, оказалось в полтора раза больше, чем в предыдущую избирательную кампанию. Об этом свидетельствует тенденция, которая уже выработалась в ходе подготовки к выборам. Молодые стремятся во власть, хотят участвовать в решении важных проблем. И это, пожалуй, является главным знаковым отличием нынешней избирательной кампании, которая развернулась в полную силу после выхода Постановления Центральной избирательной комиссии РК «О назначении очередных выборов депутатов маслихатов Республики Казахстан.
И в таком мегаполисе как Алматы, например, был опубликован календарный план основных мероприятий по проведению выборов депутатов маслихатов. Также внесены коррективы в границы избирательных участков, ибо в городе почти с полуторамиллионным населением в последнее время произошло немало изменений, связанных с застройкой целых районов, жилых массивов. К тому же новые положения обязывали, чтобы численность избирателей на участке не превышали трех тысяч человек. Соответственно пересмотрены границы избирательных округов, внесены изменения в состав избирательных комиссий. Информация обо всем этом опубликована на двух языках в алматинских городских газетах. Следует сказать, что подобная подготовка проводилась и в соседнем Талдыкоргане.
В Алматинской области также как и в мегаполисе члены местных избирательных комиссий проводили семинары по подготовке и организации выборов, законодательным актам, касающимся деятельности председателей и секретарей избиркомов.
Продолжая тему о выборах в крупных городах, хочется привести первые цифры, озвученные председателем избирательной комиссии г. Алматы профессором Даулетом Байдельдиновым. По предварительным данным, на 37 депутатских мандатов претендуют 307 кандидатов. Сегодня их зарегистрировано 30. Небезынтересен национальный расклад предвыборного марафона: в числе претендентов – казахи, русские, корейцы, азербайджанцы, уйгуры, татары, курды, беларусы, армяне, башкиры и немцы. Что касается возрастного состава кандидатов, то, как было сказано выше, количественно превалируют граждане в возрасте до 30 лет. Далее в порядке убывания следуют граждане до 40 лет, 50 и старше. Абсолютное большинство из них имеет высшее образование. Среди кандидатов есть экономисты, инженеры, юристы, работники сферы образования, медики, журналисты, предприниматели. Этот перечень дополняют и неработающие граждане, в том числе – домохозяйки и пенсионеры.
Предстоящие выборы в местные представительные органы власти характерны оживленной борьбой и политических партий за места в маслихатах. Интересными являются, например, планы Аграрной партии Казахстана, представленные недавно ее председателем Ромином Мадиновым. «Вопросам выборов в местные законодательные органы отчасти был посвящен IV съезд, который прошел в Астане, – сказал он. – Его делегатами в первую очередь были те, кого мы выдвинули в кандидаты депутатов в маслихаты от нашей партии. Мы высоко оцениваем важность всех преобразований в области местного самоуправления. Поэтому считаем необходимым увеличение своего присутствия в местных органах власти. Наша цель – формирование в областных маслихатах, а в некоторых местах – и в районных, фракций Аграрной партии, подобных парламентской. Это делается для того, чтобы депутаты маслихатов от нашей партии проводили и претворяли в жизнь политику поддержки села на местах. Уверены, что это даст колоссальный эффект, так как в действительности представление интересов сельчан, исходящие от районных и областных маслихатов, гораздо ощутимее...»
В свете этой концепции нашло свое отражение и представительство членов АПК в списке кандидатов в Алматинский городской маслихат, в нем 6 человек. Это одна из самых серьезных заявок на представительство – впереди аграриев с небольшим отрывом только партия «Отан», Гражданская и Коммунистическая партии. Новый Закон РК «О политических партиях», как известно, четко определяет их главное предназначение: выражать политическую волю граждан, различных социальных групп, защита их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участии в их формировании, в том числе, путем участия в избирательном процессе. При этом, разумеется, должно остаться неприкосновенным конституционное право граждан на самовыдвижение. Развеять сомнения в том, что выборы могут оказаться несвободными, несправедливыми и непрозрачными, помог мне заместитель председателя Алматинской городской избирательной комиссии Николай Орловский. Он сказал, что за выборами в стране будут наблюдать представители многочисленных общественных движений и партий, не считая наблюдателей из зарубежных стран.
|
г. Алматы
|
|
НАШ КОММЕНТАРИЙ |
ЗАКОН
рассудит всех |
Не секрет, что нынешние региональные выборы в маслихат многими политиками рассматриваются, как генеральная репетиция к парламентским, которые нас ждут в будущем году. На этом фоне, опубликованному в печати проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», специалисты уделяют особо пристальное внимание. Теперь уже никто не критикует власть за то, что изменения в закон не были внесены раньше, чтобы по ним провести нынешние выборы в маслихаты. Похоже, сегодня всем стало понятно, что при принятии такого важного документа спешка ни к чему. Дай-то, Бог, до выборов в Парламент подготовить качественный закон, чтобы проигравшие затем не кричали на весь мир о «несовершенстве выборного законодательства».
Основные изменения, предусмотренные в проекте, редакция нашей газеты попросила прокомментировать секретаря Центральной избирательной комиссии РК Владимира ФООСА.
– Внесение изменений и дополнений в Закон «О выборах в Республике Казахстан», – сказал он,– продиктовано необходимостью дальнейшего совершенствования конституционно-правового института выборов. Процесс вхождения нашей страны в мировое сообщество, где принципам защиты прав человека отводится доминирующая роль, непременно должен сопровождаться принятием законов, соответствующих мировому опыту и образцу в области права.
Сразу хочу отметить, что при подготовке данного законопроекта учтены все рекомендации ОБСЕ, выдвинутые этой международной организацией в качестве примера соблюдения прав человека, закрепленных международными документами.
Первое и основное предполагаемое изменение в проекте – принцип формирования избирательных комиссий. Территориальные и окружные комиссии, по проекту, будут формироваться представительными органами власти с учетом предложений политических партий, вышестоящих избирательных комиссий, органов государственного управления и самоуправления и самих граждан. С учетом сложившейся системы многопартийности в состав комиссии будут входить представители общественных движений, не более одного человека от каждого. Право формирования участковых избирательных комиссий полностью передается районным и городским избирательным комиссиям.
Проект предусматривает более строгий отбор членов избирательной комиссии. Так, например, члены комиссии не могут представлять одну организацию, они обязательно должны проживать на территории, где находится данная избирательная комиссия.
Второе очень важное нововведение – определен статус наблюдателя, оговорены его права, обязанности и полномочия. Международные наблюдатели, также как и кандидаты, и доверенные лица, представители СМИ будут иметь право знакомиться с решениями избирательной комиссии, присутствовать при открытии избирательного участка, на заседаниях, во время голосования и подсчета голосов, при подведении итогов. То есть, наблюдать весь избирательный процесс. Наблюдатели также смогут сопровождать переносные урны, при выявлении нарушений и информировать о них председателя комиссии, обжаловать действия избирательной комиссии. Всем им разрешается делать фото, аудио- и видео записи.
В законопроекте снят предел числа доверенных лиц и исключен институт инициативных групп. При выборах в маслихат будет использоваться система относительного большинства, что позволит избежать двухтуровых выборов.
Новые возможности появятся у кандидатов в депутаты Сената Парламента и маслихат в проведении агитационной работы. Предполагается, что они смогут создавать избирательные фонды. Раньше таким правом владели только кандидаты в президенты и в депутаты Мажилиса.
Принятие изменений и дополнений в Закон «О выборах в Республике Казахстан» поможет, наконец, снять еще один больной вопрос – административного взыскания и наказания за коррупционные правонарушения, как своеобразного «ограничителя» для кандидатов. Именно эти пункты чаще всего вызывали нарекания со стороны международных правозащитных организаций. В новом проекте они вообще исключены.
Как положительный шаг вперед можно оценить создание для кандидатов равных условий для доступа к средствам массовой информации путем регулирования деятельности СМИ во время предвыборной кампании, а также разрешение участвовать кандидатам на повторных выборах. По нынешнему закону, если вы помните, при признании выборов действительными, кандидаты не имеют права выдвигаться во второй раз.
Одной из главных задач нового законопроекта является создание прозрачности самой процедуры выборов. Думаю, как наблюдатели, так и сами кандидаты положительно оценят обновление ряда процедурных вопросов. Они, например, смогут выезжать с избирательными урнами и наблюдать весь процесс голосования. Исключены так называемые дополнительные списки и открепительные удостоверения, лица, не участвующие в голосовании, не должны находиться на избирательном участке. Регламентирован порядок подсчета голосов избирателей, обязательное вывешивание протокола для ознакомления и выдачи его на руки.
Одним словом, законопроект предусматривает все для того, чтобы сделать процесс выборов демократичным и прозрачным.
|
г. Астана |
|
|
|
НАДО ЖЕ! |
Регистрация кандидатов:
намерения и неожиданности |
Итак, 10 августа завершилась регистрация кандидатов в местные представительные – маслихаты различных уровней. По сообщению Центральной избирательной комиссии по ее итогам на 12 августа зарегистрирован 7531 человек.
Из них в областные маслихаты – 1805 человек, в том числе: по Акмолинской области – 86, Актюбинской – 43, Алматинской – 90, Атырауской – 36, Восточно-Казахстанской – 117, Жамбылской – 167, Западно-Казахстанской – 63, Карагандинской – 202, Кызылординской – 88, Костанайской – 89, Мангыстауской – 74, Павлодарской – 66, Северо-Казахстанской – 74, Южно-Казахстанской – 185, г. Астаны – 175 и г. Алматы – 250 человек.
В районные маслихаты всего по республике зарегистрировано 3664 человека, а в городские – 2062.
ОДНАКО ВДУМАЕМСЯ...
Что касается партийной принадлежности кандидатов, то, несмотря на объявленную многопартийность, картина выглядит до уныния однообразной. Ее можно наглядно продемонстрировать на примере самой электоратно крупной области – Алматинской. Здесь на 44 мандата в областном маслихате претендуют 90 кандидатов. Из них 38 представляют партию «Отан», 42 – самовыдвиженцы. И только несколько кандидатов представляют другие партии и движения.
В городские и районные маслихаты на 334 места зарегистрирован 421 человек. И здесь на роль лидера претендует партия «Отан», выставившая более чем половину кандидатов – 246. Согласитесь, ситуация выглядит до боли знакомой. Не так давно, на протяжении многих десятилетий мы уже знали одного партийного гегемона… Поэтому и напрашивается вопрос: «Как скоро сможем преодолеть комплекс всеобщей «однопартийности» страны?»
Вопрос, конечно, интересный…
|
|
|
|
Ведущий страницы Сабит МАЛДЫБАЕВ |
|
|
|