|
|
|
ЭКОНОМИКА |
|
Как мы уже сообщали, на прошедшем 7 августа в Астане расширенном заседании Правительства под председательством Главы государства Нурсултана Назарбаева были подведены итоги минувшего полугодия и определены задачи социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу.
Заседание носило деловой и динамичный характер, доклады первых правительственных лиц, руководителей министерств, акимов областей сопровождались вопросами и комментариями Президента. Сегодня мы, как и обещали, начинаем публиковать выступления участников заседания. И первое слово – Председателю Нацбанка РК Григорию Марченко и заместителю Премьер-Министра – министру сельского хозяйства РК Ахметжану Есимову.
|
|
|
|
Григорий МАРЧЕНКО,
Председатель Национального банка РК |
ФИНАНСОВУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ
обеспечивает комплексный подход |
Основная задача Национального банка – обеспечение низких темпов инфляции в стране. Сегодня для этого есть все необходимые инструменты денежно-кредитной политики. За шесть истекших месяцев уровень инфляции составил 2,3 процента, а за период с августа прошлого по август нынешнего года – 5,1 процента. Поэтому есть основания предположить, что индикативный показатель по инфляции в этом году не будет превышен.
Существенное замедление темпов инфляции позволило снизить ставку рефинансирования в июле с 7,5 до 7 процентов. В условиях сохранения значительных темпов экономического роста в стране и стабильно высоких цен на мировых товарных рынках на наши основные экспортные продукты произошло существенное улучшение платежного баланса, и объем экспорта вырос в 1,5 раза. Продолжается приток прямых иностранных инвестиций: на нетто-основе он составил около 0,8 миллиарда долларов. Впервые за годы независимости мы столкнулись с ситуацией, когда предложение иностранной валюты на внутреннем рынке многократно превысило спрос. Поэтому Нацбанк работал и над тем, чтобы не допустить чрезмерного укрепления тенге в корзине валют и сгладить краткосрочные колебания валютного курса. Для этого в течение всего полугодия мы покупали иностранную валюту, и она составила около 1,6 миллиарда долларов. В результате чистые международные активы Национального банка выросли на 43 процента и достигли почти 4,5 миллиарда долларов. Активы Национального фонда за этот же период увеличились на 40 процентов и составили около 2,7 миллиарда долларов.
Финансовый сектор страны продолжает стабильно развиваться: с этого года все банки работают только по международным стандартам финансовой отчетности. Их совокупный капитал вырос на 14 процентов, депозиты – на 16. Несомненно позитивным процессом, который продолжался в течение первого полугодия, можно считать снижение уровня долларизации экономики. Тенговые депозиты выросли в полтора раза, в то время как депозиты в иностранной валюте снизились. В результате удельный вес вкладов в тенге на 1 июля составил 51,6 процента. Надо отметить, что дедолларизация достигнута без применения каких-либо административных мер – благодаря последовательной экономической политике, макроэкономической стабильности и устойчивости нацвалюты.
Продолжающийся рост ресурсной базы способствует кредитованию экономики: за первое полугодие объем кредитов вырос на 27,4 процента. Сумма выданных кредитов составила 1,1 триллиона тенге. Кредиты в национальной валюте выросли в полтора раза, тогда как в иностранной валюте они остались на том же уровне. На 23 процента увеличилось кредитование малого предпринимательства. Парламент в первом полугодии принял законы о кредитных товариществах и микрокредитных организациях, и мы надеемся, что их деятельность будет способствовать доступу субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам.
Что касается ставок по кредитам, то тут вопросов еще много. Произошло их значительное снижение по валютным кредитам – в среднем с 12,3 до 10 процентов, в то время как ставка по кредитам в тенге несколько повысилась и сейчас составляет 15,5 процента. Это проблема, за которую нас со всех сторон критикуют. Спрос на кредиты в тенге, действительно, очень большой: за последние три с лишним года их объем вырос более чем впятеро. И даже по таким высоким ставкам предприятия берут кредиты и их возвращают. На мой взгляд, административными методами тут вряд ли чем-то можно помочь, а вот усиление конкуренции в финансовом секторе и модернизация работы Фонда малого предпринимательства могли бы повлиять на ситуацию. Есть еще один возможный вариант, что, конечно, решать Правительству – в ряде развитых стран одним из главных направлений деятельности Банков развития является кредитование малого и среднего бизнеса. Все мы понимаем, что без активной государственной поддержки малый бизнес не сможет развиваться на должном уровне. Тут нужно четко определить, как правильно распределять риски между финансовыми посредниками и государственными структурами. Есть определенный опыт у Аграрной Кредитной Корпорации – ее участие в сельских кредитных товариществах. Нужно изучить, насколько он позитивен и можно ли его использовать в других секторах экономики, поскольку нужно поддерживать развитие микрокредитных организаций во всех регионах страны.
Среди положительных тенденций хотелось бы отметить продолжающийся рост внутренних сбережений за счет стабильного функционирования накопительный пенсионной системы. За первое полугодие пенсионные активы выросли на 16,7 процента, а совокупные вклады населения в банках и его пенсионные активы составили более 4,1 миллиарда долларов, или 15 процентов ВВП. То есть именно потому, что население активно несет деньги в банки, и растут активы ПФ, и происходит в основном финансирование нашей экономики.
Продолжается развитие платежной системы и ее объемов. В первом полугодии валовая сумма платежей увеличилась на 60 процентов и составила около 10 триллионов тенге. Число карточек, выпущенных казахстанскими банками, на сегодня достигло 1 миллиона 750 тысяч. Однако на 95 процентов они используются пока лишь для снятия наличности в банкоматах. А мы бы хотели развивать торговые операции, что во всех отношениях выгодно: снижается использование наличных денег, налоги аккуратнее уплачиваются при проведении операций. Поэтому совместно с Правительством мы намерены расширить перечень организаций, которые будут обязаны принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций и оказании услуг на территории страны.
Что касается развития рынка государственных ценных бумаг, то в целом бюджетная ситуация развивается хорошо. У Министерства финансов низкая потребность в привлечении заемных средств. Это привело к тому, что в первом квартале ГЦБ Минфином вообще не выпускались, и общий объем рынка ценных бумаг сильно сократился. Поэтому необходимо поддержать этот сегмент финансового рынка, так как он играет большую роль в определении уровня ставок, которые важны и для корпоративных, и для ипотечных облигаций. И мы считаем, что нужно было бы ввести в обращение более долгосрочные бумаги – 10 и, возможно, 15-летние, которые бы служили в качестве эталонных для портфеля длинных корпоративных и ипотечных бумаг.
Национальный банк готов поддерживать Правительство в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Для эффективного решения этой проблемы нужен комплексный подход. Прежде всего следует принять общий документ, который бы регламентировал реформы в ЖКХ, финансирование капитального ремонта жилья, создание электронной базы данных и недвижимости для ее регистрации и проведения сделок.
Я бы хотел коснуться еще одного момента – ипотечного кредитования. Здесь объемы растут – каждый год идет удвоение. И хотя ставки еще остаются высокими, сроки кредитования увеличиваются. Сейчас ипотечный кредит можно получить на срок до 15 лет и по ставке 14 процентов. При усилении конкуренции на этом сегменте, я думаю, что уже к весне следующего года произойдет снижение уровня ставок по ипотечным кредитам еще на 2-3 процента.
|
|
|
|
Ахметжан ЕСИМОВ,
заместитель Премьер-Министра – министр сельского хозяйства РК |
...ВОПРОС И ПОЛИТИЧЕСКИЙ |
Прошло первых полгода реализации трехлетней Программы возрождения аула. За этот небольшой срок внесены серьезные изменения в законодательство, формирующее экономические отношения на местах, в принципы и механизмы управления социально-экономическими процессами на селе, объемы и методы его государственной поддержки. Приняты фундаментальные акты – Земельный, Водный и Лесной кодексы, которые сформировали юридическую основу для значительного расширения и углубления рыночных отношений в сельском хозяйстве. Завершается подготовка нормативной базы, способствующей реализации названных кодексов.
Первоочередной задачей для заинтересованных министерств и ведомств и особенно местной власти остается организация разъяснительной работы. Особо хочу подчеркнуть важность строгого соблюдения законов, недопущения злоупотребления при сделках с земельными участками и придания этому вопросу максимальной прозрачности и широкой гласности. В ближайшее время в соответствии с требованиями Земельного кодекса областным акимам надо внести в Правительство предложения по предельным размерам земельных участков, которые могут находиться в частной собственности.
Предстоит совершенствовать водные отношения, обеспечить создание и регистрацию гидромелиоративных кондоминиумов и способствовать объединению водопользователей в ассоциации и кооперативы. Ряд изменений произведен в системе управления аграрной наукой, сельскими территориями, водным, лесным и рыбным хозяйствами. При этом много прав и имущества передано на места, в частности, основная часть лесного фонда. Но должен сказать, что, к сожалению, ситуация с пожарами, незаконными рубками и другими нарушениями лесного законодательства существенно не улучшается. И что тревожно, продолжается примиренческое отношение к такого рода нарушениям.
Большие задачи стоят и по реализации государственной Программы развития сельских территорий. Речь прежде всего идет о селективном инвестиционном финансировании в точном соответствии с перспективностью регионов, а также – создании условий для миграции населения из экономически бесперспективных поселений. Следует отметить, что с началом реализации государственной агропродовольственной Программы в 1,8 раза возросли объемы финансирования из республиканского бюджета: в первом полугодии получено 25 миллиардов тенге. Местные бюджеты предоставили 1 миллиард тенге. В рамках программы развития сельских кредитных товариществ с начала года выделено 755 миллионов кредитных ресурсов, их общий объем составил более 2 миллиардов. По программе лизинга для селян закуплено около 600 единиц уборочной сельхозтехники на сумму 3,2 миллиарда тенге. Из этих примеров видна всевозрастающая помощь страны аграрному сектору.
Как следствие, становится заметной и отдача от села. Достигнутая ранее стабильность постепенно трансформируется в реальный экономический рост. В первом полугодии валовое производство выросло на 5,2 процента. Рост поголовья скота составил от 6 до 13 процентов, от 5 до 15 процентов возросли объемы производства всех видов животноводческой продукции. Растет и экспорт зерна. В первом полугодии он увеличился на 14 процентов и превысил 3,5 миллиона тонн, а количество стран-импортеров расширилось с 23 до 38. Что касается объемов переработки сельхозсырья, то производство молочных продуктов увеличилось на 10 процентов, фруктовых и овощных соков – на 18, растительного масла – в 2,2 раза. В нынешнем году, несмотря на сложные погодные условия, по прогнозам специалистов ожидается неплохой урожай. Благоприятная ситуация складывается для Казахстана и на рынке зерна, и этим надо умело воспользоваться, организованно проведя уборочную кампанию. Для этого имеются все возможности. При этом, однако, нельзя упускать из вида мероприятия по подготовке к зимовке и к следующему сельскохозяйственному году. Акимам надо соблюдать достоверность предоставляемых отчетных данных. Тем более что с этого года в каждом сельском округе введены должности статистических работников.
Хочу еще раз привести слова Главы государства, что реализация государственной агропродовольственной Программы является всеобщим делом. Между тем это подтверждается далеко не везде. Так, в текущем году, накануне уборочной страды необоснованно взвинтили цены на горюче-смазочные материалы. Из-за деятельности посреднических структур только за последние двадцать дней они выросли на 40 процентов, на 46 процентов превысив уровень августа прошлого года. Мы надеемся, что Министерство энергетики и минеральных ресурсов и Агентство по регулированию естественных монополий разберутся в сложившейся ситуации и сельчане смогут получить ГСМ по реальной стоимости, ведь поддержка села сегодня не только экономический, но и политический вопрос.
|
|
|
|