ГАЗЕТА
№ 38 (91)
24-30.09.2004
  Первая страница
  Подробности
  Политика
  Выборы-2004
  Здоровье
  Экономика
  Душа народа
  Агромаркетинг
  
  Интеграция
  Глобус
  Увлечения
  На досуге
  Всем обо всем
  События недели


  РАЗНОЕ
  Архив
  Обратная связь
  ВМЕСТЕ С НАМИ
  ВАЛЮТА, ПОГОДА

Kazakhstan Financial Market



Вся погода
  ПОЛИТИКА  

ГРЯДЕТ РЕФОРМА.
Административная

   Глава государства Нурсултан Назарбаев объявил о начале широкомасштабной административной реформы. В выступлении на расширенном заседании Правительства 17 сентября Президент обозначил основные направления реформирования государственного аппарата. Цель грядущих мер – формирование эффективной управленческой вертикали. Причина проведения нынешних реформ в сфере государственного управления, по мнению Президента, в неадекватности существующей системы в решении поставленных задач.

   По поручению Главы государства проведен функциональный анализ системы государственного управления, изучен мировой опыт и подготовлены предложения по ее совершенствованию. Основываясь на результатах проделанной работы, Президент сформулировал ряд конкретных предложений.

   В соответствии с Посланием «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» перед государственными органами стоят масштабные задачи по продолжению структурных реформ, отметил Президент. В плоскость реальных дел должна перейти реализация индустриально-инновационной стратегии и программы жилищного строительства. Необходимо дальше осуществлять агропродовольственную программу уже на более качественном уровне, с ориентацией на функционирование в условиях открытого рынка.

   Первое предложение касается совершенствования структуры центрального уровня управления. По мнению Главы государства, структура Правительства и каждого государственного органа должна определяться исходя из четкого разделения функций выработки политики, ее исполнения и контроля. Нельзя, чтобы один орган сам писал правила, сам же их реализовывал, а потом и контролировал. Для этого Нурсултан Назарбаев предложил следующее распределение функций: за министерствами закрепить стратегические функции, то есть выработку государственной политики в той или иной сфере управления, а осуществление реализационных и контрольно-надзорных функций передать комитетам, входящим в состав министерств.

   В настоящее время, кроме 16 министерств, функционирует 11 самостоятельных агентств, часть руководителей которых не входит в состав Правительства. Однако они формируют государственную политику по определенным направлениям. Президент считает, что при этом не отрегулированы вопросы ответственности и подотчетности данных органов, а их значительное число приводит к отсутствию должной управляемости и усложненности государственного управления. Поэтому агентства, за исключением трех непосредственно подчиненных Правительству, предлагается передать в ведение соответствующих министерств в качестве комитетов.

   На основе вышеизложенных подходов Президент страны также предложил пересмотреть структуру Правительства и министерств. При этом количественный состав министерств не меняется, но совершенствуется их качественная структура и нацеленность на реализацию приоритетных задач. Так, для эффективной реализации Стратегии индустриально-инновационного развития страны, по мнению Н. Назарбаева, необходимо усилить функции Министерства индустрии и торговли. Под это ведомство будут отнесены функции в области развития туризма, защиты и развития конкуренции, выработки политики в области информатизации и развития IT-технологий, формирования идеологии «электронного правительства», с созданием отдельного комитета по информационным технологиям.

   В свою очередь, Комитет по поддержке малого бизнеса следует упразднить, с передачей его функций в центральный аппарат министерства. А вопросами непосредственной поддержки малого предпринимательства, отметил Н. Назарбаев, должны заниматься акимы регионов. Так же, учитывая приоритет жилищного строительства на ближайшие годы, Комитет по делам строительства будет преобразован в Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

   В связи с необходимостью концентрации усилий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования Министерство охраны окружающей среды следует преобразовать в Министерство экологии и природных ресурсов. Ему должны быть переданы контрольно-надзорные функции министерств энергетики и минеральных ресурсов, сельского хозяйства, по охране недр, лесных, рыбных, водных ресурсов, животного мира. А хозяйственные функции и ведомственный контроль в сфере лесного, рыбного, водного хозяйства останутся в Министерстве сельского хозяйства, сообщил Президент. Поскольку функции по охране недр передаются в ведение Министерства экологии и природных ресурсов, необходимо реорганизовать Комитет геологии и охраны недр.

   При Министерстве сельского хозяйства, заявил Нурсултан Абишевич, следует создать Комитет по ветеринарному и фитосанитарному надзору с территориальными подразделениями. Функции контроля по исполнению законодательства о зерне, племенном деле, семеноводстве, регистрации тракторов и другой сельхозтехники следует возложить на территориальные подразделения министерства с последующей, в перспективе, их передачей исполнительным местным органам.

   Деятельность Министерства энергетики и минеральных ресурсов должна быть сконцентрирована на развитии топливно-энергетического сектора страны, отметил Президент. Подготовку энергетических организаций к работе в осенне-зимний период следует передать на места, поскольку эти вопросы относятся к компетенции исполнительных местных органов, за исключением координации деятельности национальных компаний, считает Глава государства.

   Реорганизация коснется и Министерства транспорта и коммуникаций. Нурсултан Назарбаев предложил в силу сходных функций объединить комитеты автомобильных дорог и строительства и железнодорожного транспорта в единый Комитет развития транспортной инфраструктуры. В ведение министерства следует передать часть функций реорганизуемого Агентства по информатизации и связи с созданием Комитета по связи.

   Будут усилены полномочия Министерства экономики и бюджетного планирования, осуществляющего общеэкономические функции и функции межотраслевой координации. В состав министерства, считает Президент, следует передать Агентство по статистике, с преобразованием последнего в комитет. Кроме того, необходимо образовать в составе Министерства департамент по регулированию госпредпринимательства (нацкомпании, РГП) с передачей ему части функций и численности Комитета по госимуществу и приватизации Министерства финансов, за исключением фискальных. Данное ведомство займется формированием политики государственного предпринимательства, выработкой предложений по расширению или сокращению участия государства в отдельных секторах экономики, рассмотрением и согласованием планов развития компаний с учетом среднесрочных приоритетов развития стран, анализом и оценкой эффективности деятельности национальных компаний, подготовкой так называемой «дивидендной политики».

   Под единым началом будет сконцентрирована фискальная функция государства. Так, Агентство таможенного контроля планируется преобразовать в Комитет и передать в ведение Министерства финансов. Агентство по госзакупкам ожидает упразднение, с передачей его функций по законотворчеству Министерству финансов, а контрольных – вновь создаваемому Комитету финансового контроля и государственных закупок.

   Основной задачей Министерства финансов является организация исполнения республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов, методологическое руководство, отметил Н. Назарбаев. В связи с этим, считает он, целесообразно сократить центральный аппарат министерства с возложением на него общего методологического руководства и аналитической работы.

   Что касается министерств социального блока, то, по словам Главы государства, в ведение Министерства труда и социальной защиты населения необходимо передать Агентство по миграции и демографии, с переименованием последнего в Комитет по миграции, в связи с тем, что основные его функции связаны с регулированием миграционных процессов.

   Структурные изменения коснутся и Министерства здравоохранения. По предложению Президента Комитет фармации, фармацевтической и медицинской промышленности намечено преобразовать в Комитет фармации. В последующем будет создан Комитет по контролю качества медицинских услуг, с передачей ему функций Министерства по осуществлению контроля за соблюдением стандартов в области здравоохранения.

   Министерству образования и науки поручается преобразовать Высший аттестационный комитет в Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки, с передачей ему контрольно-надзорных и регулирующих функций министерства. Также в ведение министерства задумано передать из Министерства транспорта и коммуникаций Аэрокосмический комитет.

   По мнению Главы государства, функции регулирования в сфере культуры, информационной политики, межнационального согласия, развития языков, архивов и спорта целесообразно объединить в рамках единого ведомства – Министерства культуры, информации и спорта. Территориальные же подразделения Министерства информации следует упразднить, так как они дублируют функции местных исполнительных органов. На базе Комитета по управлению архивами и документацией следует создать Комитет информации и архивов, который будет осуществлять контрольно-надзорные и регулирующие функции. В связи с реорганизацией Агентства по туризму и спорту при министерстве Президент предложил создать Комитет по делам спорта.

   В Министерстве иностранных дел Комитет по делам СНГ предлагается упразднить, а его функции передать в соответствующий департамент в министерстве, с выделением специального заместителя министра по вопросам СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП.

   Особое внимание Глава государства уделил структурной реформе правового и силового блоков Правительства. В отношении Министерства юстиции Глава государства сказал, что на Комитет регистрационной службы необходимо возложить функции регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, актов гражданского состояния, документирования и регистрации граждан. Кроме того, следует создать Комитет по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению, возложив на него функции Министерства по лицензированию нотариальной, адвокатской деятельности и функции контроля за качеством юридических услуг.

   Вопросы безопасной жизнедеятельности человека выходят в последнее время на первый план, отметил Глава Казахстана. Это связано с ростом природных и техногенных катаклизмов, различных аварий. Мы должны быть готовы к их предупреждению и ликвидации последствий. В этой связи Президент предложил усилить роль Агентства по чрезвычайным ситуациям с преобразованием его в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

   Таким образом, из 16 существующих Агентств сохраняются только три, которые непосредственно будут подчинены Правительству. Это Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), по управлению земельными ресурсами и по регулированию естественных монополий.

   Вторая группа вопросов касается разграничения полномочий между уровнями государственного управления и реформирования структуры местного государственного управления. По словам Президента, всего на данном этапе предусматривается передача на местный уровень более 100 функций. Это, прежде всего, функции по регулированию деятельности в сфере архитектуры и градостроительства, охрана окружающей среды, деятельности субъектов естественной монополии и т. д. На подходе другие законопроекты, и на следующем этапе будут переданы на места еще более 100 функций.

   Вместе с тем проведенный в регионах по поручению Главы государства анализ показал, что исполнительные местные органы не перестроили работу в соответствии с новыми требованиями. Президент отметил, что создание эффективной структуры местного управления сегодня – ключевой вопрос государственной политики, и предложил следующую унифицированную типовую структуру местного государственного управления (не включая аппараты акимов):

   в области – 20 департаментов/управлений; в городе республиканского значения (столице) – также 20 департаментов/управлений, но с учетом особенностей этих городов; в районе и городе областного значения численностью свыше 50 тысяч человек – 9 отделов; численностью менее 50 тысяч – 6 отделов.

   Что касается исполнительных местных органов областного уровня, то они, по мнению Главы государства, должны формироваться в форме департаментов (при численности не менее 18 единиц), управлений (при численности не менее 12 единиц), отделов (при численности не менее трех единиц). Образование этих структур, а также формирование аппаратов акимов городов районного значения и районов, в городах должно осуществляться акимами только в пределах существующей штатной численности. Действующая штатная численность исполнительных местных органов увеличена не будет.

   Исходя из необходимости укрепления сельского уровня управления, Президент считает необходимым зафиксировать лимит штатной численности аппаратов акимов сельских округов. Средства на эти цели выделены, а примерная функциональная структура аппаратов разработана.

   Третье направление реформирования – дебюрократизация.

   Н. Назарбаев заявил о необходимости продолжить работу по упрощению порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов и эффективному внедрению принципа так называемого «одного окна». В соответствии с поручениями Главы государства в настоящее время предусматривается к сокращению более 42 процентов лицензируемых видов и подвидов деятельности. Вместе с тем, сказал Нурсултан Назарбаев, следует взвешенно подходить к этому процессу. Сокращение – не самоцель. Лицензирование необходимо там, где это касается вопросов жизни и безопасности людей.

   Глава государства поручил Правительству до конца октября текущего года разработать концептуальные подходы к формированию в целом государственной разрешительной системы и внести на рассмотрение Президента. На сокращение различных бюрократических процедур при реализации государственных функций должна быть ориентирована и предполагаемая к созданию информационная система «электронного правительства». Будет продолжена передача государством функций, связанных с оказанием различного рода конкурентных услуг, в том числе платных, в рыночную среду. В то же время, подчеркнул Глава государства, должна быть усилена ответственность должностных лиц за передачу контрольных функций государственным предприятиям и организациям, не обладающим статусом государственного органа.

   Четвертая составляющая реформ – совершенствование государственной службы.

   По мнению Нурсултана Назарбаева, профессиональный уровень аппарата все еще остается низким. В сегодняшних условиях акцент должен быть сделан на качестве предоставляемых государством услуг. Поэтому необходимо поэтапное внедрение во всех государственных органах стандартов качества оказания услуг, обучение государственных служащих с целью создания имиджа госслужащего. Вместе с тем, отметил Президент, необходимо обеспечить привлечение высококвалифицированных кадров на государственную службу, сохранить профессиональный кадровый потенциал, сократить административную коррупцию. Для этого необходимо прямое повышение заработной платы госслужащим и ее приближение к уровню оплаты труда в частном секторе как наиболее приемлемый метод повышения эффективности работы госаппарата. «Электронное правительство» и повышение зарплаты – основные меры по борьбе с коррупцией, отметил Глава государства и поручил Правительству определить пилотные министерства, которым предоставляется право предусматривать резерв для привлечения высококвалифицированных специалистов с высокой оплатой труда по решению руководителя.

   Пятым пунктом программы мер Глава государства определил совершенствование управления государственным сектором экономики. Несмотря на принимаемые меры, регулирование деятельности национальных компаний и госпредприятий в настоящее время недостаточно эффективно, считает Президент. Деятельность Комитета по госимуществу и приватизации в основном сконцентрирована на получении доходов от использования и приватизации госимущества и соответствующем контроле. Участие же государства в процессе управления и принятии управленческих решений, осуществляемое через своих представителей в советах директоров акционерных обществ, все более становится формальностью. При этом низка их ответственность. В этой связи, отметил Нурсултан Абишевич, необходимо тщательно изучить практику введения института независимых директоров. Правительству, сказал Президент, до конца года необходимо четко определиться по созданию государственной холдинговой компании, проанализировать деятельность институтов развития и представить предложения по повышению эффективности их взаимодействия.

   В заключение Нурсултан Назарбаев еще раз отметил, что в целом предлагаемые меры направлены на дальнейшее совершенствование системы государственного управления. Он поручил Правительству в десятидневный срок обеспечить подготовку необходимых документов по реорганизации структуры государственного управления, а до 1 декабря обеспечить внутреннюю реорганизацию министерств и их ведомств. В этот же срок поручено внести предложения по реализации других мер административной реформы, озвученных на заседании.

Всеволод СЕРГЕЕВ


               

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию 
Написать вебмастеру 
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»