|
|
ПОЛИТИКА |
|
(Окончание. Начало на 1-й стр.) |
ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ... |
Весь земельный фонд Республики Казахстан составляет сегодня 272,5 миллиона гектаров. Из них 120,8 миллиона (44,3%) – это так называемые земли запаса. О передаче же в частную собственность речь идет лишь о 90,9 миллионов гектаров (33,4%), составляющих площади сельскохозяйственного назначения. Из них 59 миллионов (65%) – пастбища, 20 миллионов (22,3%) – пашня, далее идут залежи, сенокосные земли, многолетние насаждения и другие угодья. В свою очередь, пастбища, если используются двумя и более хозяйствующими субъектами, не подлежат передаче в частные руки. Поэтому, из общей площади земель сельскохозяйственного назначения для передачи в частную собственность, интерес предоставляют лишь 20 миллионов гектаров пашни (8% всех земель).
По словам вице–Премьера-Министра, сегодня в частной собственности находится 400 тысяч гектаров земли. Это личные подсобные хозяйства – 224,2 тысяч гектара (55,8%), участки под садоводство и дачное строительство – 87,6 тысяч (87,6%), 40,5 тысяч гектаров (10%) находится под индивидуальным строительством, 38 тысяч гектаров (9,5%) заняты предприятиями промышленности, транспорта и связи и т.д., другие сервисные службы владеют 11,8 тысячи гектарами (2,9%). Таким образом, сегодня 2,8 миллиона казахстанцев уже являются частными собственниками земли.
На площади сельхозназначения предусмотрено три вида землепользования – постоянное, временное (аренда) и частная собственность. К постоянным землепользователям будут отнесены государственные юридические лица, без права на совершение каких-либо сделок с землей, кроме передачи в виде служебного надела. Временное землепользование предусматривает аренду земли иностранцами и иностранными юридическими лицами на срок не более 10 лет, при этом запрещаются какие-либо сделки с правом аренды, кроме передачи в залог. Этот вид землепользования также позволит арендовать землю гражданам, физическим и негосударственным юридическим лицам Казахстана, сроком до 49 лет, но без права других каких-либо сделок, кроме передачи в залог.
И, наконец, третий вид землепользования – частная собственность. Она позволит гражданам, физическим и негосударственным юридическим лицам выкупать земли по полной оценочной стоимости или же по льготной цене. При этом она может продаваться только гражданам Республики Казахстан (иностранцы могут быть лишь арендаторами на 10 лет). При выходе же из гражданства РК земельный участок подлежит возврату государству, или право собственности на него должно быть переоформлено в право аренды, сроком до 10 лет. Следует обратить внимание, что при продаже земель преимущественным правом будут обладать люди с сельскохозяйственным образованием, имеющие опыт работы в аграрном секторе и проживающие в сельской местности.
И еще одна немаловажная деталь, которая была особо подчеркнута Ахметжаном Есимовым. В проекте Земельного кодекса предусмотрены некоторые ограничения частной собственности. Так, не могут быть переданы в частное владение участки: используемые в оборонных, таможенных нуждах, находящиеся под инженерно-техническими и коммуникационными сооружениями, возведенными для защиты и охраны Государственной границы РК; занятые водным фондом, магистральными железнодорожными сетями и автомобильными дорогами общего пользования. Кроме этого, в раздельную собственность граждан и негосударственных юридических лиц не могут быть представлены пастбища и сенокосные угодья, используемые и предназначенные для нужд населения; обводнительные сооружения совместного пользования (каналы, сбросы, колодцы, пункты водопоя и т.д.). Предусмотренный проектом институт сервитута (права) предоставит государству, в случае необходимости, ограничение целевого пользования чужого земельного участка (например, проезд или проход через него к объектам общего пользования – кладбищам, погребениям и иным культовым объектам и т. д.). При определенных обстоятельствах государство оставляет за собой право изъять землю у собственника, в том числе, путем выкупа.
|
Где вода, там – жизнь |
Произнося привычное «Вода – источник жизни», мы не всегда осознаем истинную ценность этих слов. Есть в стране целые регионы, экономика которых может просто рухнуть без водопроводных сетей и ирригационных сооружений (дамбы, каналы, плотины, водохранилища). Помните, как два года назад, Махтаральский район – один из крупнейших производителей хлопка – остался без урожая из-за нерешенных проблем с водой.
Отсутствие законодательной базы, регулирующей сельскохозяйственное водопользование и отношения собственности на ирригационные сооружения, привели к тому, что из-за высокой стоимости услуг по доставке воды в хозяйствах южных областей образовалась дебиторская задолженность в размере 408 миллионов тенге, что практически превратило их в убыточные предприятия. Поэтому, наравне с проектом Земельного кодекса, правительство разработало и проект Водного кодекса, который призван решить эти наболевшие проблемы. Он предусматривает принципиально новые схемы управления водным хозяйством республики. Основными моментами здесь являются: разделение собственности на республиканскую ( в подчинение Комитету по водным ресурсам Минсельхоза); коммунальную (акимам областей) и частную (водопользователям); субсидирование услуг по доставке поливной воды водопользователям; осуществление разового ремонта особо аварийных каналов.
Таким образом, вносится ясность в отношения собственности в водном хозяйстве и, соответственно, в разделение ответственности.
|
Шел я лесом, с интересом |
В структуре управления лесным хозяйством произошли и ожидаются еще большие изменения. Проект нового Лесного кодекса, находящийся на рассмотрении в Парламенте, предусматривает ряд кардинальных новшеств, основными моментами которых станут разделение функций между центральными и местными исполнительными органами и введение института частного лесовладения.
По словам А. Есимова, согласно старого Кодекса, принятого еще в 1993 году, Комитет по лесному и охотничьему хозяйству отвечал за сохранность лесов, проводил противопожарные мероприятия, использовал и предоставлял леса в аренду. Получалось так, что комитет решал все эти вопросы, находясь в столице, и по причине большой отдаленности и оторванности, об его эффективной работе не могло быть и речи. Даже при пожаре местные органы власти не принимали каких-либо мер, ожидая их со стороны центральных органов, то есть комитета.
Сегодня все 124 государственные лесные учреждения, вместе с финансовыми составляющими, переданы акимам областей. Им же соответственно переданы функции по охране и использованию лесов, борьбе с пожарами. За государством, в лице комитета, остаются лишь контрольно-надзорные функции и содержание так называемых особо охраняемых территорий – национальных парков и заповедников.
В проекте нового Лесного кодекса впервые предусмотрено такое понятие как частный лесовладелец. Леса, создаваемые им на своей земле и на свои средства, будут считаться его частной собственностью.
|
Страховка придаст уверенности |
Известно, что основные площади растениеводства, в частности зернового, находятся в зоне так называемого рискованного земледелия. Поэтому, по мнению вице–Премьера-Министра, необходимо решить вопросы страхования, как это принято во всем цивилизованном мире. Если Парламент поддержит проект Закона «Об обязательном страховании в растениеводстве», то, считает Ахметжан Есимов, сельское хозяйство страны поднимется на качественно новый уровень. Появится возможность рентабельного развития даже в случаях каких-либо природных катаклизм ( засуха, наводнения, град и т.д.) благодаря страховочным механизмам.
Страхование, убежден он, необходимо проводить по всей стране, без деления на регионы по погодным и климатическим условиям, чтобы снизить риск для страховых компаний, которые идут в аграрный сектор с большой опаской. Страховой взнос предполагается ограничить в пределах 2 – 3,5 доллара за один гектар земли. При наступлении так называемого страхового случая сумма возврата, с учетом всех затрат, составит не менее 40 долларов на каждый гектар. Половину потерь крестьянам будет возмещать государство, половину – страховая компания. На эти цели в бюджете уже предусмотрены средства. И если данный законопроект удет принят до осени, считает он, то заложенный в бюджете один миллиард тенге пойдет на страхование посевов озимых культур уже в этом году. В следующем, с учетом затрат весенне-осенних полевых работ, предусмотрено выделение уже двух миллиардов тенге страховочных средств.
Тем временем, члены Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента, где идет работа по подготовке данного документа, настроены еще решительнее. Так, по мнению депутата Владимира Асанова, законопроект необходимо принять до посевных работ нынешнего года, чтобы крестьяне почувствовали на себе преимущества новых рыночных механизмов и обрели уверенность. Но при этом, считает он, для сельхозпроизводителей будет оказана ощутимая поддержка, если в проекте предусмотреть положение о внесении страховых вносов не в один, а как минимум, в два приема. Вероятно, что не все крестьяне смогут сразу найти средства на составление страхового договора. Да и сумма возврата, по мнению депутата, должна быть не сорок долларов за гектар, а несколько больше, соразмерно затратам, понесенным крестьянами в случае форс-мажорных обстоятельств.
|
|
Не надо ждать каких-то кредитов или государственного закупа произведенной продукции. Этого не будет, так как сегодня ситуация в корне изменилась. Агропромышленный комплекс, как и вся экономика страны, работает в условиях рыночных взаимоотношений, и возврата к прошлому не будет.
|
|
Наука побеждать |
Немалая роль отводится вопросу совершенствования деятельности и повышения эффективности аграрной науки. В прошлом году Минсельхозу переданы все научно-исследовательские институты и опытные станции. После внимательного изучения деятельности тридцати НИИ, в министерстве пришли к выводу о неэффективности их работы и принялись за реформирование этой сферы. Уже создан департамент, в непосредственное подчинение которому после реорганизации преданы девять НИЦ и один НИИ. Теперь, по словам А. Есимова, научно-исследовательский центр и институты будут работать сообща, с учетом интересов сельхозпроизводителей. За научными учреждениями, в свою очередь, закреплены 25 опытных хозяйств. Все реформы в этой отрасли, по его признанию, готовились с учетом опыта западных стран, в частности Голландии, занимающей третье место в мире по экспорту сельхозпродукции благодаря высоким достижениям в сельскохозяйственной науке.
|
Что написано пером |
Теперь, что касается содержания самой Государственной агропродовольственной программы на три ближайших года.
Ее основной целью – и она была четко обозначена в апрельском Послании Президента страны - станет обеспечение продовольственной безопасности Казахстана на основе формирования эффективной системы производства конкурентоспособной сельхозпродукции.
По мнению главного агрария, отличительной особенностью Программы стало подкрепление намеченных мер реальными финансовыми ресурсами. Для ее реализации уже на этот год из бюджета выделено 40,8 миллиарда тенге, в 2004 году планируется выделить 49,5 миллиарда, а в заключительном 2005-м сумма государственной помощи достигнет 55,2 миллиарда. Если говорить конкретно, то эти средства, прежде всего, пойдут на борьбу с особо опасными болезнями животных и растений, на субсидирование производства элитных семян, минеральных удобрений, гербицидов, протравителей, услуг по доставке поливной воды, проверку семян, ремонт аварийных каналов, кредитование посевных и уборочных работ, закуп зерна, укрепление машинно-тракторного парка, переработку сельхозпродукции, создание альтернативных систем кредитования.
Безусловно, не останутся без внимания вопросы, связанные непосредственно с растениеводством и животноводством. От их решения зависит самое главное – увеличение производства качественной сельхозпродукции. Этот вопрос актуален и потому, что Казахстан стоит на пороге вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
В последние годы, к сожалению, в крестьянской практике все реже встречается такое понятие, как «культура земледелия». А низкий уровень организации агротехнических работ соответственно ограничивает экспортные возможности производителей. Для увеличения выпуска продукции растениеводства и повышения его экономической эффективности, планируется расширить площади под рентабельные виды сельскохозяйственных культур. Структура их посевов будет адаптирована к природно-климатическим условиям регионов. В западных областях страны, например, увеличатся площади озимых пшеницы и ржи, а в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской – будут увеличены площади под твердую пшеницу, зернобобовые и зернофуражные сорта. Посевы крупяных и масличных расширятся в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, под кукурузу, сою и сахарную свеклу – в Алматинской и Жамбылской областях.
Повышение эффективности животноводства связано с улучшением племенного стада и условий его содержания, с внедрением передовых, высокопродуктивных технологий разведения скота. Согласно агропродовольственной программе произойдет частичное (до 50 процентов) удешевление племенного молодняка и другой продукции. Специальные шаги будут предприняты для увеличения поголовья коров, развития овцеводства, свиноводства, коневодства, верблюдоводства и птицеводства. В основном, вся продукция по этим отраслям ориентирована на внутренний рынок.
В результате принятых мер к 2005 году в агропромышленном комплексе страны должны быть созданы базовые условия для производства конкурентоспособной продукции, разработаны механизмы устойчивости системы продовольственной безопасности, сформированы сбалансированные рынки производства и продажи, расширен экспорт продукции сельчан.
|
К прошлому возврата нет |
В заключение Ахметжан Есимов отметил, что подъем сельской экономики будет идти, как за счет усилий самих сельских товаропроизводителей, их крестьянской смекалки и творческого подхода к делу, так и за счет государственной поддержки, которая выразится в создании благоприятных экономических условий для плодотворного труда.
В то же время, вице–Премьер-Министр сельского хозяйства предостерег от еще существующих иллюзий и бытующего ошибочного мнения о якобы начинающегося тотальной поддержке сельского хозяйства, как это было в свое время при централизованной экономике. Не надо ждать каких-то кредитов или государственного закупа произведенной продукции, отметил он. Этого не будет, так как сегодня ситуация в корне изменилась. Агропромышленный комплекс, как и вся экономика страны, работает уже в условиях рыночных взаимоотношений, и возврата к прошлому не будет.
|
|
|
|