Вкладыш в формате PDF. Полоса 1-я. Вкладыш в формате PDF. Полоса 2-я.
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 3 (04)
17-24.01.2003
Поиск по сайту:
 
НОВОСТИ САЙТА
НА ГЛАВНУЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОДРОБНОСТИ
ПОЛИТИКА
НАШ КОММЕНТАРИЙ
ЭКОНОМИКА
МИР О НАС
КАРТА РОДИНЫ
ПАМЯТЬ
ПЕДСОВЕТ
ГЛОБУС
ЧАС ДОСУГА
КОЛОНКА
АРХИВ САЙТА
 
Kazakhstan Financial Market
 
 
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

   Вести хозяйство, не оглядываясь на опыт родственников, друзей, соседей – значит стоять на месте. Вот и наша, впервые публикуемая сегодня полоса «Зарубежный опыт», не только призвана расширить кругозор, но и кое в чем оказать практическую помощь. Здесь разместятся публикации о том, как в других странах решают насущные проблемы сельчане – обработку и удобрение почвы, защиту растений от вредителей, сохранение и эффективное использование фермерской техники. Вас ждут рассказы о новых технологиях выращивания различных культур и разведения домашних животных. И, конечно, наша работа немыслима без обратной связи с вами, читатели. Мы ждем писем с новаторскими идеями в области сельского хозяйства, которые применяете вы или ваши знакомые.

ВЕЧНЫЙ ВОПРОС:
в чьих руках должна быть земля?

   История развития аграрного сектора экономики наиболее передовых государств мира показывает, что ответ на вечный вопрос: в чьих руках должна находиться земля – не одинаков. Безусловно, изучение опыта зарубежных стран в этой области необходимо, хотябы затем, чтобы не повторить их ошибки и взять на вооружение самые лучшие наработки. Эта тема для нас наиболее актуальна сейчас, когда в Казахстане предстоит решить дилемму - как передать землю в частное пользование и при этом не нанести ущерб интересам государства, сохранить социальное спокойствие.

США
Частная собственность –
еще не гарантия сохранности

   США – одна из крупнейших стран, производящих аграрную продукцию. Примечательно, что здесь 98 процентов возделываемых земель сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности. Федеральное правительство имеет во владении значительное количество территорий, однако почти все они – пустыни и тундра, а также пастбищные и лесные угодья в малонаселенных регионах западной части и на Аляске.

   Государственные органы имеют право изымать земельную собственность при необходимости ее общественного использования. Еще одним мощным инструментом, влияющим на владение территориями, является земельный налог, размеры которого варьируются. Здесь часто применяется принцип более высокого налогообложения на краткосрочное владение землей и, наоборот, введения низких налогов на доходы при долгосрочном владении. В США еще в 1930 году на доходы от продажи земли, находившейся во владении до одного года, был введен налог в 100%, до двух лет - 80%, до пяти лет - 60%, до десяти лет - 40%, свыше десяти лет - 30%.

   Статистика и исследования показывают - крупнейшие фермы ежегодно увеличивают угодья главным образом за счет аренды. Ее доля в таких предприятиях достигла 45%, а во многих штатах страны даже превысила 50-процентный рубеж. Передача земли в аренду крупным фермерам улучшает экономическую эффективность ее использования. Неудивительно, что урожайность кукурузы в крупных хозяйствах достигает 84 центнеров с гектара, а в малых - 64 ц/га, картофеля - 380 и 235 ц/га, пшеницы -30 и 21 ц/га. Опыт показывает, что малоразмерные участки не позволяют использовать преимущества мелиорации, севооборотов, агрохимии и высокопроизводительной техники. А ведь все это - наиболее важные факторы индустриализации роста эффективности аграрного сектора.

   В Америке частная собственность на землю - отнюдь не гарантия сохранности самой земли. Рыночный механизм хозяйствования определяет необходимость получения прибыли любой ценой. Именно поэтому многие американские фермеры еще в начале века отказались от севооборота, перейдя к монокультурной системе, сокращали площади паров, вели повсеместную распашку, даже высокоэродированных земель. Результат известен: пылевые бури 30-х годов прошлого века, истощение плодородных земель, загрязнение водных источников.

   Сегодня значительная часть средств, которые могли быть использованы на производственные цели, через рентные платежи, по оценкам, превышающие 13 млрд. долл., перетекают на счета собственников, никак не связанных с сельским хозяйством. В США таких насчитывается 62% от их общего количества. Это же касается и выплат по различным государственным программам поддержки фермеров. По мнению специалистов, наличие их побуждает лендлордов (владельцев) поддерживать стоимость земли, тем самым сохраняя уровень ренты. По оценкам, около 10% правительственных субсидий (а это в последние годы 2-2,5 млрд. долларов) оседает у собственников земли.

Франция
Владение участком –
нелегкое бремя

   Во Франции существуют и мирно уживаются коллективные, частные и смешанные формы собственности на землю. Техника сельскохозяйственного производства и методы труда подвергались изменениям в течение XIX-XX веков, но принципы землевладения оставались неизменными.    В последние годы общественные формы собственности на землю в стране распространяются все больше. Среди причин этого явления можно назвать отказ большинства молодых землевладельцев быть прикрепленными к сельскохозяйственному производству. В сегодняшней Франции частное владение обширными площадями уже не является главной целью человека. Быть собственником, не обрабатывающим землю, скорее рассматривается как бремя. Эта привилегия потеряла всякое социальное значение главным образом в результате налоговой политики. Важным считается право пользования участком, а не факт собственности на него. Может быть, поэтому 50% земель находятся в аренде.    Смешанные формы собственности на землю, позволяющие объединить государство, территориальные коллективы, профессиональные органы и частные капиталы, приоритетны в современной Франции. Приобретать участок можно только в целях сельхозпроизводства, для строительства жилья или добычи полезных ископаемых. А покупателем или арендатором земли можно стать лишь при наличии определенной квалификации. Для получения участка в собственность необходимо взять обязательство лично, или с помощью родственников, заниматься сельхозпроизводством в течение девяти лет и проживать непосредственно на ферме или поблизости. Если собственник продает землю, преимущественное право на покупку имеет то общество по перестройке и улучшению аграрной структуры, которое приобретает территории для последующей передачи другим фермерам. Законы Франции предусматривают возможность экспроприации земли у собственника, не обрабатывающего ее или приведшего надел в упадок.

Австралия
Свободный выбор земель

   В Австралии до сих пор остается в силе и имеет правовое действие так называемый свободный выбор земель, принятый в XIX веке. Первоначально этот принцип предусматривал, что любой гражданин этой страны мог претендовать на получение земельного участка определенного размера (от 200 до 800 га, в зависимости от плодородия почвы). В сегодняшней Австралии закон оставлен в силе, но уменьшены размеры территорий и увеличены обязательства, налагаемые на концессионера. Владелец земли должен выстроить дом, обработать часть территории, жить на своем участке.    Наряду с продажей широко распространено правило сдачи земли в аренду. В Австралии действует закон, разрешающий арендовать землю на 99 лет за ежегодную ренту, равную 4% стоимости территории. Таким образом, государство не теряет на веки права собственности на землю и обеспечивает себе регулярный доход. Еще одним законом разрешена экспроприация слишком крупных землевладений в общественных интересах. Особая палата определяет цену экспроприируемой территории, государство выкупает ее и затем распродает или сдает в аренду более мелкими участками.    Современное аграрное законодательство Австралии исходит из того, что государство должно иметь монополию на земельную собственность и предоставлять каждому желающему в пользование столько земли, сколько ему нужно для прокормления себя и своей семьи, при непременном условии, чтобы он лично ее обрабатывал.    Примечательно, что все общественные сооружения – земли, по которым проложены железные дороги, автомобильные магистрали, на которых выстроены морские порты, крупные заводы - находятся в государственной собственности.

Германия
Купить гектар за…
миллион

   В стране свыше 95% сельскохозяйственных земель находится в частной собственности. При этом, немецкое законодательство жестко требует разрешения властей при покупке сельскохозяйственных территорий. В частности, право имущественного приобретения угодий предоставлено тем, кто живет и работает на земле, за исключением случаев дарения или обмена. Покупать землю может лишь тот, кто в течение 10 лет был ее арендатором. Продажа участка человеку, не занимающемуся аграрной деятельностью, рассматривается как «нездоровое перераспределение», что категорически запрещается. Сельскохозяйственные угодья в Германии стоят дорого: от 5 до 15 марок за квадратный метр. Следовательно, 1 гектар обойдется в «кругленькую» сумму от 0,5 до 1,5 миллионов марок.

   Однако, не во всех развитых странах мира частная собственность на землю является доминирующей. Так, например, в Канаде частное владение земли не превышает 10%. Все остальные территории принадлежат государству. Конституцией этой страны предусматривается исключительное право провинций на владение угодьями. Для предотвращения злоупотреблений при продаже государственных земельных участков все операции производятся на открытых аукционах. В Израиле в государственной собственности находится почти 91% сельхозугодий, продаются и покупаются права пользования земельными территориями. Крестьяне Израиля на государственно-кооперативных землях создали, по мнению многих специалистов, весьма рентабельные кооперативные хозяйства – кибуци. А в Китае, где нет частной собственности на землю, наблюдается наиболее высокий прирост сельскохозяйственной продукции.

Страницу подготовила Юлия НИТЧЕНКО
НА ГЛАВНУЮ ПЕРВАЯ ПОЛОСА ПОДРОБНОСТИ ПОЛИТИКА НАШ КОММЕНТАРИЙ ЭКОНОМИКА
МИР О НАС КАРТА РОДИНЫ ПАМЯТЬ ПЕДСОВЕТ ГЛОБУС ЧАС ДОСУГА
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан