А «закордонное» все еще вкуснее?..
импортозамещение
По данным республиканского статагентства, ввезенный в минувшем году ассортимент колбасных изделий составил 42 процента, мясных – 64, молочных – 98, масла сливочного – 60 и мяса птицы – 48 процентов. Почему же в условиях развития собственного производства казахстанский потребитель все еще ориентирован на ввозимый продукт, не говоря уже о реализации отечественных экспортных намерений? О том, что можно сделать для улучшения этой ситуации, и что уже сделала служба организованного закупа животноводческой продукции, ее переработки и насыщения прилавков качественным продуктом, рассказал корреспонденту «АК» президент ЗАО «Мал онимдери корпорациясы» Онгар Далубаев.
– Сегодня во всех регионах республики открыты наши представительства, создана заготовительная сеть. Закупаем молоко, мясо, шерсть, кожсырье и на личном подворье, и в сельхозформированиях. И те кредиты, выделяемые корпорации в рамках бюджетных программ на условиях возвратности, направлены на поддержку в первую очередь сельхозтоваропроизводителей. Например, для развития молочного производства мы обеспечили многие хозяйства высокопродуктивным поголовьем. Себестоимость «нашего» сухого обезжиренного молока в сезон его массового производства составила 220, а сливочного масла – 270 тенге за килограмм при ценах на внутреннем рынке соответственно 300-310 и 330-340 тенге.
По мясу ситуация несколько иная. Так, если удельный вес закупленного молока на рынке равняется 4,6 процента, то мяса – 0,04 процента. Это связано не только с высокой себестоимостью организаванного закупа , но и качеством продукции. Ведь по сей день 85 процентов забоя осуществляется на крестьянском подворье. О какой рентабельности продаж можно говорить, если заработанное не закрывает затрат по хранению, реализации и расчетов по кредитам.
– В последние годы закупом той же шерсти занимались все, кому не лень. Заезжие коммерсанты из стран дальнего и ближнего зарубежья буквально за бесценок вывозили сырье за пределы республики. Удельный же вес промышленной переработки у нас едва достигал 1 процента от производимых объемов...
– В минувшем году нам удалось добиться роста закупочных цен на шерсть немытую на 60-65 процентов, полутонкую – 50-55, полугрубую – 55-60, грубую – 40-45 процентов. Налажена глубокая переработка верблюжьей и овечьей шерсти, идет выпуск пряжи, трикотажных изделий, стеганых и суконных одеял на линиях ТОО «Асутор». Себестоимость заготовленной нами, например, тонкой мытой шерсти составила 400 тенге за килограмм, реализационная цена – 400-500 тенге при средних мировых ценах – 550-570 тенге за килограмм. А рентабельность продаж достигла 31,9 процента.
Предприятиям, производящим кожевенный полуфабрикат «Вет-блю», удалось в прошлом году увеличить экспортные поставки в Германию и Италию. Линии по переработке сырья возобновлены на аркалыкском ТОО «Умит», простаивавшем почти пять лет. На кожевенных заводах, начавших работать в Рудном, Балхаше, Семипалатинске, запущена не только глубокая переработка, но и линии по пошиву меховых изделий.
– Самый крупный кредит за минувшее двухлетие вашей деятельности – 1,5 миллиарда тенге – выделен корпорации в минувшем году. Насколько эффективно удалось разместить эти ресурсы?
– Прошлогодний бизнес-план по увеличению объемов производства, закупа и переработки животноводческой продукции удалось, к сожалению, реализовать лишь наполовину. И произошло это, в первую очередь, из-за изменений порядка государственного закупа. Если в 2002 году приобретение товаров, работ и услуг, в соответствии с разъяснениями Агентства РК по государственным закупкам, за счет кредитных ресурсов, представленных на условиях возвратности, не являлось предметом госзакупок, то в 2003 году нам указали, что денежные средства, выданные в кредит, должны использоваться только согласно законодательству. Это означает закуп на конкурсной основе. Можете себе представить, с каким «тормозом» мы столкнулись! Пока мы проводим все необходимые процедуры, время безвозвратно в условиях сезонного характера закупок упускается. При этой схеме работы заготовительного сектора, как показала практика, одни потенциальные поставщики продукции просто не успевают вовремя получить информацию, вторые – не могут принять участия в тендере из-за несоответствия требованиям, предъявляемым к ним. Что у нас в результате получилось? Из 21 открытого конкурса по госзакупкам победители лишь определены в 4 случаях, а 17 повторных тендеров, объявленных корпорацией, прошли впустую. Для разрешения проблемы мы разработали Правила организации и проведения госзакупок животноводческой продукции, сейчас они находятся на рассмотрении в соответствующих службах. Подготовлен также материал в Межведомственную комиссию по возрасту и реструктуризации кредитов, выдаваемых из республиканского бюджета, по вопросу уменьшения ставки вознаграждения и продлению сроков возврата. Положительное рассмотрение наших инициатив обеспечило бы своевременность займов, увеличение доходности заготовительного сектора, доступность расширения перечня глубокой переработки животноводческой продукции и как следствие конкурентоспособность казахстанского ассортимента.
Программа есть. Дело – за исполнителями
комментарий региона
Как и обещали, мы вновь возвращаемся к теме возрождения казахстанской глубинки. Первая статинформация по классификации сельских населенных пунктов Акмолинской области, как помнят наши читатели, вызвала неоднозначную реакцию. Однако факт, что характеристика социально-экономического развития региона давалась на местном уровне, а потом уже обобщалась на республиканском, едва ли нуждается в сомнении. Убедительным тому подтверждением является и комментарий к сегодняшней таблице «Классификация СНП Актюбинской области» начальника отдела развития сельских территорий регионального департамента сельского хозяйства Мурата Калиева.
– Из имеющихся в области 441 сельских населенных пунктов 358 отнесены к селам с высоким и средним, а 83 – с низким потенциалом развития. В связи с этим в рамках региональной программы на 2004-2006 годы планируется выделить из всех источников финансирования около 9 миллиардов тенге. Эти средства направляются на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры в них. За два года мы планируем построить 8 типовых школ, провести капитальный ремонт на 108 объектах образования. В активе сооружение 5 районных и сельскую больниц, а также областной туберкулезный диспансер и лечебные корпуса детского противотуберкулезного санатория «Чайка». Намечено, кроме того, строительство и реконструкция в селах области еще 48 различных объектов здравоохранения. Для расширения жилищного фонда на селе запланировано возведение 52 жилых домов для молодых специалистов и работников бюджетной сферы.
Сейчас идет процесс внутреннего перемещения населения из отдаленных и нежизнеспособных сел в места с более благоприятными условиями для проживания. В связи с этим на втором этапе реализации программы (2007-2010 г.) предполагается оптимальное расселение из 18 СНП, где проживает от 20 до 30 семей. Это в основном бывшие животноводческие точки, фермы и отделения. Расселение предполагается внутри районов в села, которые имеют развитую социальную сферу, дополнительный жилой фонд, возможность трудоустройства.
Впервые за многие годы начато строительство жилья по местной программе «Сельский дом»: в селах Кайнар Алгинского района, Степное Каргалинского района, Хлебодаровка Мартукского района за счет местного бюджета.
ведущая страницы дина нурсапарова
|