Газета издается с 10 декабря 2002 года
   Услуги Web-дизайна
СМИ новости
Вместе с нами



Валюта, погода

Kazakhstan Financial Market


Каталоги и рейтинги

Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы

Педсовет

   Концепция развития образования РК до 2015 года стала «любимой» темой обсуждения родителей и педагогов, мажилисменов. Последние обратились к Премьер-Министру с просьбой даже объявить мораторий на принятие этой концепции до конца 2004 года. Народные избранники считают, что новшества, предлагаемые министерскими чиновниками, несвоевременны. Между тем министр образования Жаксыбек Кулекеев убежден, что интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство немыслима без улучшения качества подготовки специалистов, а введение единого комплексного тестирования – веление времени. В высоких кабинетах точки над «и» расставлены. А что думают о концепции те, кого она-то и призвана осчастливить? Ответам на этот вопрос и посвящен очередной выпуск тематической страницы.

Со всех сторон

бектур кадыров

...А ПОЛУЧИТСЯ - КАК ВСЕГДА

   Обсуждение Концепции развития образования перешло в стадию референдума. Нужно или не нужно обучать детей тем или иным наукам, а если нужно, то до каких пределов, не забираясь в вузовскую программу? А сколько лет учиться в школе? А какой предмет главнее всех? Словом, вопросов не счесть, а ответов – тем более. И они, ответы, один умнее другого…

   Только удивляет один-единственный пункт: у ученых людей мнение спрашивают, а почему не спросили у «неучей», то есть у самих школьников?

    У некоторых, правда, все же спрашивают, но ответы у них подозрительно компетентны. Конечно, если спросить у двоечника, тот ответит, что учиться нужно по выходным, когда родители дома, а отдыхать всю оставшуюся неделю, когда их нет. Но ведь это балбесы-двоечники. А не спросить ли у середнячков, каково им приходится в школе? Какова обстановка в реальности? Ведь это они, середнячки, отражают истинное положение дел в нашем образовании, это они «лошадки, везущие хворосту воз».

   Если показать им почасовую раскладку учебных программ, они удивятся несказанно, когда узнают, что вместо литературы или информатики у них был субботник, или городской фестиваль, или встреча высокопоставленных гостей. Вот вам несколько важных тем отминусовано. Едкий писатель Зощенко сказал бы, что за такие отвлечения нужно наказывать, как за хищение социалистической собственности. Заложено, мол, столько-то часов на физику – отдай их все до единого именно на физику, а не на субботник.

   Самые несчастные дети – это те, кто занимается в музыкальных, художественных и спортивных школах. Мало того, что они и без того тратят много времени на занятия в другой школе, а потом по два-три часа занимаются дома, так еще общеобразовательная школа едва ли не ставит целью добить, доконать этих вундеркиндов. Вот и поют юные музыканты в хоре, юные художники рисуют стенгазеты, а спортсмены занимаются на уроках физкультуры и выступают на соревнованиях школьников.
   А нельзя ли освободить таких детей и от физкультуры, и от пения, и от рисования, поскольку они всем этим и без того занимаются, только на более высоком уровне? И ставить эти уроки последними. А всех остальных – еще и от субботников.

   Много споров об изучении языков. Государственный язык, увы, изучается слабо, хоть тресни. Результаты-то все равно ничтожны. Никто ведь не заговорил по-казахски, не стал писать развернутых сочинений. Сверх того, учителя русского языка бьют тревогу – грамотность упала ниже всякого предела, и лексикон нынешнего школьника стал напоминать словарь незабвенной Эллочки-людоедки. Так, может быть, мы уже переходим на английский язык повсеместно? Или на какой-то иной? Между собой школьники говорят на усеченном русском, реже – на убогом казахском, а на английском и французском вовсе не говорят. То есть в специализированных классах иногда пытаются это делать, но их английский напоминает африканс, а их французский – это чистейший волапюк. Что-то вроде «моя много-много сердит на твоя». Как бы это все не закончилось полной немотой в результате атрофии речевых центров. Тогда будет проще – язык глухонемых интернационален и един для всех. А кроме того: как когда-то русский язык едва не вытеснил казахский, не вытеснит ли английский два других наших главных языка? Такая опасность есть, поскольку идет активная компьютеризация, Интернет и прочие забугорные удовольствия, которые также ориентируются на английский язык.

   И еще одно. Мы битком набиты многими ненужными знаниями. Люди старшего поколения с высшим образованием хорошо помнят такие высокоумные предметы, как диалектический и исторический материализм, политэкономия, научный коммунизм и многое другое. В школьные годы мы изучали по одной только математике интегралы, радикалы, тригонометрические функции. Кому бы продать сейчас эти б/у знания? Нет ни малейшего сомнения в необходимости математических знаний, но... Кажется, слишком уж глубоко копнули. Едва ли одному из сотни выпускников понадобятся эти самые радикалы в будущем. Ведь даже инженеры не высчитывают значения всех этих многосложных операций, а пользуются готовыми подсчетами из справочников.

   А чтобы доказать необходимость изучения математики, наши чиновники от образования в 2000 году пошли вообще на неприличность: взяли и объявили в конце учебного года о том, что математика будет обязательным предметом при поступлении в вуз. Это был удар в спину, поскольку обо всех изменениях до этого сообщали в начале учебного года, и у учеников было время подтянуть слабые места, пусть даже с репетитором. И теперь сторонники математики будут доказывать, что она, царица наук, нужна абсолютно всем.

   Да нет, как нужна она была одному-двум процентам населения, так и не стала нужнее. Иное дело – арифметика. Та действительно нужна всем и каждому. Но только она заканчивается в начальных классах... Так-то.

   Что же касаемо концепции – можно с уверенностью сказать, что плохого не предложат умные люди. Да и раньше не предлагали, когда было десятилетнее образование. Просто плохо ее исполняли. Сейчас придумаем шедевр, идеальную концепцию образования. А вот получится, как всегда. Не «возможно, получится», а гарантированно получится. Как всегда. Потому что по-другому у нас еще не было.

г. астана

ольга орлова

ШКОЛА жизни с ДЕТСАДА

   В новой концепции много говорится о дошкольном образовании, о том, что к школе ребенок должен овладеть навыками чтения, счета, логического мышления. Замечательно, если с ребенком есть кому заниматься дома или удалось пристроить в хороший детский сад, где об этом заботятся. А если, к примеру, как в Северо-Казахстанской области, где из 82 дошкольных заведений осталось чуть больше 20?..

    Да и рождаемость сократилась, но не настолько, чтобы три четверти детских садов со спокойной совестью распродать под коттеджи и офисы. Материальная база оставшихся - оставляет желать лучшего, оплата в месяц за одного ребенка в обычном детсаде минимум три тысячи тенге. Попасть в дошкольное учреждение с государственным языком обучения – почти невероятное везение, группы переполнены. При всем этом от воспитателей требуют индивидуального подхода к каждому ребенку. И если в городе, куда ни шло, на деревне положение еще сложней: на пальцах можно пересчитать села, в основном райцентры, где удалось сохранить детские сады. В концепции говорится, что дошкольные учреждения должны помочь и женщинам-матерям. Пока с ребенком занимаются опытные педагоги, можно спокойно посвятить себя работе. Обеими руками «за», но, если посчитать, сколько этих женщин в селах даже не мечтают о работе по одной простой причине – ее нет. И вот при всем этом семья будет отдавать свое чадо в детсад и платить за это деньги? Две-три тысячи в городе, может быть, и мелочь, но на селе это реальные деньги. К тому же, если мама в состоянии правильно и хорошо подготовить ребенка к школе – почему бы и нет?

г. петропавловск

мурат жантасов

Зачем чужой, если есть свой?

   Старейшей школе Ерейментауского района – Тургайской – исполнилось 67 лет. И на протяжении всего этого времени обучение здесь ведется на двух языках. А каково ее ученикам, какую подготовку к жизни дают им здесь?

    Занимаются в школе 355 учащихся. За их воспитание и обучение отвечают 29 преподавателей. Система образования здесь обкатана целыми десятилетиями. Но хорошо ли это по нынешним меркам?

   –Нельзя жить одним днем,– говорит директор школы Ж.Будешев. – Сейчас правильно поднимается вопрос о переходе на двенадцатилетнее образование. Ведь это дает возможность выпускать хоть мало-мальски подготовленных юношей и девушек: в стенах школы они освоят азы какой-нибудь специальности.

   Тридцать два года своей жизни посвятил Женис Атаевич воспитанию подрастающего поколения. Последние двенадцать лет – в должности директора:

   – Знаете, в армии, чтобы солдат не отвлекался на мысли о самоволке, чтобы выполнял все требования устава, его день расписан по минутам. Так и школьника надо занимать, чтобы уберечь от вредных пристрастий, противоправных действий. И мы об этом думаем: в школе есть кружки, спортивные секции (благо, в школе огромный спортзал). А самое главное правило – дать ребенку возможность заниматься тем делом, которое ему по душе.

   Массовый отток молодежи в города и райцентры уже сейчас привел к тому, что село испытывает острый дефицит в газоэлектросварщиках, токарях, фрезеровщиках, механизаторах. И для перехода на двенадцатилетнее образование, с учетом этих требований, необходимо подготовить соответствующую материально-техническую базу.

   – Мы не можем выпустить тракториста, не научившегося уверенно управлять техникой, – развивает свою мысль дальше Женис Атаевич. – То же самое и с будущими швеями. И такое обучение невозможно без нужного количества учебных пособий, дидактического материала,оснащения.

   Мнения по реформе образования, конечно, разные, но в одном тургайцы единодушны: не слепо копировать восхваленные кем-то методы, а вдумчиво, грамотно отсеять все лучшее, добавить свое, накопленное годами, и без суеты, постепенно, поэтапно вводить новшество в жизнь.

акмолинская обл.

махсут ибрашев

Написать написали, а о деньгах не задумались

   «Пущенная» в народ Концепция образования задела за живое не только родителей, но и педагогов, непосредственных исполнителей реформаторских предначертаний. Так с каким же настроем сельские учителя встретили очередное веянье, - мы и решили узнать с помощью блиц-интервью.

   Абай Ергешов, директор инновационной средней школы №181, аул Алмалы:

   – Вы, наверное, знаете, что в свое время был принят достаточно хороший Закон «Об образовании». Но многое, о чем там написано, не выполняется по довольно банальной причине – отсутствия финансирования. Для того, чтобы концепция оправдала себя, на местах областные и районные маслихаты должны принять свои мини-проекты с учетом возможностей местного бюджета.

   Гульнар Курбангалиева, учительница СШ №219, поселок Шиели:

   – Кое-кто из моих коллег считает, что эта концепция нам ни к чему, как есть, так пусть и будет. Я, например, так не думаю. Если наша страна хочет быть в числе развитых стран мира, концепция преобразований просто необходима.

   Рысдаулет Кудайбергенов, председатель райкома профсоюзов работников образования:

   – Читал проект Концепции развития образования. В нем меня не устраивают три вещи. Первое: стиль ее написания. О финансировании говорится в самом конце, хотя, по-моему, этот пункт должен стоять в числе первых.

   Второе: в концепции говорится о радикальном обновлении учительских кадров. Следуя этому утверждению, становится понятно, что вместо нынешних работников должны прийти другие. Но я убежден, что педагоги, которые получили знания еще при советской системе, стоят по профессионализму на голову выше, чем учителя постсоветской подготовки.

   И, в-третьих, прежде чем внедрять концепцию, надо укрепить материально-техническую базу детских дошкольных учреждений. Такое ощущение в целом, что концепция составлена авторами второпях, в сжатые сроки.

   Пернебай Ахметов, директор средней школы №153, аул Тартогай:

   – Концепция полностью отвечает требованиям времени. 12-летняя система образования позволит качественнее выявить способности школьника. Он выйдет из стен школы более подготовленным к реальной жизни, чем сейчас.

кызылординская обл.

ведущая страницы валентина фиронова

В странах Содружества
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Рекламная служба: Н.Н. Жоров
Тел./факс: 8 (3172) 938-270, 938-260
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.:
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Администратор сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»