|
|
ГЛАШАТАЙ СВОБОДЫ
Решением ЮНЕСКО имя создателя казахской гражданской, песенной, философской лирики Махамбета Утемисова занесено в список выдающихся людей истории. Для его потомков уходящий год прошел под знаком 200-летия великого батыра и сказителя.
Трудно переоценить значение Махамбета для поэзии и духовной культуры казахского народа. В истории и памяти он также остался как бунтарь, страстный патриот своей земли и идейный руководитель антифеодального восстания в Букеевской Орде 1836-1838 гг. под руководством Исатая Тайманова. Выдающийся классик казахской литературы Мухтар Ауэзов писал о Махамбете: "В истории Степи Махамбет был одним из самых одарённых поэтов, а его поэзия одной из ярких, захватывающих, впечатляющих, в которой выражались чаяния и стремления народа. Во всей литературе XIX века, в её героической поэзии никто, как Махамбет, открыто и страстно не поддерживал народ в его борьбе с угнетателями".
Основную движущую силу восстания 1836-1838 гг. в Букеевской Орде под руководством Исатая и Махамбета составляли простые казахи, которые до последнего момента, невзирая на превосходство в силе объединённых отрядов карателей и окружения хана Джангира, проявляли верность своим военачальникам.
Махамбет Утемисов хорошо знал татарский и русский языки, что в то время было большой редкостью, и это обстоятельство сильно возвышало его в глазах современников. Он много путешествовал: был в Хиве, Бухаре. Славился как искусный акын и оратор. Есть свидетельства того, что он одно время жил в Ханской ставке, был придворным акыном Джангир хана, но впоследствии их пути разошлись.
Решительный и пылкий Махамбет как бы дополнял собой осторожного и вдумчивого Исатая, который взвешивал все обстоятельства прежде, чем предпринять решительный шаг. Махамбет был душой восстания. Владея русской и татарской грамотой, он писал воззвания к Орде, послания Джангир хану и русскому правительству от имени Исатая и народа. Он разъезжал по аулам, агитировал, поднимал народ против угнетателей. Именно Махамбет помог Исатаю осознать, что добиваться правды и справедливости в то время можно было только путём вооружённой борьбы.
После поражения и гибели Исатая, Махамбет Утемисов вместе с другими сподвижниками некоторое время скрывался в пределах Хивы, а затем близ Уральско-Эмбинской границы. Но весной 1841 года, после доноса предателей, он был арестован, предан военно-полевому суду и посажен в тюрьму Оренбурга. Дальнейшая его участь была предрешена. Ненависть со стороны казахской верхушки была столь сильна, что в октябре 1846 года по приказу правителя - султана Айчувакова - Махамбета убили.
Поэзия Махамбета неразрывно связана с народным восстанием 1836-1838 гг. Идеология поэта строилась на базе его произведений, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей. Так, в "Призыве к походу" он говорит об опасностях и лишениях, которые ждут человека, решившего отдать себя служению народному делу. Но всё это, по мнению поэта, может испугать только слабого человека. Подлинный же герой должен перенести голод и жажду, разлуку с родными, чтобы достичь успеха в справедливой борьбе. Махамбет достиг всеобщего признания не только поэтическим мастерством, но и в первую очередь своей мудростью и человечностью. Акын горячо любил родину, с нежностью относился к соратникам и простым людям. Его тоска и горе в связи с гибелью близкого друга, единомышленника Исатая ярко выражены в песне-плаче:
Орёл мой, летящий над цепью гор!
Дотянутся ль руки к тебе мои?
Домчится ли жалоб моих призыв?
С тех пор, о мой лев, как угас твой взор,
Желаний моих бесплоден порыв.
Поэтическое слово Махамбета не расходилось с его делами как вождя восстания и батыра. Последовательность и решительность в мыслях и поступках - характерные черты поэта-борца. Яркая историческая личность, одарённый народный певец - таким живёт Махамбет Утемисов в памяти всех поколений.
Алмас ШАКИРБАЙ
|
|
|