|
|
НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ
О том, что в предстоящие годы поддержке аула будет отдано первостепенное значение, Глава государства впервые объявил еще в апреле 2002 года, в своем традиционном Послании к народу. Именно тогда была озвучена суть агарной политики государства. По выражению Нурсултана Назарбаева, именно сельское население является генетическим олицетворением любой нации, и именно оно более всего стремится к стабильности и здравому эволюционному развитию. И именно оно наиболее остро и тонко воспринимает идеалы независимости и сильной государственности, поскольку на генно-информационном уровне хранит и воспроизводит чаяния и надежды наших предков.
Безусловно, не последнее место в причинах приоритетности аула в предстоящий период занимают сугубо экономические мотивы. Необходимость так называемого укрепления и углубления агропромышленной специализации Казахстана обусловлена имеющимся и не использующимся потенциалом в этой сфере. Президент отмечает, что все близлежащие и отдаленные рынки испытывают нужду в продовольствии, прежде всего - в зерне и мясе. Но казахстанское продовольствие не может туда пробиться в силу низкого качества и высоких издержек, слабой государственной и дипломатической поддержки. Более того, уже и внутренний рынок по целому ряду позиций начинает проигрывать нарастающей экспансии продуктового импорта.
За срок более чем полгода Правительством была проведена большая организационная работа. На декабрьском совещании аграриев было доложено о том, что разработана и утверждена "Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы", подготовлен и внесен в Парламент проект Земельного Кодекса, нынешний республиканский бюджет сформирован на основе программных установок трехлетки.
Если в этом году в качестве государственной поддержки агарный сектор получает 40,5 миллиардов тенге, в следующем предполагается выделение 50 миллиардов, а в 2005-ом - 55 миллиардов тенге. Для сравнения, в 1999 году сумма государственных средств на нужды сельского хозяйства составляла всего 6 миллиардов тенге.
Впрочем, нельзя забывать, что, несмотря на все трудности прошедших лет, государство и прежде оказывало селу немалую помощь. Сельский товаропроизводитель в Казахстане по сей день работает в условиях льготного режима налогообложения, отсрочены, а то и списаны многие долги. Оказывается финансовая помощь семеноводству, племенному хозяйству, снижены цены на минеральные удобрения. Отчасти благодаря этой государственной поддержке, а также произошедшим, по выражению Президента Назарбаева, "переломам в психологии сельчан" в последние три года в стране наблюдается оживление в сельском хозяйстве. По данным минсельхоза, рост достигнут практически по всем видам возделываемых сельхозкультур, хлеборобы в последнем урожае собрали более 1 миллиарда пудов зерна, впервые за десятилетие растет поголовье скота, в том числе и племенного. По словам Президента, "теперь важно, чтобы положительная тенденция закрепилась... наше село уже пережило свою болезненную точку кризиса... нужно помочь сельчанам почувствовать вкус нормальной жизни, дать им возможность самим зарабатывать".
Все мы должны уяснить, сказал Глава государства, что проблема реформирования села - вопрос не производственно-экономический, а, прежде всего, социально-политический. Предстоит в корне изменить социальный и мотивационный уклад жизни села таким образом, чтобы эффективное производство было лишь следствием его изменений.
Важнейшим шагом и крупнейшей реформой не только в сельском хозяйстве, но и во всей экономике за годы независимости Президент назвал введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. "Всем нам пора отказаться от политических заклинаний типа "земля - мать-кормилица, а матерью не торгуют"... Эту мотивацию пора считать политической спекуляцией", - заявил Нурсултан Назарбаев. Он убежден, что в числе противников земельной реформы не сами крестьяне, а спекулирующие на этой теме политики. Никакое разграбление или "разбазаривание" в принципе невозможно при заинтересованном производителе, развитой правовой базе, дееспособном государстве, - резюмировал свою позицию Президент.
Адресуя свои напутствия Правительству и руководителям на местах в канун начала первого года "сельской трехлетки", Президент сказал, что многое в реализации намеченных задач зависит от них, именно поэтому деятельность акимов будет оцениваться по темпам социально-экономического роста в регионах. Акимам, согласно поручениям Главы государства, также следует правильно и эффективно использовать направляемые средства, привлекать как отечественные, так и зарубежные инвестиции и проявить особую активность в борьбе с бедностью и безработицей.
О том, куда и в каких объемах будут направляться в эти годы государственные деньги, подробнее рассказал участникам совещания вице-премьер - министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов. Так по программам ветеринарии, защиты и карантина растений объемы финансирования возрастут более чем в полтора раза и составят 8 миллиардов тенге. Будут расширены программы по стимулированию земледелия. В текущем году на эти цели выделяется порядка 4,7 миллиардов тенге, к 2005 году эта сумма увеличится в 2,5 раза.
С этого года начнется реализация бюджетной программы по восстановлению особо аварийных участков межхозяйственных каналов и гидромелиоративных сооружений, находящихся в государственной собственности, а также намечается субсидирование стоимости услуг по доставке поливной воды сельхозводопользователям в размере до 40 процентов установленных тарифов.
Меры государственного регулирования зернопроизводства значительно усилятся. Хотя объемы госзакупа существенным образом не изменятся, министр дал понять, что хорошие перспективы производителей ждут в коммерческом закупе за счет кредитных и заемных средств. Пятикратное увеличение коснется программы лизинга сельскохозяйственной техники. Специальная лизинговая программа разработана для перерабатывающих предприятий. Льготируется процентная ставка выделяемого им банковского кредита на пополнение оборотных средств. Эти меры, по мнению министра, приведут к повышению уровня и глубины переработки, снижению сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, а также к уменьшению доли импортной продукции на внутреннем рынке продовольствия. Большое внимание уделяется решению проблемы доступности кредитных ресурсов. Для этой цели во многих регионах республики уже созданы кредитные товарищества, для участия в их уставных капиталах из бюджета уже направлено порядка 300 миллионов тенге. За три года объемы дополнительных средств, выделяемых в качестве кредитных ресурсов, составят 3,8 миллиарда тенге.
Глава минсельхоза призвал руководителей на местах рационально расходовать государственные деньги. Тем более что Агропродовольственная программа предусматривает не тотальную, по его словам, а селективную поддержку конкурентоспособных отраслей агропромышленного комплекса. Это означает, что на поддержку государства могут рассчитывать в первую очередь экспортоориентированные предприятия, и те, кто нацелен на так называемое импортозамещение.
В этом году Правительство намерено основные усилия направить на решение социальных проблем сельчан. В следующем - акцент будет сделан на подготовку кадров, ну а 2005 год Правительство планирует посвятить переводу отечественного сельского хозяйства на работу в условиях квотирования объемов производства, что в свою очередь означает приведение в норму соотношение объемов производства и сбыта.
Если все вышесказанное будет происходить согласно разработанному сценарию, по прогнозам Правительства через три года дополнительный прирост валовой продукции в агропромышленном секторе составит 117 миллиардов тенге, будет создано свыше 40 тысяч рабочих мест.
Несомненно, достижение успехов в сельском хозяйстве отразится на всей экономике страны. А при таком раскладе дел благосостояние улучшится не только у 43 процентов казахстанцев, проживающих на селе.
Акмарал АБЖАНИ
|
|
|