НА ГЛАВНУЮ
СТАТЬИ

ЭТОТ ГОД В РОССИИ ПРОЙДЕТ ПОД ЗНАКОМ КАЗАХСТАНА

НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ

КАК ГОД АУЛА ВСТРЕТИМ, ТАК ЕГО И ПРОВЕДЕМ

И ПОСЕЕМ, И ВСПАШЕМ

НЕ БОЙТЕСЬ МЕЧТАТЬ О ВЫСОКОМ

НЕТ ПРОРОКОВ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

ВЕНГРИЯ НА ПОРОГЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

ДЕЛО НЕ ДЛЯ СЛАБЫХ

СОЛНЦЕ В РУКАХ

УНИКУМ ДВУХРАВНИННОГО РЕГИОНА

СЧЕТЧИКИ


Rambler's Top100

ВМЕСТЕ С НАМИ



СОЛНЦЕ В РУКАХ


   Технология изготовления и область применения войлочных изделий восходят к искусству древних тюрков.
   Войлок из овечьей шерсти кочевники использовали для покрытия каркаса юрт, утепления и обустройства внутреннего убранства своего жилища. Белая юрта - символ нравственной чистоты, света, добра. Войлочные ковры - необходимая принадлежность народных обрядов, праздников, они входят и в состав приданого невесты.
   Казалось бы, кого интересует в современной жизни примитивная и невзрачная, на первый взгляд, кошма. Оказывается, немало людей, которые принимают ее в подарок, как бесценное сокровище.
   Ее везут через океан, как частицу дружелюбной и гостеприимной казахстанской земли.
   В числе тех, кто увлечен этим непростым и нелегким занятием - кошмовалянием и достойно продолжает традиции своего народа молодая художница Замзагуль Оралбаева. Ее работы - настоящие произведения искусства.

ОДА ПРОСТОЙ КОШМЕ


   Кошма неразрывно связана с культурой и традициями казахского народа, с историей наших далеких предков. На ней рождались и делали первые шаги дети. На кошме старики встречали смерть, благословляя жизнь.
   В суровом и мужественном укладе жизни скотовода-кочевника, простоте и целесообразности его быта, в строгом убранстве жилища, органично воспринимаются изделия из овечьей шерсти - кошмы.
   На темном или светлом фоне шерстяного изделия можно увидеть причудливые символы, а иногда и целые сюжеты с множеством персонажей.
   Узоры на кошме могут быть самые разные: чье-то имя, полумесяц со звездой, орнаменты, несущие большую смысловую нагрузку, даже определенную энергетику.
   - Я мечтаю в будущем создать целый цикл работ с определенной символикой. Это будет кошма-паутинка с символом-оберегом Любви, которую можно повесить в спальне, толстый теплый войлочный палас с оберегом домашнего очага, - делится планами Замзагуль Оралбаева, выпускница Алматинского художественого училища, четвертый год занимающаяся кошмовалянием.
   Казахи сейчас возвращаются к своим первородным источникам, незаслуженно забытым национальным обычаям. На инаугурации Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев принимал присягу стоя на белой, как снег, кошме, следуя древним казахским традициям.
   - Расшифровать бы старинные орнаменты, - мечтает художница, - ведь каждый из них что-то означает. Ведь вместо новомодных знаков Зодиака человек может иметь свой личный оберег-символ, выполненный на кошме. Тонкий, как паутинка, плотный, как картон, совсем крошечный, и на всю стену в квартире.
   Возможности кошмоваляния не ограничены. А главное - в шерсти, из которой изготавливается кошма, - энергия степного солнца, сила свободной земли, чистая энергетика вольных трав. И, конечно же, шерсть сохраняет тепло рук самой мастерицы, ее нежность и любовь, огромный положительный заряд.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД


   Кошмоваляние - занятие не из легких. Замзагуль затрачивает на каждую свою работу больше месяца. Тщательно отбирает шерсть. А она бывает разная в зависимости от времени года: с осенней стрижки, по словам мастерицы, скатывается лучше.
   Долгий процесс очищения и теребления предшествует главному моменту, когда, тщательно подбирая материал по цвету, на мешковину накладывается рисунок и поливается специально приготовленным горячим мыльным отваром.
   Очень внимательно следит девушка за тем, чтобы полотно вышло ровным по толщине. Затем мешковина сворачивается вместе с шерстью и начинается сам процесс валяния. На это уходят долгие часы.
   - Трудно, Замзагуль?
   - Одной трудно. Раньше в России пряхи собирались в одной избе и вместе за работой коротали вечера, пели песни. Так незаметно и работа выполнялась. Казахские женщины в аулах тоже вместе очищали и теребили шерсть. И мне вся семья помогает.
   Работы Замзагуль воспринимаются, как живопись. Рисунки построены на неокрашенной шерсти дымчато-сизоватых тонов. Мастерица не любит работать с окрашенным сырьем. Она считает, что и природных оттенков овечьей шерсти достаточно для того, чтобы выполнить любую композицию. Сюжеты придумывает сама. Вот идет караван верблюдов, их нечеткие контуры как бы подчеркивают, что он виден издали, за толщей пустынного зноя.
   Сюжет под названием "Кюй" выполнен на фоне переплетения темно-серых и светлых шерстяных прядей. Светлые - символизируют порывы ветра, которые разносят по степи мелодичные звуки домбры.

БЫТЬ ТЕБЕ ХУДОЖНИЦЕЙ


   - Моя семья самая обычная, - рассказывает Замзагуль, выросшая в совхозе "Красный флаг" Целиноградской области (ныне это Акмолинская область). - Папа работал механизатором, мама - нянечкой в детском саду. Из пятерых детей в нашей семье двое стали художниками - средний брат и я. Наверное, не случайно. Мама у нас рисовала очень хорошо. И мы с детства, глядя на нее, просили краски и карандаши. Я, еще будучи воспитанницей детского сада, слышала пророчества от старших: "быть тебе художницей".
   К поступлению в училище подготовила меня художница Татьяна Ивановна Хохлова, - вспоминает Замзагуль. - У нее я впервые увидела работы Галины Степановны Гончаровой, которая к тому времени работала с войлоком уже лет десять.
   Кошма для меня, выросшей в селе, не была диковинкой. Но глядя на произведения искусств из войлока, выполненные руками талантливой мастерицы Галины Гончаровой, я поразилась тому, как, оказывается, безграничны возможности кошмоваляния. Ее изделия очень сильно отличались от простенькой и привычной кошмы, которую я знала.

   В 1999 году, закончив отделение прикладного искусства в Алматинском художественном училище имени Орала Тансыкбаева, Замзагуль приехала в Астану.
   - Кто больше проявляет интерес к твоим работам?
   - Восхищаются многие. Покупают, в основном, в подарок. И везут в дальнее и ближнее зарубежье. Мои работы есть в Америке, в России. Ведь кошма - это национальный колорит, это прекрасный подарок дорогому гостю. Украшают офисы и квартиры. Думаю, что спрос на изделия национального прикладного искусства не иссякнет.
   Если раньше казахская семья просто не могла обойтись без кошмы, и это была необходимая и практичная вещь в доме, то сейчас она служит скорее декоративным украшением, произведением искусства, таким, как картина, гобелен.

НЕДЕЛЯ В ПАРИЖЕ


   В прошлом году работы Замзагуль были отмечены дипломом международного фестиваля творческой молодежи "Шабыт", а владелица столичной галереи "Шежире" Роза Жусупова вручила молодой художнице специальный приз - турпутевку в Париж. Вот так кошма в жизни молодой художницы обернулась ковром-самолетом, благодаря которому она побывала в городе, воспетом поэтами всех времен.
   - У меня Париж ассоциировался с высокой модой и изысканным запахом дорогого парфюма, - улыбаясь, рассказывает дипломантка, - я думала почему-то, что это небольшой городок. А оказалось - огромный. Море туристов. Они везде. Накатывают волнами. Из разных стран. На улицах, в музеях.
   В легендарном Лувре Замзагуль своими глазами увидела то великолепие, которое изучала в училище на уроках изобразительного искусства. Еще ее поразили решетки, которыми окружены здания. По ним можно догадаться о благосостоянии и вкусах хозяев. Заинтересовали казахстанскую художницу работы парижских коллег на Монмартре.
   Из французской столицы, кроме впечатлений и сувениров, Замзагуль привезла еще одну мечту - выполнить целую серию полотен под общим названием "Воспоминания о Париже".
   - Представляете, казахская кошма, тонкая, по-французски изящная, с изображением Эйфелевой башни, - мечтательно говорит о новом проекте талантливая мастерица.
   И это по силам хрупкой и нежной, сильной и целеустремленной, скромной и талантливой дочери казахских степей и современного индустриально-культурного центра - столицы Казахстана.
   Успехов тебе, Замзагуль!


Ботагоз ОРЫМБАЕВА

 


вверх
Собственник-доверительный управляющий:
ТОО "Республиканская газета "Аграрный Казахстан"
Директор: А.С. Гурский
Шеф-редактор: Г.А. Красников
Журналист-менеджер: С.А. Абдрахманов
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 104. Тел. 8 (3172) 580-016
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 "Аграрный Казахстан"