|
|
КАК ГОД АУЛА ВСТРЕТИМ, ТАК ЕГО И ПРОВЕДЕМ
Министерство сельского хозяйства уже с первых дней года, объявленного Годом аула, закатало рукава. 15 января состоялась пресс-конференция, основной целью которой было разъяснение сути государственной политики в области поддержки сельского хозяйства. Была подытожена огромная подготовительная работа, проведенная в 2002 году Правительством и представителями законодательной власти.
В минувшем году были разработаны и переданы в Парламент проекты Водного и Лесного Кодексов. В действующем в настоящее время законодательстве не были заложены принципы разделения объектов водного хозяйства по принадлежности к тем или иным институтам власти. Отсутствие правил, регулирующих, в первую очередь, поле ответственности за водоснабжение и все, что с ним связано, породило хаос. Поэтому все варианты перераспределения "водных благ" обязательно находили "жертв несправедливости". Теперь каждому объекту водного хозяйства присвоено определенное подчинение: республиканское, областное или региональное (объекты конечных водопользователей). Собственность в водном хозяйстве так же предполагается разделить на республиканскую, коммунальную и частную.
Четкое разделение функций между центральными и местными исполнительными органами ожидает и лесное хозяйство. В частности, 124 государственных учреждения лесного хозяйства передается в ведение акимов областей вместе с уже существующим и отлаженным финансированием. Государство оставляет за собой, в основном, контрольно-надзорные функции и дела особо охраняемых территорий.
Планируется создание частного лесного фонда. Однако продавать на корню природный лес никто не собирается. Вскоре можно будет на законных основаниях вырастить собственный лес на выкупленном участке за счет имеющихся средств.
НЕТ ПРЕДЕЛА развитию НАУКИ
Начало 2003 года - точка отсчета очередного витка спирали нелегкой судьбы сельскохозяйственной науки. Наступает очень ответственный, но, в то же время, болезненный этап. Из тридцати научно-исследовательских учреждений предстоит "сделать" десять. Учитывая все предшествующие сокращения и объединения, которые привели к неестественной многопрофильности НИИ, пока трудно представить дальнейшие "скрещивания".
Руководителям таких "универсальных" учреждений придется проявить невиданные доселе чудеса менеджмента и, порой, даже ставить в одну упряжку "коня и трепетную лань". Неизбежно вырисовывается картина НИИ, в котором под единым началом гармонично слиты агрохимики, ветеринарные врачи, хлопковеды и охотоведы.
Реорганизация некоторых НИИ заставляет "наморщить лоб" не только ученых, но и очень многих членов Правительства. В частности, глава Минсельхоза на заданный журналистом вопрос о судьбе Центрально-Казахтанского НИИСХ, ответил, что его рассмотрение не завершено, поскольку данный объект является единственным учреждением сельскохозяйственной науки, имеющим долги, причем немалые. "Правильно обанкротить" ЦКНИИСХ - дело непростое. Необходимо разделить долги НИИ и опытного хозяйства, поскольку эти две структуры долгое время проработали самостоятельно и независимо друг от друга.
Уже сейчас ясно, что Казахский НИИЗХ им. А.И.Бараева не потеряет самостоятельности. А внутренние взаимоотношения опытного хозяйства и НИИ, входящих в его состав, требуют внешнего вмешательства. Большинство мужей от аграрной науки небезосновательно высказываются за передачу опытного хозяйства в подчинение институту. Существующее же ныне "двоевластие" мешает внедрению передовых научных разработок.
Национальный Академический Центр Аграрных Исследований (НАЦАИ) с первого января сего года канул в историю. Теперь десять "оптимизированных" аграрных научно-исследовательских институтов и центров напрямую подчиняются МСХ РК.
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ
Все вопросы по проекту Земельного Кодекса, безусловно, были связаны с введением частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Вице-премьер - министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов сразу акцентировал внимание присутствующих на том, что всем гражданам РК уже неоднократно через все виды СМИ сообщалось о продаже только тех земель, которые в данный момент используются для производства сельскохозяйственной продукции. В Казахстане таких земель 90,9 млн. га. Из них 59,2 млн. га - пастбищ.
Проект Земельного Кодекса запрещает продажу пастбища, если им пользуются два или более хозяйствующих субъектов. Таким образом, основным объектом частной собственности становится пашня, площадь которой 20,3 млн. га (8 % территории страны). Кроме того, в распоряжении акимов областей и районов есть несколько видов сельскохозяйственных угодий, составляющих специальный земельный фонд общей площадью 14 млн. га и иммиграционный фонд для оралманов - 2 млн. га.
На данный момент граждане РК распорядились правами на условные земельные доли следующим образом: 29 % паев использовано при создании крестьянских хозяйств, 28 % - передано в аренду, 22 % - перешло в уставные фонды, 18 % - не востребовано и возвращено государству, 3 % - продано.
Нашим читателям интересно будет узнать, что государство не запланировало поступления в бюджет 2003 года средств от продажи земли в частную собственность. Отечественные чиновники не ожидают ажиотажного спроса. Их предвидение подкрепляется наличием невостребованных земель и отсутствием сельхозугодий во временном пользовании у иностранцев.
Ахметжан Есимов также напомнил собравшимся, что иностранным гражданам земля продаваться не будет. Возможна передача ее в аренду сроком на 10 лет с дальнейшим пролонгированием, при условии соблюдения всех казахстанских законов.
Прозвучал вопрос: куда все же пойдут деньги, вырученные от продажи земли? А. Есимов ответил, что вначале поступило предложение создать для этой цели Земельный Банк. С этим не согласились, так как истории банков весьма различны, а предмет риска имеет не только финансовую, но и историческую ценность. Таким образом, было принято решение направлять полученные средства в Национальный Фонд.
Стоимость 90,9 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, по данным Агентства по земельным ресурсам, составляет 1 триллион 150 миллиардов тенге.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Закон "Об обязательном страховании в растениеводстве", проект которого находится в Парламенте, призван укрепить устойчивость хозяйств, особенно в неблагоприятные по погодным условиям годы. Предполагается, что страховой взнос составит 5 % от затрат, произведенных на работы по посеву культур.
При наступлении страхового случая эти затраты будут компенсированы: на 50 % государством, а оставшуюся половину выплатят частные страховые компании. А. Есимов отметил, что государством проведена очень большая работа, так как частные страховые фирмы не горят желанием участвовать в деле, сопряженном с очень высокими рисками.
Процесс начнется с осени 2003 года со страхования посевов озимых культур. На эти цели в текущем году будет выделен из госбюджета 1 млрд. тенге. В 2004 году, с учетом страхования посевов яровых культур, будет выделено уже 2 млрд. тенге.
На конференции прозвучал вопрос: будет ли обязательным страхование орошаемого земледелия, которое лишено главного фактора риска - засухи. Господин Есимов ответил, что страховаться будет все, что растет, так как посевы может побить градом, поливная вода может не поступить по организационным причинам и т.п. В будущем предполагается и добровольное страхование.
В принципе, от затрат на страховые взносы не пострадают и самодостаточные сельскохозяйственные предприятия, не пользующиеся такими мероприятиями государственной поддержки, как беспроцентные кредиты на проведение посевных и уборочных работ.
Даже при достаточных оборотных средствах, грех не воспользоваться лизингом сельскохозяйственной техники, удешевлением удобрений, гербицидов, протравителей семян, элитного посевного и посадочного материала. Выделяемые государством на эти цели субсидии перекроют 5 % страховой взнос.
Примечательно, что власти настолько уверены в своевременности и целесообразности нового закона, что средства на его осуществление выделены задолго до его принятия.
АГРО - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Стоит отметить, что уже за год до осуществления трехлетней программы "Годы аула" государственная поддержка сельского хозяйства была подкреплена значительными средствами, объемы которых в течение последних трех лет существенно возрастали.
Если в 2000 году было выделено 7 млрд. 286 млн. тенге, то в 2001 году - уже 24 млрд., а в 2002 году - 30,6 млрд. тенге по 39 бюджетным программам.
В этом году количество бюджетных программ достигнет 77, а общая сумма выделяемых государством на подъем агропромышленного комплекса средств составит 40,5 млрд. тенге (или, как было указано Главой государства в послании народу Казахстана, на 10 млрд. тенге больше прошлогоднего уровня).
До 2006 года финансирование сельского хозяйства будет идти по нарастающей: в 2004 году на поддержку села планируется использовать около 50 млрд. тенге, а в 2005 - около 55 млрд.
Объем средств, выделенных на 2003 год утвержден Законом о госбюджете, а на последующие годы - в Агропродовольственной программе на 2003 -2005 годы.
Финансирование на текущий год разложено по полочкам. На борьбу с болезнями растений и животных и прочие мероприятия по защите растений отведено 6,38 млн. тенге. Вице-премьер - министр сельского хозяйства А. Есимов с удовольствием отметил, что благодаря систематической планомерной борьбе с саранчой в последние 4 года удалось значительно сократить объемы затрат на эти цели. Если в 1999 году, во время массового нашествия саранчи, было обработано 8 млн. га., то в 2000 году - 6 млн., в 2001 году - 4 млн., а в 2002 году уже 1,8 млн. В 2003 году планируется бороться с саранчой на 1,2 млн. га.
На программу "Земледелие" государством намечено выделить 15 млрд. тенге. Часть их будет израсходована на безвозмездный ремонт особо аварийных каналов и беспроцентное кредитование посевных и уборочных работ. На 40 % будет удешевлена стоимость минеральных удобрений (уже второй год), гербицидов, протравителей, элитных и оригинальных семян и доставки воды.
В этом году впервые допосевной обязательный анализ семян будет проводиться полностью за счет средств государства.
Приятно видеть результаты понимания политики государства на местах. Уже два года подряд селяне добросовестно, на 100 %, возвращают кредиты, полученные ими для проведения посевных и уборочных работ.
На поддержку казахстанского животноводства будет направлено 2 млрд. 340 млн. тенге. Основная их часть пойдет на развитие племенного животноводства. Уже сейчас функционируют два племенных центра. Один из них - птицеводческий, на базе бывшего племптицезавода "Юбилейный", другой - племенной центр ОАО "Асыл-тулик", специализируется на производстве и хранении семени ценных быков-производителей.
На возрождение сельскохозяйственного машиностроения и обновление машинно-тракторного парка выделено 3 млрд. 470 млн. тенге, из них - 2,9 млрд. - на лизинг сельхозтехники. В текущем году крестьяне выполнили 97 % объема лизинговых обязательств.
Другой важнейшей задачей технического обеспечения растениеводства является создание сети машинно-тракторных станций (МТС), которых в 2002 году было уже шесть. Планируется дальнейшее увеличение их количества. В создании МТС видится гарантия своевременности проведения полевых работ, особенно в условиях пока еще недостаточной обеспеченности хозяйств сельхозтехникой.
Переработка сельскохозяйственной продукции будет подпитана миллиардом тенге. На эти средства будут осуществляться лизинг оборудования и удешевление процентной ставки кредита, выдаваемого коммерческими банками до 15 % годовых для закупа сырья. Сейчас же ситуация такова, что отечественная продукция неконкурентная на рынке из-за ее высокой себестоимости.
Кризис в перерабатывающей отрасли привел к тому, что в Казахстан завозится 60 % потребляемых населением сливочного масла и колбасы.
2,4 млрд. тенге выделяются на создание альтернативных систем кредитования и информационно-маркетинговой системы (ИМС).
В разрезе данной программы в 2002 году уже создано более 30 кредитных товариществ. Государство участвует в них контрольным 35 процентным пакетом реально вложенных денег.
Данные объединения хозяйствующих субъектов способны с меньшими трудностями предоставлять в банки залоговое имущество. Возврат кредитов в 2002 году близок к 100 %.
ИМС представляет собой глобальную сеть, в которой объединены все 160 районов республики и МСХ. Подключение к ней всех районов - задача 2003 года. Уже сейчас услугами сети пользуются 60 районов. Задача ИМС - оперативная передача информации о ценах, изменениях законодательной базы, погодных условиях и т.п.
Существуют также инвестиционные проекты, за счет международных банков и помимо уже выделенных средств. Их цель - ирригация и постприватизационная поддержка сельского хозяйства.
ЦЕЛИ ЯСНЫ, ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНЫ...
Поддержка обустройства социальной инфраструктуры села передана в круг полномочий Минсельхоза.
В настоящее время МСХ РК собирает все деловые предложения Министерств образования, транспорта и коммуникаций, здравоохранения, экономики. А вот координировать строительство и реконструкцию школ, больниц, больниц, детских садов и других социальных благ Минсельхоз намерен на основании собственного мониторинга. Его задачей будет выявить регионы, в которых производство сельхозпродукции экономически наиболее эффективно. Так что выделяемые государством средства пойдут в первую очередь именно в перспективные районы. В то же время люди из депрессивных районов со временем будут переселены, им будет оказана материальная помощь, содействие в трудоустройстве.
В конце встречи вице-премьер - министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов попросил журналистов не заниматься ошибочным толкованием Программы поддержки сельского хозяйства. Он заявил, что не следует ждать повально дешевых кредитов, тотальных закупов продукции по астрономическим ценам и неограниченных субсидий. Село будет поддерживаться государством, но хозяйствовать придется исключительно самостоятельно.
Дмитрий СТАРИНОВ
|
|
|