НА ГЛАВНУЮ
СТАТЬИ

ЭТОТ ГОД В РОССИИ ПРОЙДЕТ ПОД ЗНАКОМ КАЗАХСТАНА

НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ОТРАСЛИ

КАК ГОД АУЛА ВСТРЕТИМ, ТАК ЕГО И ПРОВЕДЕМ

И ПОСЕЕМ, И ВСПАШЕМ

НЕ БОЙТЕСЬ МЕЧТАТЬ О ВЫСОКОМ

НЕТ ПРОРОКОВ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

ВЕНГРИЯ НА ПОРОГЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

ДЕЛО НЕ ДЛЯ СЛАБЫХ

СОЛНЦЕ В РУКАХ

УНИКУМ ДВУХРАВНИННОГО РЕГИОНА

СЧЕТЧИКИ


Rambler's Top100

ВМЕСТЕ С НАМИ



НЕ БОЙТЕСЬ МЕЧТАТЬ О ВЫСОКОМ


   С самого детства он поднимал голову вверх и смотрел на летящие самолеты, мечтая о штурвале. Но в Атбасарском районе летчиков не готовили, не было таких учебных заведений и в Целиноградском областном центре. После окончания школы Саша впервые уехал далеко от дома - в российский город Красный Кут, поступать в летное училище.

   Молодому парню, привыкшему к физическому труду на личном семейном подворье и выросшему в благоприятной атмосфере чистого степного воздуха, строгая медицинская комиссия вынесла бесспорный вердикт: "Годен". Проверка знаний абитуриента Киселева тоже дала положительные результаты. Приняли.
   Годы учебы прошли незаметно для увлеченного любимой профессией курсанта. И первый полет, как первая любовь, запомнился Саше Киселеву на всю жизнь.
   Целиноградский авиаотряд в то время был одним из крупных подразделений в республике, специализирующихся на авиахимработах. И Александр выполнял свои первые полеты по заданиям санитарных служб в составе одного из пятидесяти экипажей, составлявших коллектив авиаотряда.
   Народ здесь был весь молодой, а те, кто был старше 25 лет, казались ветеранами. Каждый год приходило новое пополнение 15 - 20 молодых пилотов АН-2, которые тоже начинали свою летную деятельность на авиахимработах.
   После 4 - 5 лет работы на АН-2, который кроме рейсов по заданию санитарных служб являлся "воздушным извозчиком" на местных пассажирских авиалиниях, молодых пилотов допускали к штурвалу АН-24 - довольно серьезный для новичков воздушный транспорт. Но это было позже... А пока, с наступлением весны начинала кипеть работа в отряде спецприменения. Занятия, подготовка карт, изучение района работ, облет самолетов. Скоро на "химию"!

НЕБО ГОЛУБОЕ - ДОБРОЕ И ЗЛОЕ


   В марте первые группы самолетов вылетали в центральные районы России и на Кавказ. Вносили минеральные удобрения в почву.
   - Работа, на первый взгляд, простая, - вспоминает Александр Федорович, - загрузил удобрения в самолет, взлетел, распылил на поле, сел. Но в день нужно было совершить до пятидесяти таких вылетов. В экипаже три человека - командир, второй пилот, авиатехник.
   Весна - время распутицы, туманов и утренних заморозков. Двигатель нуждался в предварительном прогреве. Пасмурное утро. Остывший самолет. Вся тройка экипажа старается его "оживить". Один разжигает подогреватель, другой - смазывает крепления, третий счищает иней. Огромная куча удобрений лежит на краю аэродрома. Наша задача - "перетаскать" ее на поля.
   Взлет - посадка. Еще взлет и посадка. И так весь световой день. Продолжительность одного полета - от пяти до семи минут.

   С наступлением теплых дней менялся груз. Вместо удобрений - биоактивные вещества - "лекарства" против болезней для растений и ядохимикаты борьбы с полевыми вредителями. В разных регионах огромной тогда страны - СССР, целиноградские летчики опрыскивали леса и сады, сеяли рис на Кубани и боролись с жуком-вредителем "кузькой".
   К началу лета все самолеты возвращаются на базу. Следующий этап - авиахимпрополка.
   Как крестьяне готовятся к посевной или уборочной компании, так и летчики готовятся к "воздушной прополке". В области большие площади заняты зерновыми культурами и задача сельхозавиаторов заключалась в том, чтобы за 25 дней, пока пшеница не "уйдет в трубку", опрыскать поля гербицидами-ядами, которые не действуют на зерновые, но уничтожают сорняки.
   Этой работе властями придавалось очень большое значение. Проводилось совещание в обкомах, назначались ответственные работники, которые должны были оперативно решать возникающие проблемы. К этому времени на районные нефтебазы завозился авиатопливо, ремонтировались все самолеты, и пилоты заканчивали все тренировки и проверки. 45 местных бортов выставлялись на оперативные точки.
   Из других регионов Союза тоже прибывали самолеты. В самый пик работы в Целиноградской области работали до 110 воздушных машин. Экипажи совершали по 10 - 15 вылетов, в каждый из которых обрабатывалось до двухсот гектаров.
   - Обработку полей можно производить только в тихую безветренную и нежаркую погоду, - объясняет Александр Киселев, - поэтому поднимались в воздух еще до восхода солнца. Высота полета - пять метров над землей. Очень хорошо видны ярко-зеленые пятна сорняков. Снова и снова наш самолет "утюжит" зелень всходов пшеницы. Поднимается солнце. Становится жарко, и мы прекращаем работу.
   Авиахимпрополка - это единственный вид работ, когда результат виден буквально на следующий день. Те яркозеленные пятна, которые были сорняками, меняют свой цвет. Листья скручиваются. Сорняк гибнет. Через несколько дней на их месте серая земля, которая быстро покрывается всходами пшеницы.

   Надо сказать, что успешная работа на авиахимпрополке хорошо поощрялась. Передовые экипажи получали грамоты, премии, и даже медали и ордена. Орденами были награждены командиры экипажей Заболотный Владимир Иванович и Абуов Сайлау Галымович.
   Прополка - это основной вид работ. Еще силами авиаотрядов велась работа по борьбе с вредными насекомыми. Химикаты имели токсичный, убийственный запах. В кабине дышать нечем. Как и в каждом производстве, здесь есть свои издержки.
   Работу в Средней Азии на дефолиации хлопка проводили только "старики". Короткие поля. Кругом высоковольтные столбы и деревья. Тут требовалось очень высокое мастерство пилота. В результате проведения операции по удалению листьев с хлопчатника, появлялась возможность собирать коробочки хлопка комбайнами.
   - Такая жизнь поначалу казалась интересной. Но плох тот летчик, который не мечтает летать на больших самолетах, - говорит Александр, - об этом мечтали все мы - молодые выпускники летного училища. Путь к ним проходил через АН-2 - самолет-трудягу с полотняными крыльями. Мы летали на АН-2 и мечтали о "ТУшках".
   Через три года, получив звание командира экипажа, летчик Киселев поступил в Ленинградскую Академию гражданской авиации, закончил ее в 1986 году и стал летать на АН-24. Совершал рейсы уже не с химикатами, а с пассажирами на борту. Днем и ночью. Ташкент и Новосибирск, Красноярск и Свердловск. Теперь его путь лежал в эти и еще многие другие города. Под крыльями проплывала и казахстанская степь, и сибирская тайга, и пустыни.

НАД ВЕЧНОЙ ЗЕМЛЕЙ


   Время перемен внесло свои коррективы и в размеренную по четкому графику рейсов жизнь Целиноградского авиаотряда. Сокращение рейсов привело летчиков к поиску новой работы. Кому-то пришлось расстаться со штурвалом. Увы, проза жизни оказалась сильнее романтики неба. Другие нашли работу в ...Африке.
   Лучшие экипажи приступили к изучению международного английского языка на специальных шестимесячных курсах, кроме того, летчики сели за карты. В жаркой экзотической стране, на другом континенте, согласно долгосрочным контрактам и сегодня работают казахстанские летчики-профессионалы, осуществляя пассажирские и грузовые перевозки. Под крыльями тех лайнеров, которые взлетали с казахстанских аэропортов, тоже появилась другая география. Первоклассные скоростные лайнеры ТУ-154, управляемые Целиноградскими экипажами, совершали рейсы в Стамбул, Франкфурт, Дубаи, Варну.
   - Мне посчастливилось попасть в их первые ряды, - рассказывает Александр Федорович. - В 1999 году с приходом в Казахстан первых аэробусов А-310 западного образца, я перешел переподготовку на него в Московском Центре подготовки авиационого персонала. Современная машина насыщенная электроникой, как отличается она от "старичка" АН-2, с которого началась моя мечта! Цветные дисплеи, десяток компьютеров, умные приборы помогали пилотам вести самолет через несколько стран. Большие аэропорты встречали нас своими огнями и разноцветными флагами на бортах. Мы несли на крыльях своих лайнеров флаг Казахстана. Именно за границей наполняет душу особое чувство к стране, в которой живешь, которое хочется назвать как-то иначе, пронзительней и значимей, чем привычное понятие "патриотизм".
   А трудяга АН-2 по-прежнему выполняет свою нужную и важную работу. Теперь он мне, летчику-меджународнику, пилоту гигантского аэробуса, кажется полевой бабочкой.

   колько сельских мальчишек с восхищением смотрят и сегодня на маленький самолетик с легкими крыльями, парящий над бескрайними полями. И пилоты в летных шлемах для них, наверное, также не менее значимы, чем покорители космоса.
   Проходят годы. Совершенствуются модели современных авиалайнеров. Но остается прежней Земля под крыльями самолетов. И мальчишки, мечтают о небе.


Ботагоз ОРЫМБАЕВА

 


вверх
Собственник-доверительный управляющий:
ТОО "Республиканская газета "Аграрный Казахстан"
Директор: А.С. Гурский
Шеф-редактор: Г.А. Красников
Журналист-менеджер: С.А. Абдрахманов
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 104. Тел. 8 (3172) 580-016
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 "Аграрный Казахстан"