Вкладыш в формате PDF. Полоса 1-я. Вкладыш в формате PDF. Полоса 2-я.
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
№ 4 (05)
24-30.01.2003
Поиск по сайту:
 
НОВОСТИ САЙТА
НА ГЛАВНУЮ
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОДРОБНОСТИ
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
ПРОГНОЗЫ
АГРОМАРКЕТИНГ
ПАРТНЕРСТВО
ГЛОБУС
НАШ ОПЫТ
ГОДЫ МОЛОДЫЕ
ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЧАС ДОСУГА
КОЛОНКА
АРХИВ САЙТА
 
Kazakhstan Financial Market
 
 
ИСТОРИЯ

   «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Эти слова Мигеля Сервантеса не потеряли актуальности и спустя почти пять столетий. Представляя сегодня на суд читателей новую тематическую страницу, мы хотим рассказывать в ее выпусках о том, как зарождалась и из чего складывалась казахстанская государственность, какие исторические вехи способствовали ее становлению, какие радостные и, может быть, печальные события дней минувших пережили наши родители, бабушки и дедушки. И конечно же, мы рассчитываем на ваши отклики, уважаемые читатели. Пишите и присылайте нам материалы об исторических фактах, которые, на ваш взгляд, не получили должного внимания и освещения, рассказы о своих родных и знакомых, чьи имена достойны войти в Историю.

Наша первая Конституция

   В эти дни исполняется 10 лет со дня принятия
Основного Закона суверенного Казахстана

Хроника события

   В стенах Дома парламента народные депутаты завершили длительную и напряженную работу над Основным Законом страны, длившуюся около двух лет. Его подготовка велась на стыке двух общественных формаций – началась еще в бытность СССР, а закончилась после его распада, в пору становления политической независимости Казахстана.

   В обсуждении проекта, без преувеличения, можно сказать, участвовала вся республика. Не только депутаты вели постатейный анализ, но и в средствах массовой информации шли горячие дебаты, в которых лидеры политических партий и движений высказывали свое мнение о проекте, причем не всегда лицеприятное. На повестке дня наиболее остро стояли проблемы власти (быть республике президентской или парламентской?), а также выборов в высший представительный орган местного самоуправления.

   Узел противоречий разрубило решение Верховного Совета двенадцатого созыва, принявшего новую Конституцию республики, как основной правовой документ демократического, независимого и унитарного государства. 28 января 1993 года парламентарии единодушно проголосовали за принятие Основного Закона в целом.

   Вечером этого же дня состоялось торжественное заседание Парламента, посвященное знаменательному событию. Вступительным словом его открыл Председатель Верховного Совета, который и вручил Президенту Нурсултану Назарбаеву оригинал текста новой Конституции. В выступлении Глава государства назвал принятие первой Конституции поистине историческим актом. Поздравив всех казахстанцев с этим знаменательным для республики событием, он подчеркнул, что тем самым положено начало правовой базы для становления государственности, перехода на качественно новый этап обеспечения национальной независимости, реальных гарантий прав и свобод, практического осуществления перспективных замыслов в построении демократического общества и правового государства. Президент выразил признательность и благодарность народным депутатам, специалистам в области права, зарубежным друзьям, казахстанцам, всем тем, кто активно участвовал в создании новой Конституции. А в конце торжественного заседания оригинал текста Конституции Казахской ССР 1978 года был передан в Центральный государственный музей республики на вечное хранение.

Плюсы и противоречия

   Осмысление прошлого, изучение и обобщение современного состояния конституционного строительства в других странах дали свои первые положительные результаты. Основной Закон юридически закрепил статус Казахстана, как нового независимого государства в мировом сообществе. Несомненным достижением стал принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с ним, государственные органы в рамках своих полномочий стали самостоятельны, должны были взаимодействовать между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Однако у этого механизма выяснился целый пласт недоработок. В частности, ряд таких концептуальных положений, как роспуск Парламента Президентом, импичмент Президента и еще несколько других, не были предусмотрены, что сдерживало эффективное действие системы.

   Кроме того, в пору существования СССР главными постулатами были права на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание. От этих завоеваний в новой Конституции открещиваться тоже не стали и подтвердили их. Правда, при этом внесли оговорки, определяющие границы государственных гарантий социальных прав. Несмотря на то, что прежняя избирательная система продолжала действовать до утверждения специального Закона о выборах, Конституция 1993 года полностью изменила принципы представительства депутатов во властных структурах. Так, согласно четвертому положению основ конституционного строя, единственным источником государственной власти в республике признавался народ Казахстана, который осуществляет эту власть непосредственно и через своих представителей. Все депутаты Верховного Совета и местных представительных органов должны были избираться народным голосованием.

   «...Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконно казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию».
   (Из Конституции 1995 г.)

   Существенно усиливались и расширялись полномочия Главы государства. У Президента появилось право представлять Государственную программу (в старой редакции эта роль отводилась Верховному Совету), а также определять сроки введения национальной валюты в республике. Помимо этого, Президент и Спикер наделены в новой Конституции правом подачи апелляций на решение Конституционного Суда. Первое лицо государства должно было обеспечивать и гарантировать соблюдение прав и свобод граждан республики не только на территории Казахстана, но и за его пределами, а также подбирать состав Кабинета Министров и принимать его отставку (ранее он лишь ставил вопрос об отставке перед Верховным Советом).

   И все же, по мнению аналитиков, согласно Основному Закону 1993 года в Казахстане устанавливалась полупарламентская и полупрезидентская республика. В компетенции Верховного Совета были полномочия, которые отходили от традиционно парламентской и были ближе к полномочиям исполнительной ветви власти. В Конституции существовали нормы-конкуренты. К примеру, в соответствии с пунктом 7 статьи 64 Верховный Совет принимает решение о проведении референдума, а согласно пункту 7 статьи 78 Президент после консультации с Верховным Советом принимает решение о проведении референдума. Таким образом, осуществление такой исключительно важной для государства акции, как референдум, оказалось, как в компетенции Верховного Совета, так и Президента. Не были продуманы и такие острые вопросы, волновавшие общественность, как, например, статус языков, гражданство, земля.

Всенародный референдум

   Конституция 1993 года не давала четкого распределения компетенции органов государственной власти. Это нередко приводило к смешению полномочий и функций. Поэтому, необходимо было четко определить место и роль Президента, Парламента и Правительства. В этих целях Президент Нурсултан Назарбаев издает 22 мая 1995 года Постановление об образовании экспертно-консультативного совета по разработке новой Конституции республики. А, выступая 30 июня 1995 года на Второй сессии Ассамблеи народов Казахстана, Глава государства отметил, что проблемы и неувязки, вынужденные компромиссы, на которые пришлось пойти в Конституции 1993 года, впоследствии поставили страну в правовой тупик.

   Проект нового Основного Закона опубликовали в печати 30 июня для всенародного обсуждения, которое проходило в течение месяца. В нем приняли участие свыше трех миллионов казахстанцев, внесших почти 32 тысячи предложений и замечаний. Всего в процессе доработки указанного проекта внесено более тысячи поправок.

   В результате, 30 августа 1995 года на республиканском референдуме принята новая Конституция – Конституция Республики Казахстан, которая по-новому, с учетом требований времени, решила многие вопросы: организации управления государством, собственности, прав и свобод человека и гражданина, многие другие. Конституция особо подчеркивает, что Казахстан «является унитарным государством с президентской формой правления», «демократическим, светским, правовым и социальным государством», «единственным источником власти в котором является народ» и «суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию».

   Верность выбора этой модели государственного устройства подтвердила сама жизнь. Основной Закон 1995 года, провозгласивший Казахстан президентской республикой, а также конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали статус и функции каждой ветви власти.

   Сегодня, спустя восемь лет, можно говорить о том, что Конституция 1995 года доказала свою жизнеспособность в качестве Основного Закона страны долгосрочного регулирующего действия. А Конституция 1993 года, при всех своих противоречиях, была необходима, чтобы закрепить суверенитет молодой республики в мировом сообществе, принести ей международное признание.

Страницу подготовила Юлия НИТЧЕНКО
НА ГЛАВНУЮ ПЕРВАЯ ПОЛОСА ПОДРОБНОСТИ ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ ПРОГНОЗЫ АГРОМАРКЕТИНГ
ПАРТНЕРСТВО ГЛОБУС НАШ ОПЫТ ГОДЫ МОЛОДЫЕ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧАС ДОСУГА
При использовании материалов
ссылка на ресурс обязательна
Copyright © 2003
Аграрный Казахстан