Агроному на заметку: Полезная информация для агрономов

Жизнь в деревне

Описанная в актах возобновленная для жизни пустошь рас­крывает нам свойства деревни. Мы указывали на труд, с каким создавались деревни. Не всегда хватало жизни земледельца, чтобы выстроить полнокровную деревню. Такая предыстория де­ревни раскрывается материалами о починках. Починок, деревня и пустошь — три этапа в истории одного и того же земледельче­ского селения, поэтому важно и полезно изучить и оценить их в этом единстве. Начнем с пустоши. О том, что пустоши — запу­стевшие деревни, а селища — места, где некогда раньше сущест­вовали села, непосредственно говорят дошедшие до нас совре­менные (т. е. XIV—XV и XVI вв.) документы. Достаточно быть внимательным при чтении этих документов, чтобы на каждом шагу убеждаться в справедливости отмеченного положения. Ко­нечно, документ рассказывает об этом яснее, когда прямо постав­лен вопрос, откуда появились те или иные пустоши или селища. Есть случаи, когда на суде в ходе разбора дела прямо ставятся вопросы о пустошах или селищах, об их истории. Авторитетные лица, современники — судьи, тяжущиеся стороны, «знахорп», старожильцы, вызванные как эксперты, — свидетельствовали, что та или иная пустошь или селище является запустевшей деревней пли селом, о которой помнят они, их отцы и деды.266

В одном особенно внимательно разбиравшемся судном дело эксперты («знахори») и судья сочли необходимым, найдя следы какой-то постройки, отметить, что это «печище», а не «дворище». Свидетели показали, что в этот лес на время сенокоса приезжал архимандрит монастыря и для него был построен временный дом с печью, «печище» — это следы печи и дома. Но поскольку в дан­ном месте нет следов усадьбы и того комплекса строений и со­оружений, которые присущи дому земледельца-крестьянина, то и деревни здесь не бывало, и эксперты заявили, что это не «дво-рище», а все место — не пустошь/0′

Название деревни обычно переходило на пустошь. С. Б. Ве-се.говский пишет: «…не раз старожилы указывали путешество­вавшему в XX в. историку местные названия пустошей, не подо­зревая того, что опрашивающий их историк в этих названиях узнавал давно исчезнувшие селения».268 Пустоши могли иметь очень большую давность.269 Писцовые книги конца XV—начала XVI в., писцовые и переписные книги XVI и XVII вв. прямо ука­зывают: «пустошь, что была деревня».270 Те же документы XV в., рассказывая о причинах запустения деревень, говорят о феодаль­ных войнах, какими особенно богаты были XIV—XV вв., о напа­дениях внешних врагов; о нашествии Тохтамыша (1382 г.), о «Едигеевой рати» (1408—1409 гг.), о вторжении царя Мухамеда (1438 г.) и о битве под городом Белевом («белевщина»), о втор­жении царя Мухамеда и царевича Мамутяка (1445 г.),271 о «вели­ком поветрие» 1420-х годов.272 Есть и конкретные указания — «те деревни запустели от ратных людей и от разбоев»,273 или «опу­стели от татар да от потугов не по силе, люди из них (из воло­стей Юрьевского уезда, — Г. К.) разошлись по иным местам».274 Именно эти внешние обстоятельства являлись подлинными причи­нами появления пустошей и селищ в XIV и в первой половине XV в., а не склонность к бродяжничеству и не подсека.

Материалы о пустошах помогают яснее, конкретнее предста­вить облик деревни. Документы нередко указывают на то, что к пустошам и селищам, как к деревням и селам, тянут различные угодья — леса, пожни, ловища и т. п.275 Это служит свидетельст­вом о самостоятельном хозяйственном значении пустошей. Пред­метом купли, продажи, дарения, мены часто служили именно пустоши, а не села или деревни.276 Пустоши ценились прежде всего как хорошо разработанная пахотная земля, как земельная площадь, еще не столь давно подвергавшаяся регулярной обра­ботке под пахоту или огород; в момент сделки она оставалась пригодной и для расширения площади пашенной земли и даже для развертывания нового хозяйства. В документах зачастую го­ворится о посеве хлеба на пустошах, о пашенных полях на пу­стошах, «о пашне наездом» на пустошах.277 Пустоши жертвова­лись монастырям и охотно приобретались ими и другими земле­владельцами в качестве основы нового хозяйства. «А кто на той пустоши сядет люди»,278 «а кто в тех пустошах и в деревнях учнет жити»,279 «и хто имет в тех селах, в тех деревнях и на пустошах жити людей».280

Таковы обычные формулы в жалованных грамотах и других документах, отмечающие предполагаемое скорое заселение пусто­шей новыми земледельцами или освоение пустошей под пахоту в другой форме.281 Все это было типичным, широко распростра­ненным явлением в конце XIV и начале XV в. Документы отме­чают пустоши во всех районах Северо-Восточной Руси.282

Приобретение пустошей, в целях превращения их в населен­ные зависимыми земледельцами деревни и села, и было тем наи­более доступным путем, каким в изучаемый нами период создавали свои огромные вотчины монастыри Троице-Сергиев, Ки-рилло-Белозерский, Спасо-Ефимьевский, Ферапонтов, Прилуцкий, митрополичьи монастыри и многие другие. Дошедшие до нас акты и копийные книги монастырей и митрополичьего дома ярко освещают этот путь роста монастырских вотчин. В конце XIV— начале XV в. этот рост принял особенно широкий размах.283

Пустошь в самом недавнем прошлом была вполне законченным земледельческим хозяйством — деревней — и эту основу хранила долгие годы. На ней уже могло не быть ни жилых, ни хозяйствен­ных построек, которые могли исчезнуть в результате катастрофы пли по какой-либо другой причине, вызвавшей запустение селе­ния, но оставалось самое ценное — разработанные поля, огороды, капустники, конопляники, хмельники, манившие сюда новопосе­ленца-земледельца с сохой. Эти-то качества пустошей и привле­кали практичную администрацию монастырей. Приобретая пу­стоши, землевладельцы-феодалы призывали на них крестьян-зем­ледельцев или «окупив сажали» их на пустоши — на места старых крестьянских хозяйств. Хозяйственные успехи конца XIV—XV в., достигнутые в сравнительно короткие сроки монастырями (осо­бенно такими, как Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский) в уве­личении вотчин, в умножении сел и деревень в этих вотчи­нах, в умножении числа крестьянского зависимого населения в них, показывают, что расчет на пустоши как на основу новой деревни или отдельного хозяйства имел веские основания. Пу­стоши десятилетиями сохраняли свои свойства ценного земельного угодья. Садившемуся на пустошь земледельцу не требовалось за­ново строить хозяйство, а было достаточно лишь восстановить разрушенное.

Веками вырабатывался тот тип поселения, каким выступает перед нами в документах в XIV—XV вв. деревня. Будем ли мы иметь в виду отдельное сельское поселение лесной полосы, или будем представлять в целом весь комплекс многих тысяч сельских поселений Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, в любом случае деревня как тип сельского поселения — результат боль­шого, целеустремленного, напряженного труда земледельца. Со временники — сельские жители, земледельцы — вкладывали строго определенное содержание в понятие деревни: она представлялась им как комплекс окончательно устроенных земледельческих хо­зяйств, обеспеченных достаточным количеством нолевой, хорошо разработанной, отвоеванной от леса пахотной земли, сенокосными угодьями и т. п. Соответственно этому предъявлялись высокие требования к деревне. Современники не считали возможным при­знавать деревней то поселение, в котором земледельческая база не была в должной мере и прочно обеспечена, даже если в этом селении было все необходимое для жилья и были хозяйственные постройки.

Современники называли «починком», в отличие от деревни, то поселение в лесной зоне, в котором были жилища и постоянное население, по земледельческая база еще не была достаточно проч­ной. И лишь когда жители починка расчищали, выжигали и раз­рабатывали под пашню занятый участок, обеспечивали себя ноле вой пашенной землей, этот починок получал право именоваться деревней. Что починок без пашни — явление обычное 284 и что такой починок с течением времени вырастает в деревню 285 — об  лом ясно говорят документы: актовый, материал конца XIV— начала XV в. и массовый материал о сельских селениях, пред­ставленный писцовыми книгами.286 Починок — первый этап на пути строительства и роста отдельной деревни, современники так и расценивали его.287

При создании прочного земледельческого хозяйства наиболее трудоемким и ответственным было обеспечение его полевым па­хотным участком. Самым сложным в труде земледельца в этом случае было превращение разработанной подсеки в достаточного размера пахотное поле. Можно полагать, что выполнение на долж­ном уровне именно этой задачи определяло переименование по­чинка в деревню. Когда мы сравним починок с деревней, то уви­дим, что у починка еще не указан размер посева, — потому он и в сохи не положен, а в отношении каждой деревни это обяза­тельно сделано. Давая высокие оценки пустошам как земельным угодьям, современники прежде всего подчеркивали земледельче­скую основу деревенских хозяйств, ценность хорошо разработан­ных полей.

Вторая половина XIII, XIV и XV вв. — время напряженного сельского строительства в нечерноземной полосе; материалы о де­ревнях и починках — единственный дошедший до нас источник сведений об этом строительстве. Практически оно выражалось в освоении лесов — в расчистке их, в подготовке пахотных полей, во введении парового земледелия. Появлением сельских поселе­ний нового типа, получивших наименование деревень, отмечался успех на пути сельского строительства, выражавшийся в переходе от подсеки к паровому полевому пашенному земледелию; новые селения — деревни — строились прочно, закреплялись навеки. И каждая деревня, вновь поименованная в актах XIV - XVI вв., является свидетельством поступательного движения земледельцев по пути освоения лесов северной нечерноземной полосы и строи­тельства по-новому организованных земледельческих хозяйств. В актовом материале отмечены тысячи таких вновь возникших и прочно осевших деревень в землях-княжествах Северо-Восточной Руси; ими засвидетельствован изумительный по масштабу и кон­кретным результатам размах этого сельского строительства.