Агроному на заметку: Полезная информация для агрономов

Сенокос — время страды для земледельца

Для администрации монастырей это период особенно настойчивого н искусного наступления на трудовое сельское население. Уместно раскрыть эту сторону деятельности монастырей. О ней записано в судных делах. Например, идет разбор тяжбы за поемные луга между реками Нерлью и Ирмосом, вблизи впадения реки Ирмоса,111 — на этих лугах ставилось до 2000 копен сена. Их оттягивал от крестьян Симонов монастырь в свою собственность. Дети боярские н старцы — свидетели со стороны монастыря — показывали на Картина эта хорошо дополняется фактами из судной (и пра­вой) грамоты Ярославскому-Спасскому монастырю. Речь идет о двух ножениых наволоках, оспариваемых монастырем и крестья­нами Борковской волости. Крестьяне указывают, что эти наволоки принадлежали когда-то бывшей здесь деревне, на месте которой сейчас пустошь с, дворищем, где раньше были дома и полевая пашня. Свидетели со стороны монастыря показывают, что пу­стоши и дворища не было на той земле, «а печищо… одно есть, стояла тут изба, да клеть при архимандрите при Варлааме на приезд. Приезжал в сенокос с старцы и с людми тех пожен ко сити; а в той избе стоял. А что… в том вражке заплотины, а тут два прудца: ловил… архимандрит Варлаам рыбу в речке и в озер­ках неводом, да в те прудцы сажал себе на ежу».114

Конечно, эти парадные выезды архимандрита с шатрами на луга, сулившие богатый укос сена, как и выезды игумена для наблюдения за работой слуг и зависимых крестьян на сенокосе, с одновременным развлечением рыбной ловлей и привольной жизнью на лоне природы, не могут идти в сравнение с летней страдой, переживавшейся земледельцем-крестьянином; для него вызов па монастырский сенокос и барщина грозили тем, что его собственный скот останется без корма на зиму, а урожай хле бов может пропасть вследствие запоздания с их уборкой.

Зимою скот содержался в хлевах, о существовании которых > поминает еще Правда Русская,115 и в других крытых номеще пнях. У монастырей для многих сотен лошадей, коров, быков, телят, овец, свиной и т. д. имелись большие конюшни, скотные дворы, коровники, хлевы и свинарники, а также клети, где скла­дывался корм, и т. д. Хлевы116 для содержания крупного рога­того скота и мелкого скота были необходимой частью в составе крестьянского двора, как и клети,117 подклети, конюшни и т. д."8

Период стойлового содержания скота равнялся 6—7 месяцам; дольше гуляли кони.

Мы видели, что лучшие сенные угодья тем или другим путем попадали в руки феодалов. Возможности для достаточного запаса кормов у крестьянина-земледельца были очень ограниченными. Корма у крестьян не хватало. Скот после зимнего стойлового со­держания обычно выходил сильно отощавшим. Если учесть по­требности всего скота, начиная с лошади (мы говорим о хо­зяйстве бедняка) и кончая овцами, то сена необходимо было иметь на зиму по меньшей мере 25—30 копен, при условии, что овцам и другому мелкому скоту и коровам взамен сена будет вы­даваться мякина, овсяная и ячная солома. Все это говорит об особой важности для скота летних пастбищ. Летом скот поправ­лялся, хорошо отгуливался.

Источники прежде всего позволяют установить большое зна­чение «поскотин» как пастбищ в первую очередь для крупного рогатого скота. Раннее указание на поскотину имеется в купчей, датированной в «Грамотах Великого Новгорода и Пскова» коп цом XIV—началом XV в., у А. А. Шахматова — временем ар хиепископства Ивана в Новгороде (от 1388 до 1414 г.). В ней записано: «А межа той (проданной, — Г. К.) земли по Верхней руцеи, по поскотину опцую».119 В другой купчей в составе куп .пеных земель отмечено: «… и подскотини половина, против тих земель. А другая половина той подскотини другим трем се­лам Евсея Ондроникова, да Степана Васильевича да Остафья Ивановича».120 В двух других документах о поскотине сказано: подскотиню участок, а межа той поскотине от погоста но речке то Турокурие, да по вешняку по Зиноевъскую реку; а в ту поскотину скота не пущали, поскотина у них своя и тягло у них свое с княжьостровци».121

Эти документы свидетельствуют, что поскотины па Двине су шествовали давно. Есть поскотины общие, сразу на несколько сел, и есть поскотины, принадлежащие одному владельцу. Пуск скота в такие поскотины строго регулировался. Поскотину счн тали необходимой и обязательной для успешного ведения ското водства. Прежде всего поскотины служили для крупного рога того скота, коров. Поскотина окружена изгородью («огородом»), отделяющей ее от полей и от большого леса. Пасущийся скот мог ежедневно возвращаться на ночь домой; это было необходимо для доения коров. От деревни в поскотину вел прогон.122 Ко нечно, в поскотине мог пастись и мелкий скот. Поскотины удобны тем, что скот в них можс~ пастись и без пастуха.